В основе потенциальной синергии АСЕАН и БРИКС лежат такие общие принципы, как уважение консенсуса, инклюзивный диалог и невмешательство во внутренние дела. Эти ценности могут способствовать успешному решению сложных региональных проблем и сформировать прочную основу для сотрудничества.
Современная глобальная структура становится всё более фрагментированной и многополярной. Налицо трансформация геополитических и экономических ландшафтов, которая, как ожидается, в свою очередь изменит стратегии и альянсы. Тем не менее мир по-прежнему остаётся глубоко взаимозависимым, особенно с социально-экономической точки зрения. Поскольку глобальная динамика продолжает развиваться, крайне важно, чтобы заинтересованные стороны, будь то региональные блоки, субрегиональные объединения или трансрегиональные минилатеральные субъекты, брали на себя роль посредников для урегулирования конфликтов, содействия многостороннему сотрудничеству и противодействия сторонникам эскалации глобальной напряжённости.
В этом контексте АСЕАН вполне готова принять на себя важную роль, которая вполне ей знакома. Ассоциация уже имеет историю эффективного взаимодействия с широким кругом партнёров, выступая в качестве стабилизирующего звена в регионе и за его пределами. Центральное положение АСЕАН имеет здесь решающее значение, позволяя ей сохранять стратегическую автономию и способствовать инклюзивности, укрепляя репутацию надёжного и прагматичного посредника. Это особенно важно для уравновешивания интересов Запада и Глобального Юга. Традиционные связи с западными партнёрами по диалогу, включая Австралию и Японию, незаменимы. Однако, чтобы действительно играть роль лидера в обеспечении синергии и продвижении многостороннего сотрудничества для решения общих глобальных проблем, необходимо обеспечить широкий спектр торговых и экономических партнёрств внутри региона и за его пределами.
Государства – члены АСЕАН и блок в целом активно продолжают изучать варианты как диверсификации торговых возможностей и партнёрств, так и укрепления внешнего сотрудничества. В этом контексте БРИКС, коллективная структура, представляющая почти 30 процентов мирового ВВП и 44 процента мирового населения, выглядит перспективным игроком. При устоявшейся репутации АСЕАН как стабилизирующего регионального блока возникает вопрос: могут ли БРИКС и АСЕАН объединить свои усилия для содействия содержательному сотрудничеству?
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИНЕРГИЯ
В основе потенциальной синергии АСЕАН и БРИКС лежат такие общие принципы, как уважение консенсуса, инклюзивный диалог и невмешательство во внутренние дела. Эти ценности могут способствовать успешному решению сложных региональных проблем и сформировать прочную основу для сотрудничества.
Как справедливо заметила в ходе XV Азиатской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай», которая прошла в декабре 2024 года в партнёрстве с Фондом «Бейт Аль-Аманах», Фондом мира Сасакавы, Институтом стратегического анализа и политических исследований, доктор Фам Лан Зунг, исполняющая обязанности президента Дипломатической академии Вьетнама, обе группы в глобальном контексте отличает приверженность равенству в принятии решений. Это подразумевает, что, в отличие от некоторых традиционных институтов, БРИКС действует без гегемона или права вето, гарантируя, что каждый её член, независимо от размера или экономического веса, имеет равный голос в формировании политики блока. Другими словами, это отражает демократическую структуру, в которой ни одна сила не доминирует, что обеспечивает солидарность и способствует инклюзивности.
Эта общая основа не только укрепляет совместимость АСЕАН и БРИКС, но и подчёркивает потенциал их стратегической синергии для открытия взаимных возможностей. Выходя за рамки ценностей и моделей управления, эта синергия может трансформироваться в ощутимые социально-экономические выгоды для обоих блоков. Одной из ключевых областей для этого являются торговля и инвестиции. Динамичные экономики АСЕАН с растущим средним классом представляют собой прибыльный рынок для стран БРИКС, особенно в сферах энергетики, цифровых технологий и инфраструктуры. В частности, Россия в рамках БРИКС может использовать свой опыт в области энергетики и природных ресурсов для удовлетворения растущих потребностей АСЕАН в энергии. С другой стороны, бурно развивающийся производственный сектор и технологические инновации АСЕАН предоставят странам БРИКС доступ к новым цепочкам поставок и возможностям, например в финансово-технологическом секторе и в секторе электронной коммерции.
В этом контексте INSAP полагает, что дальнейшее укрепление формирующегося экономического партнёрства АСЕАН и БРИКС потенциально связано с необходимостью диверсификации подходов к финансовым системам или, проще говоря, дедолларизацией. Однако это подразумевает скорее не отказ от доллара, а разработку «дополнительных платёжных систем». Недаром доктор Игорь Макаров, руководитель департамента мировой экономики и заведующий лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ, утверждал на конференции, что цель состоит не в том, чтобы заменить доллар США какой-либо другой валютой, а в том, чтобы заместить некоторые его функции, создав новые элементы мировой финансовой системы. Это подразумевает создание альтернативных механизмов и снижение зависимости от доллара без полного отказа от его использования.
Общее стремление к финансовой диверсификации, наряду с сотрудничеством в области энергетики, технологий и инфраструктуры, в конечном итоге укрепляет потенциал экономического партнёрства АСЕАН и БРИКС, способствуя формированию более устойчивого экономического ландшафта, взаимному росту и процветанию.
ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
В заголовках СМИ часто господствует геополитическая напряжённость, создавая потенциально сложную среду для более глубокого сотрудничества. INSAP также видит потенциальное препятствие для взаимопонимания и укрепления доверия в различии точек зрения на глобальное управление. Доктор Куик Ченг-Чви, профессор кафедры международных отношений Института малайзийских и международных исследований Национального университета Малайзии (IKMAS), точно уловил эти сложности, предположив на конференции, что изменение мирового порядка и региональная напряжённость создают трудности в согласовании принципов нейтралитета и инклюзивности АСЕАН со стратегическими императивами некоторых членов БРИКС.
Однако, как оптимистично отметила на закрытии первого дня валдайской Азиатской конференции председатель INSAP доктор Памела Йонг, «развитие связей между АСЕАН и БРИКС сопряжено с трудностями из-за различий в экономических структурах и геополитических сложностей. Однако эти различия не затмевают огромные возможности для сотрудничества». Этот позитивный настрой подчёркивает значительный потенциал взаимовыгодного партнёрства, несмотря на все препятствия. Сосредоточившись на общих интересах, открытом диалоге и гибкой структуре, АСЕАН и БРИКС в состоянии сформировать более прочное, устойчивое и инклюзивное сотрудничество, которое будет способствовать процветающему будущему не только для обоих блоков, но и для мирового сообщества.
Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.
Что принесли очередные отборочные туры на чемпионат мира - 2026?
Онлайн-выставка «Двери, ключи, пороги, лестницы, коридоры...» раскрывает глубинные значения этих древних архетипов.
Дебютный проект студии Майка Лейдлоу Yellow Brick Games Eternal Strands не может похвастаться интересным геймплеем.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Код Фриппа: как один человек изменил язык рок-музыки.