Ухабистая дорога

ОТКАЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ С ДВС К 2030 ГОДУ БУДЕТ СОПРЯЖЕН С ТРУДНОСТЯМИ

Конец 2024 года мог бы ознаменоваться значительным прорывом для британской автомобильной индустрии. Доля продажи электромобилей на рынке впервые превысила пять процентов среди всех проданных новых автомобилей, хотя еще в 2019 году она составляла лишь два процента. Однако вместо триумфа возник конфликт автомобильных компаний с правительством.

В 2024 году было введено новое правило для всех производителей транспортных средств, согласно которому не менее 22 % продаж каждого автопроизводителя должны приходиться на электромобили с нулевыми выбросами (ZEVs). В 2025 году этот порог поднимется до 28 %, и такая динамика сохранится до 2030 года, когда в Великобритании планируется ограничить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.



Проблема в том, что многие компании, похоже, не дотянут до этой цели. Консалтинговая фирма New Automotive отмечает, что Nissan, Ford и Renault заметно отстают от выполнения новых требований по минимальному объему производства электромобилей с нулевыми выбросами. Компания Hyundai тоже сталкивается с трудностями, однако её положение лучше, чем у BMW и Mercedes. Tesla продает только электромобили. На производство электрического транспорта ориентированы и китайские бренды, такие как BYD и Great Wall. Эти компании занимают более выгодные позиции.

Невыполнение новых правил для производителей транспортных средств грозит серьезными последствиями. За каждый проданный сверх установленной правительством нормы автомобиль с ДВС производители заплатят штраф в размере 15 000 фунтов стерлингов (чуть более 19 тысяч долларов США).

Некоторые автоконцерны уже начали продавать меньше бензиновых авто. Так, компания Stellantis, которой принадлежат бренды Fiat и Vauxhall (ее главный акционер контролирует материнскую компанию), частично оправдывает решение о закрытии завода в Лутоне новыми требованиями, хотя это заявление, возможно, несколько преувеличено.

При этом у компаний остается пространство для маневра: они могут продавать автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ICE), но с меньшими выбросами CO. Так они частично выполнят свои обязательства без нужды полностью переходить на производство электромобилей.

Учитывая это, компания New Automotive считает, что реальное требование для отрасли в 2024 году будет ближе к 18 %, а не к 22, как это позиционируется сейчас.

Кроме того, автопроизводители, которые не сумели выполнить нормы по производству электромобилей, смогут купить специальные кредиты у тех компаний, которые выпустили электромобилей больше минимального количества, установленного государством. Скорее всего, это приведет к тому, что старые европейские концерны будут отдавать свои кровные более расторопным китайским конкурентам, что поставит правительство в неудобное положение.

Тем не менее в 2024 году отрасль, вероятнее всего, продаст больше электромобилей, чем требуется по установленным правительством нормам, поэтому таких кредитов должно хватить (это превышение позволит автопроизводителям накопить дополнительные кредиты, которые они смогут использовать для компенсации недостаточного производства электромобилей в будущем. – Прим. ред.)

Вполне ожидаемо, что принятые меры вызвали недовольство у представителей отрасли. Для правительства, которое стремится стимулировать экономический рост, такой подход также выглядит малопривлекательным. Министр по делам бизнеса Джонатан Рейнольдс пообещал провести ускоренные консультации по смягчению правил производства автомобилей, однако подчеркнул, что перенос конечной даты, то есть 2030 год, исключен.

Основная проблема закона заключается в том, что хотя он и подтолкнул автопроизводителей к выпуску экологически более чистых электромобилей, но не обеспечил достаточного количества покупателей, желающих их приобрести.

Рост спроса на электромобили происходит медленнее, чем планировалось. Британцев останавливают два главных фактора. Первый – высокая цена: более половины участников опроса YouGov, планирующих покупку автомобиля, отметили её как основную проблему (54 %). На данный момент стоимость электромобиля всё ещё выше цены аналогичных машин с ДВС. Однако цены быстро снижаются и, скорее всего, продолжат падать по мере развития технологий. Ожидаемые новинки 2025 года, такие как электрический Renault 5 или продукция компании Leapmotor International, партнера Stellantis, по цене обещают быть значительно доступнее. Ещё одно преимущество электромобилей – низкая стоимость эксплуатации: зарядка обходится дешевле бензина. Поэтому для многих автовладельцев общие траты на электромобиль окажутся ниже, чем на бензиновое авто.

Представители отрасли считают, что увеличить спрос на электрокары помогло было субсидирование со стороны государства. После того как Германия отменила аналогичные субсидии в конце 2023 года, доля электромобилей на рынке сократилась на семь процентов. Однако субсидии требуют значительных затрат, и, принимая во внимание быстрое снижение цен на электромобили, они, скорее всего, не потребуются.

Но даже если стоимость автомобилей уйдет на второй план, остаётся другая проблема – нехватка зарядной инфраструктуры, на что указали 44 % респондентов YouGov. Однако Фиона Ховарт из компании Octopus Electric Vehicles отмечает, что принятые правила стимулировали значительный приток частных инвестиций в развитие зарядных станций, так как давали гарантию, что на дорогах будет достаточное количество электромобилей, которые оправдают все затраты на инфраструктуру. В настоящее время в Великобритании практически на каждый электромобиль приходится одно зарядное устройство.

Однако поддерживать надлежащий уровень зарядки будет сложнее (поддержка необходимого уровня зарядки – обеспечение достаточного количества электроэнергии для зарядки электромобилей, чтобы они не сталкивались с проблемой разрядки батареи в неподходящее время. – Прим. ред.). Электромобили будет легче продать владельцам частных домов, имеющих возможность заряжать машины прямо дома.

С увеличением числа электромобилей на дорогах потребуется расширение сети общественных зарядных станций. Но инфраструктурные проекты легко могут застопориться, если придется слишком долго ждать разрешения на строительство или подключение к электросети. Правительству необходимо будет тщательно контролировать этот процесс и при необходимости принимать меры.


Члены правительств, сменявшихся на протяжении нескольких лет, выражали сомнения в том, что прекращение продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ICE) к 2030 году является реальной целью. Сначала такую задачу поставил Борис Джонсон, но Риши Сунак сдвинул сроки на 2035 год. Нынешнее лейбористское правительство Великобритании считает, что 2030 год – реальный срок, но при этом собирается сохранить определенную гибкость в отношении гибридных машин.

В рейтинге европейских стран по темпам внедрения электромобилей Великобритания крепкий середнячок. Но она вполне может попасть в топ списка, и примеры некоторых стран убедительное тому доказательство. В Норвегии, например, почти 90 % новых автомобилей, проданных в этом году, были электрокарами.

The Economist

Перевод Антона Дубровского

Иллюстрация: использованы изображения Robert Bye, Ahmad Roaayala 

13.12.2024
Важное

Ученые обнаружили, что кофейные отходы повышают прочность бетонных блоков и могут использоваться вместо песка.

22.01.2025 17:00:00

Сразу после вступления в должность президент Дональд Трамп подписал несколько важных указов, которые окажут значительное влияние на весь мир.

22.01.2025 13:00:00

Нефтяные гиганты сворачивают зеленые проекты и возвращаются к традиционным источникам энергии.

22.01.2025 09:00:00
Другие Статьи

В этом году Новая Зеландия столкнется с серьезными политическими вызовами.

К 2030 году рынок труда потребует от многих смены квалификации, ведь профессий, позволяющих достойно зарабатывать, останется не так уж много.

Рецензия на новый фильм Кристиана Гьюдгэста «Охота на воров 2: Пантера».

Кенийский стартап-город призван совершить революцию в урбанизации Африки.