Южнокорейское «экономическое чудо» 1960–1990-х годов превратило Южную Корею, на тот момент одну из беднейших стран, в мирового лидера — сегодня это 11-я экономика в мире с ВВП более чем $1,6 трлн. Центром этих масштабных изменений стал Сеул: всего за несколько десятилетий южнокорейская столица выросла ввысь со скоростью, в два-три раза превышающей темпы роста других городов. Урбанизация развивалась так стремительно, что город столкнулся с рядом проблем: плотная застройка привела к исчезновению исторических районов, перенаселенность вызвала перегрузку инфраструктуры, а быстрый рост небоскребов и массовая застройка едва оставили пространство для общественных и зеленых зон. Сеул долгое время был ориентирован на экономическую эффективность, а не на комфорт и гармонию городской среды, что создало дисбаланс между историческим наследием и современными урбанистическими решениями. Сегодня город решает задачу переосмысления своего облика: как сохранить уникальный архитектурный код, улучшить качество жизни жителей и сделать Сеул примером устойчивого мегаполиса. В цикле «Город по-другому» вместе с архитектором Александрой Чечеткиной продолжаем разбираться, как это отразилось на архитектуре и городской среде.
КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Сеул — это город, который удивляет, вдохновляет и заставляет переосмыслить подход к городскому развитию. Здесь небоскребы вырастают с беспрецедентной скоростью, хаотичная реклама перекрывает строгую геометрию улиц, а сохранившиеся древние ханоки мирно соседствуют с шедеврами Захи Хадид и других современных архитекторов. Это город, где свобода дизайна и творчества уживается с азиатской дисциплиной и организованностью. Сеул не боится экспериментов, а его стремление к прогрессу позволяет находить решения, которые на первый взгляд кажутся невозможными.
Период после Корейской войны (1950–1953), которая разрушила более 70 % зданий и оставила город практически в руинах, стал началом трансформации Сеула из разрушенной столицы в глобальный мегаполис. В период 1950–1960-х были построены дороги, мосты, электростанции и общественные здания, что стало основой для будущего экономического развития.
За счет миграции сельского населения в город численность жителей резко увеличилась. Если в 1950 году в Сеуле жили около 1 млн человек, то к 1960 году население превысило 2,5 млн, а в 1980-х — уже 8 млн. Это потребовало масштабного градостроительства.
С экономическим ростом власти Сеула осознали, что просто инфраструктурного развития недостаточно. В 1990-х годах акцент сместился на создание комфортной городской среды и культурных объектов.
ДИЗАЙН ВО ГЛАВЕ УГЛА
Южная Корея придает огромное значение развитию дизайна, инноваций и креативных индустрий, и это заметно, когда попадаешь в районы Gangnam и Samcheong-dong, которые наполнены необычными магазинами, скорее напоминающими комьюнити-центры, арт-галереи и иногда даже музеи, как в случае с флагманским зданием косметического бренда Sulwhasoo.
Сеул превратил дизайн в стратегический инструмент развития, сделав его не просто эстетическим выбором, а способом решения ключевых городских проблем. В отличие от многих мегаполисов, где архитектурные изменения происходят стихийно, здесь подход к дизайну — осознанная политика, направленная на баланс между историей и инновациями, удобством для жителей и глобальной привлекательностью.
Развитием творческих индустрий власти занимаются целенаправленно. Для этого открыли разные институции и организации, вот несколько ключевых.
Korea Institute of Design Promotion (KIDP)
Интересно, что это государственный институт, созданный при поддержке Министерства торговли, промышленности и энергетики (MOTIE). Он занимается развитием дизайна как экономического и культурного ресурса, что включает в себя продвижение корейского дизайна на мировой арене, и организацией конкурсов, выставок и образовательных программ.
Институт играет ключевую роль в организации одного из самых значимых событий в мире дизайна — Design Korea. KIDP также активно участвует в международных выставках, представляя корейский дизайн на мировой арене.
Seoul Design Foundation (SDF)
Еще одна городская организация, созданная для продвижения Сеула как мирового центра дизайна. SDF поддерживает устойчивый дизайн и образовательные инициативы, а также организует ежегодную Сеульскую неделю дизайна (Seoul Design Week).
В 2024 году Seoul Design Festival и Design Korea прошли совместно, а в мероприятии, помимо SDF и KIDP, приняли участие Design House и Korea Craft & Design Foundation.
Различные мероприятия и институции объединились под общим названием Korea Design Festival. Все для того, чтобы усилить позиции на международной арене и чтобы K-design зазвучал так же громко, как K-pop.
Центр дизайна Тондэмун (DDP)
Один из крупнейших культурных и дизайнерских хабов в мире был спроектирован Захой Хадид и открыт в 2014 году. В DDP проходят выставки корейского и мирового дизайна, конференции и фестивали. Кроме того, центр реализует инициативы, направленные на поддержку молодых дизайнеров и стартапов.
Министерство культуры, спорта и туризма (MCST)
Хотя это министерство не фокусируется исключительно на дизайне, оно активно поддерживает креативные индустрии, включая дизайн, кино, музыку и моду для продвижения корейской культуры на мировой арене. Среди функций министерства — финансирование дизайнерских проектов и выделение грантов для международных выставок.
ГЛОБАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕУЛА В ДИЗАЙНЕ
Фокус Сеула на развитие культуры и дизайна и его успехи были замечены, и в 2010 году ЮНЕСКО назвала его «городом дизайна». Это стало возможным благодаря успешному сочетанию традиционной архитектуры и современных пространств, поддержке местных дизайнеров и внедрению дизайна в городскую среду.
Проект Центра дизайна Тондэмун (DDP) стал ключевым элементом формирования образа Сеула как мировой дизайн-столицы.
Строительство DDP повлекло за собой процесс джентрификации в районе Тондэмун, открыв возможности для улучшения инфраструктуры, создания новых рабочих мест и расширения транспортных связей. Сегодня DDP является центром притяжения инвесторов, туристов, дизайнеров и культурных предпринимателей.
Важным аспектом развития района вокруг DDP является создание публичных пространств. Один из таких объектов — прилегающий парк. Этот зеленый уголок стал не только популярным местом отдыха для горожан и туристов, но и площадкой для культурных мероприятий и фестивалей. Здесь создается атмосфера общения и объединения, что способствует укреплению социальных связей.
Рядом с этим современным пространством находятся древние ворота Намдэмун, построенные в XIV веке. Сохраненные как часть городских стен, они олицетворяют связь между прошлым и настоящим Сеула, являясь частью живого контекста динамично развивающегося города.
В мире современного искусства Сеул тоже отличился: в 2022 году британская ярмарка современного искусства Frieze официально переехала из Гонконга в Сеул. Первый выпуск Frieze Seoul прошел в выставочном центре COEX в районе Каннам. Это решение стало маркером роста южнокорейского арт-рынка. C 2021 по 2022 год оборот современного искусства в Сеуле вырос на 344 %. Экономический подъем привел к росту числа коллекционеров и спросу на искусство. В ответ город активно развивал культурную инфраструктуру: появились знаковые пространства, такие как Leeum, Samsung Museum of Art. Свою роль сыграл и растущий интерес к корейской волне (K-culture). Frieze Seoul стала не только важной вехой для арт-рынка Азии, но и символом того, как Сеул утверждает себя в роли нового культурного хаба в регионе.
ГОРОД ПАРАДОКСА И БАЛАНСА
«Архитектура Сеула — это парадокс: древние дворцы соседствуют с безликими бетонными коробками, а стеклянные небоскребы воплощают амбиции страны, забывая о ее прошлом», — пишет российский востоковед Андрей Ланьков.
Корейская философия жизни во многом основана на гармонии с природой, что нашло отражение в ханоках — традиционных деревянных домах с характерными черепичными крышами. Эти постройки в городе соседствуют с ультрасовременными зданиями от лучших мировых архитекторов.
Другая знаковая история — мультифункциональное 17-этажное здание косметической компании Amore Pacific, спроектированное бюро британского архитектора сэра Дэвида Чипперфильда. Здесь под одной крышей сосуществуют магазин, кафе, библиотека, лекторий, офисные пространства разных компаний, включая PwC, и огромный атриум. Здание стало символом того, как современные архитектурные подходы могут сочетаться с культурными ценностями. История о корейской семье — матери и сыне, владельцах Amore Pacific, которые полностью доверились архитектору, чтобы создать не просто функциональный офис, а настоящий культурный центр, — стала символом такого подхода.
И конечно, Сеул известен районом Мёндон (Myeongdong), где хаотичные и яркие вывески создают уже ставшую известной на весь мир атмосферу творческого хаоса и беспорядка. И все же город остается воплощением азиатской строгости. «Как такое возможно?» — спросила я у Инхи Ким, соавтора мастер-плана Сеула. Он ответил: «Мы пытались ввести дизайн-код, но он, похоже, не прижился и просто растворился в городской среде». Меня поразило такое принятие органического. Можно уверенно сказать, что Сеул — это город, который находит баланс между строгостью правил и креативной свободой. Именно это делает его уникальным среди других мегаполисов мира.
ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЭКОЛОГИЯ
Одной из причин быстрого развития городской среды стала культурная особенность корейцев — их дисциплина и усердие. Каждый день в Сеуле начинается с четкого распорядка. Например, рабочие на стройке ровно в семь утра собираются в круг для зарядки, разминают плечи друг другу, обсуждают план работы и приступают к делу. Этот уровень организованности, заложенный в национальном коде, позволил Сеулу вырасти в рекордные сроки и стать одной из самых динамично развивающихся столиц мира.
Но дисциплина — это не только про скорость. Это еще и про продуманное планирование городской среды.
Неудивительно, что местные власти вкладывают много сил в изменение этой ситуации. Вокруг города создали 1,6 тыс. кв. км лесных массивов. Озеленение становится важной частью и архитектуры, и городского ландшафта: крупные деревья высаживаются вдоль улиц и во дворах жилых комплексов, а специальные мосты-акведуки позволяют зелени соединять разные районы города, не прерывая биоразнообразие и создавая более комфортное и душевное пространство. Кстати, работа с крупномерными деревьями и озеленением в целом помогает «сбить масштаб» высоток на более человечный. Это же делают и в Токио, о котором мы уже рассказывали.
В борьбе за чистый воздух Сеулу также помогают роботы, дроны, спутники, которые собирают данные, и проект по созданию искусственного дождя для очистки атмосферы. Корея надеется реализовать его с соседним Китаем, откуда с пыльными бурями поступает около 70 % токсичных частиц. Судя по данным сеульских властей, эти меры дают результат: в 2024 году в городе был зафиксирован самый низкий уровень твердых частиц PM2.5 с момента начала борьбы с ними в 2008 году.
С каждым годом интеграция дизайна, экологии и устойчивых решений делает город еще комфортнее, привлекает все больше туристов и инвестиции. В будущем этот подход поможет Сеулу справляться с ростом населения, цифровизацией и климатическими вызовами, превращая его в модель мегаполиса будущего.
Древние наскальные рисунки, случайно обнаруженные в горном массиве Серра-да-Мантикейра, могут рассказать о быте и передвижении людей, живших более двух тысяч лет назад.
Определились команды, которые сыграют в ½ Лиги чемпионов.
Цены на золото превысили $3000 за унцию, поскольку инвесторы, опасаясь глобальной экономической нестабильности, переходят на более надежные активы.
За добычу критически важного для современных технологий кобальта Демократической Республике Конго приходится платить высокую цену.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Доллар продолжает оставаться основной валютой для привлечения займов в большинстве государств мира и играет главную роль в развитии мировой энергетики.