Где бы вы ни находились, сетевой ресторан будет выглядеть совсем так же, как и на другом конце земного шара. Как следствие, возник тренд на неолокализм — стремление потребителей к уникальному и локальному опыту. Как бренды используют его в маркетинге и чему у них можно поучиться — читайте в материале Елены Лихановой из RB.ru.
Представьте, что вам захотелось выпить кофе. Что вы выберете — большое
сетевое кафе, торговый центр или маленькую
уютную кофейню за углом?
Starbucks и им подобные стали так распространены, что опыт от их посещения уже не кажется уникальным. Все чаще мы ищем что-то особенное и личное, где чувствуется
влияние места и характер.
Это явление получило название
неолокализм. Его можно описать как
«осознанное стремление некоторых людей к «локальным» вещам, которые привязывают их к определенному месту», своеобразную попытку «утвердить нечто «отличительно локальное». Так мы реагируем на мир, в котором остается все меньше уникального. Иначе говоря, покупателям хочется чего-то более аутентичного, чем кофе из крупной международной сети.
Причина этого желания в том, что в цифровую эру люди становятся всё дальше от своих корней.
Уильям Гибсон предвидел это еще в 1984 году в своем культовом романе в жанре киберпанк «
Нейромант». Он представлял огромное виртуальное пространство, лишенное любых связей с реальным миром, где география
не имела значения.
С развитием интернета и распространением масс-маркета всё вокруг
стало одинаковым. Вот почему люди стремятся к уникальным впечатлениям, пытаясь вернуть связь с географической
идентичностью, чувством места и прочими атрибутами
физической среды.
Важная роль в этом процессе отводится
бизнесу. Решения о покупке становятся способом найти свое место в современном обществе и отличиться от других. Как объяснял
Жан Бодрийяр в книге
«Симулякры и симуляции»: то, что покупают люди, это не просто продукт, а часть того, что они представляют из себя как персоны. Наши покупки отражают нашу идентичность, а потребление следует за производством себя.
В прямом смысле слова
мы — то, что мы покупаем.
Для бизнеса важно намеренно создавать культурные и
привязанные к месту нарративы. На начальных этапах можно применять в маркетинге локальные имена и изображения, а со временем добавить взаимодействие
с локальным сообществом и экологической стабильностью.
Причина этого желания в том, что в цифровую эру люди становятся всё дальше от своих корней. Уильям Гибсон предвидел это еще в 1984 году в своем культовом романе в жанре киберпанк «Нейромант». Он представлял огромное виртуальное пространство, лишенное любых связей с реальным миром, где география не имела значения.
Бренд может создать свой собственный
социальный мир, простирающийся к членам сообщества и позволяющий создать и присвоить значение культурным элементам, а также поощрять взаимодействие с местом через социальные медиа, виртуально воссоздавая чувство контекста.
ПОЧЕМУ БРЕНД ОДЕЖДЫ ИЩЕТ ВДОХНОВЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ
Один из лучших примеров того, как бренд реализует эту стратегию, —
Paul Smith. Несмотря на то, что это в первую очередь fashion-ретейлер,
Paul Smith успешно использует дизайн магазинов для создания чувства места:
в
Лос-Анджелесе (США) бутик бренда выделяется ярко-розовой стеной, вдохновленной архитектурой
Луиса Баррагана;
в токийском районе
Гинза — сине-зеленым алюминиевым фасадом, напоминающим «Стеклянный дом» архитектора
Пьера Шаро;
а в
Лондоне (Великобритания) сохранили оригинальную кирпичную стену и чугунное литье.
Стоит отметить, что, хотя все магазины
Paul Smith уникальны, дизайн не обязательно связан с наследием конкретной локации. Достаточно того, чтобы опыт посещения каждого бутика был уникальным, даже если ассортимент товаров будет одним и тем же.
В прямом смысле слова мы — то, что мы покупаем.
Аналогичный концепт и у французского бьюти-бренда
Buly.
В отделке магазина, расположенного в
Кобе (Япония), используется красный мрамор, напоминающий говядину кобе.
Магазины в
Париже оформлены в стиле традиционных французских аптек.
Несмотря на успех
Paul Smith и Buly, большинству крупных сетей не удается привнести неолокализм в свою маркетинговую стратегию, возможно, из-за того, что это требует дополнительных затрат и усилий.
Таким образом,
ниша остается свободной для малого бизнеса, которому легче адаптировать предложение, чтобы добавить к нему идентичности. Кроме того, небольшие игроки с большей вероятностью будут иметь знания и связи, которые помогут
развить отношения с местным сообществом.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕОЛОКАЛИЗМ В БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ
Идеи, лежащие в основе концепции, предполагают
развитие глубокого интереса к местам, людям и их общей истории.
Примите, что этот подход
приносит опыт, а не транзакции.
Изучите местность, где работает ваш бизнес, ее историю, наследие, окружающую среду, отрасль и архитектуру, местные достопримечательности и культурные явления. Упоминайте их в маркетинге и при возможности
оставляйте отсылки в локациях, где ведете бизнес.
Учитывайте
персоналии и поведение людей, которые здесь живут. Уделяйте внимание их особенностям и ценностям. Разузнайте о местных сообществах и свяжитесь с ними, например через
благотворительные инициативы.
Поощряйте обсуждение
локальной экологической повестки и поддерживайте проекты в этой области.
Ориентируйтесь на другие известные
локальные бренды. Запускайте совместные коллаборации и учитывайте их в позиционировании.
Таким образом, ниша остается свободной для малого бизнеса, которому легче адаптировать предложение, чтобы добавить к нему идентичности. Кроме того, небольшие игроки с большей вероятностью будут иметь знания и связи, которые помогут развить отношения с местным сообществом.
Если у вас несколько локаций, продумайте в них
уникальные отличия. Ничто не уничтожает чувство места быстрее, чем появление сразу нескольких одинаковых пространств. Люди любят рассказывать истории, и в большинстве мест уже есть свои истории —
надо лишь приглядеться к ним.
Не действуйте формально и не ограничивайтесь внешним. Используйте прошлое как фундамент для построения своего бизнеса.
Иллюстрация: использованы изображения WEBTECHOPS LLP и YUNAN WANG