Транспортная составляющая как фактор усиления центростремительных региональных тенденций
Одним из значимых элементов выстраивания новой экономической реальности в Евразии справедливо считать успешные наработки в рамках ШОС в области транспорта. Этот азимут шосовского сотрудничества по своему содержанию перекликается с набором инициатив в рамках концепции «ОПОП», способствует укреплению интеграционных начинаний в рамках ЕАЭС, а также совпадает с приоритетами национальных стратегий экономического развития государств-членов ШОС, наблюдателей и партнеров по диалогу.
Локомотивом развития многостороннего транспортного сотрудничества между странами ШОС служит взаимодействие в сфере автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт широко применяется во всех отраслях народного хозяйства.
Высокие темпы урбанизации в странах ШОС, обширное пространство диктуют необходимость наличия достаточно широкой и разветвленной сети автомобильных магистралей. Сегодня общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории 8 стран ШОС, по общим подсчетам, превышает 12,5 млн км, что равно 18% всей протяженности мировых дорог. Такая дорожная система в государствах ШОС способствует ежегодному увеличению автомобильных перевозок грузов. К примеру, только в 6 государствах-членах ШОС за 2016 год было перевезено около 42 млрд тонн груза. С учетом статистики Индии и Пакистана эта цифра, очевидно, возрастет в разы.
Международно-правовой основой в рамках ШОС для развития транспортной инфраструктуры и улучшения грузовых перевозок служит Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Соглашение вступило в силу 20 января 2017 года.
Оно создает правовую базу паритетных условий для автоперевозчиков и заложило единообразную основу для их профессиональной деятельности на пространстве ШОС.
В мире уже активно практикуются различные виды многосторонних разрешительных систем автомобильного транспорта. Тем не менее, формируемая на основе Соглашения ШОС новая многосторонняя разрешительная система транспортировки грузов по сквозным автомобильным маршрутам от Тихого океана (Ляньюньган, КНР) до Балтийского моря (Санкт-Петербург, Россия), является в своем роде уникальной. Она открывает широкие возможности для строительства новых и реконструкции существующих международных автомобильных дорог, способствуя тем самым расширению всего комплекса торгово-экономических связей, увеличения взаимного товарооборота, привлечения инвестиций и формирования современной и разветвленной системы транспортных маршрутов на пространстве ШОС.
По экспертным оценкам ЭСКАТО ООН, Соглашение открывает более 15 тысяч километров высокоскоростных дорог для беспрепятственного передвижения транспорта и осуществления грузоперевозок. Самая протяженная артерия превышает 9 тыс. километров, а в целом маршруты Соглашения открывают странам, не имеющим выхода к морю, новые возможности в сфере торгов-экономического и транспортно-инфраструктурного взаимодействия, содействуют развитию региональной взаимосвязанности.
Соглашение также будет стимулировать процессы дальнейшего упрощения формальностей и процедур в вопросах выдачи виз, пограничного, таможенного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля при осуществлении международных автомобильных перевозок.
Согласно Соглашению, стороны предоставляют перевозчикам право на осуществление международных автомобильных перевозок по территории их государств транспортными средствами, зарегистрированными на территории государства одной из сторон.
Право перевозчика на осуществление международной автомобильной перевозки подтверждается разрешением единого образца, выданным компетентным органом государства стороны и действительного на территориях участников Соглашения. При этом перевозчики освобождаются от уплаты сборов и платежей, связанных с владением или пользованием транспортными средствами, а также с использованием или содержанием автомобильных дорог государства другой стороны.
Международные автомобильные перевозки будут осуществляться по шести маршрутам, проходящим по территории всех стран ШОС. Четыре коридора проходят по территории Казахстана, пять – по Китаю, два – по Кыргызстану, три – по России и по одному – по территориям Таджикистана и Узбекистана.
При этом важно отметить, что эти маршруты практически совпадают с основными маршрутами традиционного Шелкового пути: северный – через Казахстан и Россию; центральный – через Центральную Азию; южный – через Индию, Афганистан, Пакистан, Иран и Турцию. Все эти страны имеют соответствующий статус в ШОС. По сути, это выделяет Соглашение в качестве конкретного вклада ШОС в развитие и реализацию проекта строительства «экономического пояса» Шелкового пути.
В целях эффективного, согласованного и последовательного применения положений Соглашения министерства транспорта государств-членов ШОС учредили Совместную комиссию по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.
В соответствии со статьей 23 Соглашения, после вступления в силу оно открыто для присоединения любого государства, желающего присоединиться к нему, путем передачи депозитарию документа о присоединении.
Такой открытый характер присоединения к Соглашению для государств вне ареала ШОС вызвал большой практический интерес у ряда азиатских и восточноевропейских стран, таких как Беларусь, Монголия и Туркменистан.
Открытость участия в Соглашении, по нашему мнению, создает большие возможности как для стран «семьи ШОС», так и государств, не имеющих какого-либо статуса при Организации. Выгоды и преимущества, в первую очередь, связаны с установлением устойчивых транспортно-коммуникационных связей и расширением торгово-экономических отношений со всеми странами ШОС, которые обладают значительными природными и людскими ресурсами, а также огромным транзитным потенциалом. У страны, намеревающейся присоединиться к Соглашению, появляется возможность одной из первых включиться в широкий процесс формирования в регионе современной системы транспортных связей.
Реализации Соглашения об автомобильных перевозках будет содействовать подписанное в 2007 году в г. Ташкенте межправительственное Соглашение ШОС о сотрудничестве в таможенных делах. В настоящее время таможенные службы сторон согласно этому документу принимают меры по упрощению таможенного оформления товаров и перемещения транспортных средств через территории государств-членов ШОС, признают таможенные средства идентификации, бланки и другие документы стран-участниц данного Соглашения.
Наряду с указанными соглашениями в рамках ШОС также приняты и другие политико-правовые документы, направленные на развитие автомобильного транспорта и повышение транзитного потенциала государств-членов Организации. Одним из таких программных документов ШОС считается принятая в 2015 году в ходе Уфимского саммита Стратегия развития ШОС до 2025 года и План действий по ее реализации, который был подписан в 2016 году в рамках Ташкентского юбилейного саммита.
Эти документы предусматривают расширение на пространстве ШОС сети международных логистических центров и формирование сети индустриальных кластеров вдоль транспортных артерий, совершенствование международных автомобильных маршрутов, в том числе ускоренного строительства и реконструкции участков автомобильных дорог в составах международных транспортных маршрутов, а также внедрение инноваций и интеллектуальных транспортных систем.
Ряд важных документов в сфере экономики и транспорта приняты 3 ноября 2016 года в г. Бишкеке в ходе заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС. Основным из них стал Перечень мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2017–2021 годы. Седьмой раздел Перечня полностью посвящен сотрудничеству в сфере транспорта. В частности, в нем указано обязательство стран ШОС по совершенствованию международных автомобильных маршрутов, в том числе путем осуществления и мониторинга реализации отобранных проектов, включая строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог в составах международных транспортных маршрутов, а также формирование новых многосторонних проектов взаимовыгодного сотрудничества в рамках ШОС в целях опережающего развития транспортной инфраструктуры.
Главами правительств в целях развития сети автомобильных дорог также было принято решение о скорейшей подготовке проекта Программы развития дорог ШОС, над которой в настоящее время ведут работу эксперты государств-членов. Программа должна стать логическим продолжением межправительственного Соглашения об автомобильных перевозках и послужить мощным рычагом для повышения конкурентоспособности стран ШОС на рынке транспортных услуг и последующего развития торгово-экономических отношений, как между государствами региона, так и со странами Восточной Европы, Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
ШОС и перспективы формирования Большого евразийского партнерства
Ввиду устойчивых процессов преобразования экономического ландшафта Евразийский континент становится флагманом региональной интеграции, ориентированной, прежде всего, на интересы самих стран Большой Евразии. Пока эти процессы переплетаются, часто идут параллельно либо стыкуются по отдельно взятым элементам, однако формирование единой стройной взаимосвязанной системы пока остается делом будущего. В первую очередь имеется необходимость достижения политических договоренностей по широкому контуру, что требует политической воли участников этих процессов.
Вместе с тем продолжает развиваться Евразийский экономический союз (ЕАЭС), система экономического сотрудничества в рамках концепции «Один пояс, один путь», в Юго-Восточной Азии продвигаются инициативы стран АСЕАН, в Южной Азии – программы сотрудничества под эгидой Индии.
Принципиальным вызовом развития становится обеспечение не конкуренции, а синергии евразийских проектов, что отвечает интересам всех держав континента. Предложенная Президентом России В.В. Путиным идея Большого евразийского партнерства заключается в развитии кооперации в рамках гибких интеграционных структур. При этом такая кооперация может эффективно строиться в рамках гибких и открытых интеграционных структур, которые поощряют конкуренцию в научном поиске, многообразие технических решений, позволяют странам-участникам в полной мере реализовать свои компетенции и свой потенциал.
Евразийское партнерство видится не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками. Оно должно изменить политический и экономический ландшафт континента, принести Евразии мир, стабильность, процветание, принципиально новое качество жизни.
Таким образом, Большое евразийское партнерство видится, прежде всего, в построении макрорегиональной системы устойчивого сотрудничества в политике, экономике, а также в области культурно-цивилизационного взаимодействия на основе развития связей между различными частями Евразийского континента. При этом, судя по всему, речь не идет о привязке к заключению какого-либо единого коллективного договора. Скорее, на первоначальном этапе партнерство должно базироваться на выстраивании системы сотрудничества государств и партнерских региональных организаций и объединений, нащупывании зон совпадения интересов и развитии предметных взаимовыгодных направлений совместной работы.
Решением президентов стран-членов ЕАЭС поддержано предложение о проведении переговоров с КНР о партнерстве и сотрудничестве. В перспективе это может стать основой формирования нового масштабного торгово-экономического партнерства с участием ЕАЭС, Китая, стран ШОС и АСЕАН. При этом проект сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути способен стать объединяющим фактором торгово-экономической интеграции на всем евразийском континенте, включая Южную и Юго-Восточную Азию.
В настоящее время процесс сопряжения интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и ЭПШП является наиболее важным содержательным компонентом процесса формирования Большого евразийского партнерства, который, по сути, уже начался. Первый вектор – это заключение всеобъемлющего соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. 25 июня 2016 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Министерство коммерции КНР подписали совместное заявление о запуске переговорного процесса по соглашению. После согласования общих подходов к сопряжению ЕАЭС и ЭПШП в августе 2016 года в Пекине состоялся первый раунд переговоров. Соответствующие встречи проходят раз в два месяца. Они организуются на уровне рабочей группы, которой руководит министр ЕЭК по торговле В. Никишина.
В этом контексте актуальной видится инициатива о начале консультаций стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН по формированию новых подходов к сетевому сотрудничеству региональных организаций, которое бы учитывало интересы всех государств региона на основе принципов равноправия и позволило избежать контрпродуктивной конкуренции между разными интеграционными инициативами на пространстве Евразии.
Кроме того, принципиально важной видится дальнейшая разработка и совершенствование концептуальной парадигмы Большого евразийского партнерства. В ее основу, очевидно, должны быть заложены сотрудничество в сфере политики и безопасности, экономические и гуманитарные аспекты. Политическая координация налажена в АСЕАН и ШОС, в документах двух организаций неизменно присутствуют консолидированные позиции по важным региональным и глобальным темам, определяются подходы и видение решения политических задач. При этом консенсусная модель принятия решений действует и в АСЕАН, и в ШОС, что создает определенную идеологическую близость функционирования обеих организаций, проектирует благоприятную перспективу для развития политического диалога.
Более сложной, но не закрытой для дискуссии является проблематика обеспечения безопасности. В силу имеющихся тлеющих конфликтов в Евразии и в АТР сложность поддержания стратегической региональной стабильности обусловлена необходимостью если не разрешения застарелых конфликтных ситуаций, то, по крайней мере, поддержания статуса-кво. Прежде всего, это касается проблемных зон и спорных территорий, наличие которых препятствует полномасштабной реализации регионального экономического потенциала, выходу на новые договоренности по совместному развитию и общему продвижению мегапроектов. Такие зоны могли бы стать территориями совместного освоения, причем не двух отдельно взятых стран, а с участием всех государств обширного региона, которые будут проявлять к этому интерес.
Важной видится и координация усилия в борьбе с террористической угрозой. Страны ШОС и страны АСЕАН заинтересованы в решении этой жизненно необходимой задачи, так как на себе испытывают тяжелые последствия террористической деятельности. Этот вектор с подключением ОДКБ также может стать одной из опор Большого евразийского партнерства, способствовать формированию широкой международной антитеррористической коалиции.
В практическом плане в экономической сфере на современном этапе наиболее перспективным и безболезненным с точки зрения достижения договоренностей является вариант формирования совместными усилиями транспортных коридоров, которые могли бы связать Южную, Юго-Восточную и Центральную Азию с выходом к границам Европейского союза и стран Ближнего Востока. В этом заинтересованы все государства, а конкретная работа по этой теме уже начата и в рамках ШОС, и в контексте реализации китайской стратегии «Одного пояса и одного пути».
Открытый для третьих стран характер Соглашения государств-членов ШОС по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок является позитивным фактором для подключения к транспортному сотрудничеству стран АСЕАН, ряд которых уже проявляют интерес к этому документу.
Сближению АСЕАН и ШОС будет также способствовать развитие взаимодействия на основе Меморандума о взаимопонимании между секретариатами двух организаций, в котором среди приоритетных направлений взаимодействия определены: борьба с терроризмом, контрабандой наркотиков, оружия, отмыванием денег и незаконной миграцией. Кроме того, предусматривается экономическое и финансовое взаимодействие, сотрудничество в сфере туризма, охраны окружающей среды, в вопросах социального развития, а также энергетики.
Выводы. Очевидно, что на данном историческом этапе в евразийском регионе происходят процессы глубинной трансформации. Укрепление позиций Азии в качестве локомотива развития мировой экономики будет только усиливать тенденции выстраивания региональной системы экономических взаимосвязей, которые будут нацелены, прежде всего, на повышение конкурентоспособности расположенных здесь производств, снижение издержек, связанных с доставкой конечной продукции на рынки сбыта.
Переплетающееся участие стран в торговых соглашениях, дальнейшая кристаллизация интеграционных усилий, вовлечение пока не задействованных в интеграционных процессах стран будут усиливать центростремительные тенденции формирования общего пространства в Евразии. Необходимая институциональная основа для этого постепенно будет созревать по мере развития и совершенствования форм и механизмов сотрудничества как в рамках ШОС, так и в рамках ЕАЭС, что в конечном итоге будет способствовать дальнейшему углублению взаимодействия со странами Юго-Восточной Азии.
Объективно, этот процесс требует времени и усилий, но по всему видно, что общий тренд окончательно сформировался.
10-м президентом Международного олимпийского комитета впервые стала женщина из африканской страны.
Вышел новый роман марокканско-американской писательницы Лайлы Лалами «Отель мечты» — антиутопия о мире, где технологии превратились в инструмент контроля.
Новый фэнтезийный экшен Пола У. С. Андерсона «В потерянных землях» с Миллой Йовович и Дэйвом Батистой расскажет о мире, где возродилась магия.
Но почему всем руководителям крупных корпораций стоит сыграть в Baldur’s Gate 3?
Из-за обострения торговых конфликтов бразильский рынок государственных облигаций становится всё более привлекательным для зарубежных инвесторов.
Лекция религиоведа и автора блога о древних цивилизациях Дарьи Бохан о мифологии Древнего Египта и истории фараона Тутанхамона.