БЛАГОДАРЯ РАЗВИТИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОБНАРУЖИВАЮТ ВСЁ БОЛЬШЕ ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ
Некоторые из них были знаменитыми судами, которые восхищали людей на протяжении многих поколений, как, например, легендарный корабль Эрнеста Шеклтона «Эндьюранс», затонувший вблизи Антарктики в 1915 году. Некоторые канувшие в бездну суда были обычными рабочими лошадками, как баржа «Айронтон», которая затонула в озере Гурон в 1894 году, когда перевозила 1000 тонн зерна.
Специалисты в области глубоководных исследований отмечают, что сегодня обнаруживается больше затонувших кораблей, чем когда-либо раньше, вне зависимости от их исторической значимости.
«Количество найденных кораблей постоянно растет. На мой взгляд, интерес к этим находкам тоже усиливается. Мы переживаем переломный момент в истории - начинается новая эра глубоководных исследований мирового океана», — говорит
Джеймс П. Дельгадо, подводный археолог из
Вашингтона, округ
Колумбия.
ПОЧЕМУ ЭТИХ НАХОДОК СТАЛО БОЛЬШЕ?
По мнению экспертов, существует несколько причин. Во-первых, современные технологии значительно упростили и удешевили процесс изучения океанского дна, что позволяет исследовать его как специалистам, так и энтузиастам.
Во-вторых, число людей, занимающихся научными и коммерческими исследованиями, продолжает расти. Часто охотники за затонувшими кораблями преследуют цель сохранить историческое наследие, а не найти сокровища. Из-за изменения климата участились штормы, разрушающие пляжи и береговые линии, в результате чего исследователи получили доступ к кораблям, когда-то затонувшим на мелководье. Эксперты единодушны во мнении, что новые технологии произвели революцию в исследовании глубин океана.
Сегодня автономные подводные аппараты способны свободно передвигаться под водой. Их стали использовать гораздо чаще, чем два десятилетия назад. Эти аппараты могут обследовать огромные площади дна океана без подключения к исследовательскому судну, рассказал директор и старший руководитель программы исследований Лаборатории океанографических систем Океанографического института Вудс-Хоул в штате Массачусетс Дж. Карл Хартсфилд.
Он также отметил, что дистанционно управляемые аппараты способны работать под ледовым покровом в полярных областях и преодолевать под ним до 40 километров. А обнаружить затонувшие корабли помогают снимки со спутников, на которых видны шлейфы отложений, движущихся вокруг обломков благодаря течениям.
«Новые приборы стали более эффективными, компактными и доступными даже при скромных бюджетных возможностях исследователей. Теперь каждый вложенный доллар позволяет исследовать значительно большие участки океанского дна», — объяснил
Хартсфилд.
Развиваются и так называемые «системы телеприсутствия», которые позволяют транслировать изображения океанского дна любому пользователю с подключением к интернету. Благодаря этому участвовать в поиске и обнаружении мест кораблекрушений в режиме реального времени может большое количество людей, и при этом неважно, где они находятся в эту минуту: на берегу или у себя дома, объясняет руководитель отдела изучения океана в
Национальном управлении океанических и атмосферных исследований Джереми Вейрих.
Оцифровка архивов существенно облегчила доступ к историческим документам и работу с ними, говорит морской ученый и исследователь кораблекрушений
Дэвид Л. Мирнс.
Мистер Хартсфилд подчеркивает, что поиски какого-либо знаменитого затонувшего судна организовать легче, чем поиск малоизвестных объектов.
«Гораздо проще привлечь инвесторов к поиску разгадки судьбы судна Амелии Эрхарт. С обычными грузовыми судами дело обстоит куда сложнее. В этом деле немалую роль играет захватывающая история», - объясняет эксперт.
ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА – ЭТО ВАЖНЫЙ ФАКТОР
Эксперты считают, что изменение климата также влияет на поиск затонувших судов. Частота и мощность штормов усиливаются. Стихия разрушает береговую линию и поднимает со дна затонувшие корабли.
К примеру, в конце января, через несколько месяцев после удара урагана «
Фиона» по
Канаде, в отдалённой местности
Кейп-Рей, на берегу
Ньюфаундленда, шторм вынес обломки корабля XIX века. Это событие вызвало ажиотаж среди жителей небольшой общины, насчитывающей около 250 человек.
В 2020 году пара, гулявшая по пляжу в Сент-Огастине, штат Флорида, заметила выступавшие из песка деревянные балки и болты. Археологи предположили, что эти обломки, возможно, принадлежат кораблю «Кэролайн Эдди», построенному во времена Гражданской войны и затонувшему в 1880 году. Эксперты полагают, что разрушение береговой линии, вызванное тропическим штормом «Эта», а также ураганами «Мэтью» в 2016 году и «Ирма» в 2017 году, могло привести к тому, что части корабля оказались на поверхности.
Доктор
Дельгадо полагает, что подобные открытия на побережье будут происходить всё чаще.
«По мере повышения уровня океана на поверхность поднимаются объекты, которые были скрыты или погребены более столетия назад», - объясняет ученый.
ОХОТА ЗА СОКРОВИЩАМИ УЖЕ НЕ ТА, ЧТО РАНЬШЕ
Охотники за сокровищами продолжают искать места кораблекрушений в надежде обнаружить затонувшее золото, монеты или драгоценности. Однако их находки нередко становятся объектом юридических споров, а притязания доморощенных исследователей редко остаются удовлетворенными, отмечает президент
Института морской археологии Дебора Н. Карлсон.
Она напомнила, что подводный археолог
Питер Трокмортон однажды окрестил охоту за сокровищами океана
«худшей инвестицией в мире», высказав мнение, что она выгодна лишь организаторам и юристам.
Частные права на затонувшие корабли могут оспариваться государствами или страховыми компаниями. Так,
Испания успешно доказала своё право собственности на испанский фрегат, затопленный британцами в 1804 году. Это случилось после того, как в 2007 году американская компания, специализирующаяся на поиске сокровищ, нашла его у берегов
Португалии и переправила найденные на нем золотые и серебряные монеты на склад во
Флориде.
В 2001 году ЮНЕСКО приняла конвенцию по защите подводного культурного наследия. Она нацелена на предотвращение мародёрства и предписывает странам охранять затонувшие корабли и прочие подводные артефакты «ради блага всего человечества».
Как отметил мистер
Хартсфилд, если цель ученых — просто наблюдать за местом кораблекрушения, но не вмешиваться, то затраты уменьшаются. Ведь нет нужды опускать подводный аппарат на тросе, чтобы достать предметы с океанского дна. Ученым достаточно использовать видеокамеру для съемки обнаруженных артефактов.
«Найденную золотую монету можно рассмотреть в разрешении 4K. Если ваши сенсоры обладают достаточной чувствительностью, нет необходимости извлекать объект для его анализа», - пояснил мистер
Хартсфилд, имея в виду высококачественную видеозапись.
ВСЁ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОКЕАНСКИХ ГЛУБИН
Сегодня в ряды охотников за сокровищами можно записать и коммерческие компании, которые проводят исследования морского дна в своих производственных целях. Например, в последние годы было найдено множество затонувших кораблей, благодаря частным компаниям, которые ведут разведку местности для прокладки нефте- и газопроводов, кабелей и других подводных инфраструктурных объектов, рассказывает
Вейрих.
Морской археолог из ведомства NOAA Ocean Exploration Фил Хартмейер, подчеркнул, что число частных исследовательских групп растет. Они активно участвуют в изучении океанского дна и способствуют достижению глобальной цели — составить карту всех морских глубин к 2030 году.
Ведомство
NOAA сотрудничает с
Океанологическим институтом Шмидта. Это некоммерческая исследовательская организация, созданная бывшим генеральным директором
Google Эриком Шмидтом и его супругой
Венди Шмидт.
NOAA также взаимодействует с некоммерческим фондом
Ocean Exploration Trust, который основал
Роберт Баллард. Он был руководителем экспедиции, обнаружившей «
Титаник» в 1985 году. Партнером
NOAA выступает и компания
OceanX, которая занимается исследованием океана. Её учредил инвестор-миллиардер
Рэй Далио вместе со своим сыном
Марком.
Как отметила доктор
Карлсон, подводная археология заметно продвинулась вперёд благодаря росту числа аспирантских программ, выпускающих археологов. Эти молодые специалисты заинтересованы в изучении затонувших кораблей из-за их исторической важности.
«Сейчас в этой области трудится гораздо больше исследователей, чем 50 лет назад. Гораздо больше людей ищут места кораблекрушений и находят их», - резюмировала доктор Карлсон.
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: использованы изображения Christine Soules и John McArthur