Танцы, битва и Святой Антоний

Танцы, битва и Святой Антоний
Что представляет собой самый эклектичный праздник Венесуэлы? Он вряд ли знаком широкому кругу читателей и зрителей. О нем обычно не рассказывают в информационных программах, редко (почти никогда) пишут в газетах, да и в глобальной сети, особенно в русском сегменте, историю Тамунанге, религиозного танца и представления, и днем с фонарем не сыщешь; если и встречается упоминание и описание, то весьма скромное. Эту историческую несправедливость решили устранить в Венесуэле.   

В минувшие выходные министр культуры Венесуэлы Эрнесто Вильегас Поляк подписал заявку, которую направили в Организацию Объединенных Наций по вопросам культуры, науки и образования (ЮНЕСКО). Страна просит включить ритуальный танец Тамунанге в список нематериального культурного наследия человечества. В 2014 году он уже был признан культурным наследием Венесуэлы.

По этому поводу на своей странице в социальной сети высказался даже глава государства. Николас Мадуро написал: «Красивый праздник, веселый и красочный, возвеличивающий нашу культуру и историю».

Тамунанге (или Сонес де Негрос) – это целое религиозно-праздничное действо, включающее в себя особые танцы, песни, театрализованные постановки и уличное веселье. Традиционно Тамунанге отмечают 13 июня в штате Лара. Это удивительно синкретичный праздник: в нем смешались традиции американских аборигенов, чернокожих африканцев и белых испанцев, а отмечают его в честь святого Антония Падуанского – одного из самых почитаемых святых Католической Церкви.



Конечно, сам Сонес де Негрос возник гораздо раньше, чем на материк пришло христианство. Языческий ритуал, как и у большинства народов, представлял собой своеобразный праздник урожая: мать-природу благодарили за ее дары танцами и песнями. С приходом христианства в языческую традицию вклинилось почитание святого Антония. Несмотря на сопротивление аборигенов, со временем его образ стал ключевым в этом событии, и миссионер получил новое имя на местный лад – Сан Антонио Негрито. Сегодня Тамунанге — важная и неотъемлемая часть национальной идентичности, традиция, которую бережно хранят поколения венесуэльцев.   

Семь танцев Тамунанге

Тамунанге — это праздник, в котором его участники неукоснительно соблюдают все традиции: женщины надевают свои самые красивые платья, а мужчины наряжаются в традиционную одежду и шляпы коголло. Все действо невозможно представить без народных инструментов: куатро, маракасов и барабанов. Сонес де Негрос состоит из нескольких частей, которые как бы воссоздают этапы жизни венесуэльского народа.  

Началом начал и ключевой частью праздника является так называемая «Битва». Мужчины с палками имитируют настоящее сражение: это, по сути, воссоздание легенды о том, как святой Антоний принес аборигенам христианство. В «Битве» изображается начало этого времени, этой эпохи.



Согласно строфам из стихов того времени, святой Антоний отправился в горы с тамбурином, напевая по дороге созывающую всех песнь, которую можно примерно перевести так: «Приходите танцевать под музыку, которая звучит, будем же поклоняться Великой Святости». Песнь привлекает местных жителей, и они собираются вокруг Антония, который обещает им счастливую жизнь и свободу, если они примут Святую Троицу. Но тут на сцену выходит демон, который, очевидно, является олицетворением язычества, и вступает в бой со святым. Нечистый терпит поражение, и в итоге Антоний уводит аборигенов за собой, спасая их таким образом от богохульства и ярости.



По другой версии, святой Антоний отправился в горы, чтобы подчинить мавров, грубых и диких людей. Все сомневались в его храбрости, ведь, по слухам, мавры съедали тех, кого ловили. Однако Антоний все равно пошел к ним, причем с одной только палкой, но так никого и не встретил. Тогда второй раз он отправился в путь уже с тамбурином, и прекрасные звуки музыкального инструмента привлекли дикарей. Они приходили и танцевали; так святой Антоний сумел покорить аборигенов и обратить их в свою веру, не вступив в кровопролитный бой, а использовав для этого только лишь музыку. Поэтому и сама «Битва» проходит под музыкальное сопровождение — это дружеское противостояние, которое напоминает завоевание мавров и индейцев. При этом участники только изображают бой, демонстрируя свои навыки и ловкость.  

После «Битвы» следуют семь традиционных танцев / театрализованных представлений, которые показывают разные аспекты семейной жизни: Белла, Ла Джуруминга, Эль Поко а Поко, Эль Йийивамос, Ла Перренденга, Эль Галерон и Эль Сейс Фигурао.

Под Беллу танцуют парами — она символизирует знакомство и сватовство. Сначала каждая из пар направляется к алтарю, чтобы поприветствовать святого. А во время танца участники обмениваются партнерами. В песне есть, например, такие слова:

Хорошенькая девушка
с вьющимися волосами,
твои родители будут моими тестем и тещей,
твои братья – мои кумовья.



Звучат там и предостережения о том, что девушке может попасться муж-ловелас:

У мужчины может быть
до пятидесяти женщин,
и если одна из них умрет,
у него останется сорок девять.

Ла Джуруминга уже рассказывает про жизнь в семье, в частности, какие роли должны выполнять в ней муж и жена. Так как Тамунанге все-таки ассоциируется с праздником урожая, то и работа мужчины и женщины тесно связана с сельским хозяйством: муж должен обрабатывать землю, сеять, пахать и собирать урожай. Жена — вести хозяйство: стирать, гладить, готовить. Всю песню танцующие сопровождают пантомимой, показывая, чем именно они будут заниматься в семье.  А своеобразные «указания» танцующим дает певец, который и исполняет эту песню.

Ла Перренденга показывает другой аспект семейной жизни — непосредственно отношения в семейной паре. Популярный сюжет этого танца – как жена ухаживает за заболевшим мужем: делает ему напиток, ставит укол, а если болезнь побеждает и супруг покидает мир, то жена изображает безутешное горе.  

Еще один сюжет Ла Перренденга рассказывает о том, как жена усмиряет непокорного мужа: мужчина в танце изображает своенравного коня, брыкается, кусается и не дается в руки, а женщина накидывает ему на шею «лассо» - обычно эту роль выполняет шейный платок, дает угощение и лаской «укрощает строптивого».

Впрочем, Тамунанге известен не только своими театрализованными представлениями, но и довольно сложными танцами, такими как Галерон. Чтобы исполнить его, нужна серьезная подготовка: в танце много прыжков, поворотов и замысловатых движений ногами. При этом мужчина чаще всего танцует с палками, которыми он ритмично бьет друг о друга во время очередного поворота или прыжка. Все это действо происходит под барабанный бой, музыкант постепенно ускоряет ритм, а танцевальный рисунок усложняется.

Еще один пример непростого, но красивого танца – Эль Сейс Фигурао, что значит «шесть фигур». Обычно исполняется тремя парами, они демонстрируют разные по сложности танцевальные фигуры. Здесь важна координация движений, чтобы общий танцевальный рисунок выглядел гармонично. Как уверяют местные, в этом танце пары умудряются продемонстрировать до 36 самых разнообразных фигур. Праздничный марафон может продолжаться 14-15 часов.  

Хотя изначально у Тамунанге был религиозный контекст, сегодня в празднике много светского — не зря же сразу несколько мелодий и танцев посвящено тонкостям отношений между мужчиной и женщиной и семейной жизни.

Масштабы Тамунанге, конечно, не сравнятся с тем же бразильским карнавалом или ирландским Днем святого Патрика, но этот праздник тоже по-своему уникален и самобытен, так что вполне достоин того, чтобы о нем узнал весь мир.

Мария Седнева
 
В иллюстрации использовано изображение автора Rizsign (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото The Tamunangue Folk Dance. Lara Venezuela Bolivarian Republic of, 1968. Venezuela: Organization of American States. Photograph. https://www.loc.gov/item/2021669834/
26.03.2024
Важное

Филиппины объявили чрезвычайное положение в области продовольственной безопасности, чтобы снизить стоимость риса.

08.02.2025 09:00:00

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00
Другие Статьи

Литература, кинематограф и театр - как произведения писателя завоевывали мировую публику.

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.