История Tame Impala интересна тем, что доказывает: мирового успеха можно достичь даже тогда, когда творческий продукт кажется изначально максимально некоммерческим.
Австралийская сцена всегда была богата на музыкантов, работающих в совершенно разных жанрах. Но не все артисты добились мировой известности, хотя у них был качественный материал. Тем не менее в последние 15 лет у многих современная австралийская сцена ассоциируется с группой Tame Impala и её единственным бессменным участником Кевином Паркером.
История Tame Impala берет начало в австралийском городе Перт в конце 1990-х годов. Именно тогда Паркер и его друзья детства в домашних условиях начали создавать психоделические коллажи и композиции. В этих работах без труда можно было проследить влияние творчества Nazz, Pink Floyd, Сида Барретта, Hawkwind и других знаковых для психоделической музыки групп и певцов. Несмотря на то, что изначально среди товарищей преобладал дух коллективного творчества, Паркер в дальнейшем взял на себя практически полный контроль над группой. Он регулярно играл на всех инструментах во время записей, нанимая при этом своих друзей в качестве концертного состава.
Именно на таком фундаменте в 2007 году Кевин Паркер и создал Tame Impala, взяв за основу то, что создавали родоначальники и последователи психоделического движения 1960-х. В целом группа Tame Impala стала продолжением детских экспериментов Паркера и его друзей.
Начав свою карьеру с одноименного мини-альбома Tame Impala (2008), Кевин Паркер и его товарищи четко заявили о себе в рамках бурлящего тогда потока новой винтажной рок-музыки, хлынувшего на мировую независимую сцену практически из каждого мало-мальски прогрессивного города планеты.
Саунд Tame Impala отталкивался от традиций раннего психоделического рока, имея при этом недостающую многим коллегам Кевина Паркера поп-чувствительность. Проще говоря, неподготовленный слушатель вполне мог предположить, что вместо Tame Impala он слушает The Beatles времен альбома Revolver (1966). Это было довольно логичным сравнением, потому как мелодически вокальные гармонии и подход к аранжировкам на первых двух альбомах Tame Impala действительно напоминают о Ливерпульской четверке.
С появлением соцсети Myspace в начале 2000-х музыка Tame Impala попала в поле зрения австралийского лейбла Modular Records. В то время интерес к группе проявляло несколько компаний, но в 2008 году Паркер подписал контракт именно с Modular Records.
До выхода своего первого полноформатного релиза Innerspeaker (2010) Tame Impala успели поработать на открытии концертов таких успешных инди-команд, как The Black Keys и MGMT.
Первые два альбома Tame Impala – Innerspeaker (2010) и Lonerism (2012) – демонстрируют те самые психоделические влияния и в то же время обращаются к стилю lo-fi (направление в музыке, для которого характерно низкое качество записи звука – прим. авт.), напоминающему в исполнении Tame Impala ранний рок-н-ролл и его более грубый поджанр – гаражный рок. Хотя микшированием занимался известный американский музыкант, звукорежиссер и продюсер Дэйв Фридманн (The Flaming Lips, Spoon, MGMT), оба альбома остаются верны своим винтажным корням, несмотря на то что уровни звука подтянуты до современной нормы.
После выхода Innerspeaker (2010) группа сразу же получила большой коммерческий успех в Австралии и признание критиков по всему миру. Альбом был номинирован на австралийскую премию ARIA Awards, взял награду в номинации «Альбом года» премии J Awards.
Второй альбом Tame Impala под названием Lonerism (2012) также получил восторженные отзывы критиков. Он был номинирован на многие музыкальные премии и выиграл множество наград по всему миру. В частности, пластинка также была номинирована на престижную премию Grammy («Лучший альтернативный альбом»). В тот период Tame Impala все чаще стали выступать с большими концертами в более масштабных турне.
Третий альбом Tame Impala «Currents» (2015) пошел совсем по другому пути: здесь можно услышать сильное влияние соула и грува R&B. При этом само звучание пластинки выполнено в эстетике hi-fi-производства, что является разительным отличием по сравнению с lo-fi-эстетикой первых двух альбомов группы.
До выхода альбома Currents в 2015 году Паркер успел посотрудничать с британским диджеем, гитаристом, музыкальным продюсером, исполнителем и обладателем премий «Грэмми» и «Оскар» Марком Ронсоном. Кевин выступил в роли автора поп-хитов для его альбома Uptown Special (2015). Затем Паркер также стал писать и продюсировать песни для таких исполнителей, как Мик Джаггер, Леди Гага, Ясин Бей и многих других.
Именно эти творческие поиски и продюсерские эксперименты Кевина можно назвать результатом влияния стилей поп-музыки, R&B и EDM на эволюционирующее звучание Tame Impala. В качестве источника вдохновения песен и смешивания стилей для альбома Currents (2015) он часто упоминает хит своих соотечественников Bee Gees «Stayin' Alive» (1977).
Благодаря оглушительному международному успеху альбома Currents, Tame Impala обзавелись обширной базой поклонников и заняли весомое место в музыкальной индустрии. В 2020 году Паркер выпустил четвертый альбом Tame Impala - The Slow Rush - и подготовил свой концертный состав к более масштабным гастролям. Группа тем летом выступила на нескольких музыкальных фестивалях.
Значение альбома Innerspeaker для современной музыки
Альбом Innerspeaker (2010) стал поворотным для всей современной австралийской музыкальной индустрии. Именно он выпустил волну современной австралийской психоделики на мировую сцену.
Конечно, Tame Impala периодически используют элементы арена-рока 1970-х, но делают они это гораздо более интересно и изобретательно, чем многие их коллеги и даже некоторые группы из тех самых 1970-х. Их звучание уникально: не так много групп могут смешивать психоделику 1960-х, влияние арена-рока 1970-х, гармонии The Beatles и оттенки новой волны 1980-х. В результате мы имеем просто ослепительный дебют: Innerspeaker — это действительно работа от души. В ней сочетаются как тонкая поп-чувствительность, так и массивные и обволакивающие гитары, напоминающие также о направлении стоунер-рок.
При первом прослушивании Innerspeaker может вызвать настоящее головокружение от обилия влияний, которые можно услышать в этой музыке. Здесь прослушивается американская психоделика конца 60-х, гитарные риффы, напоминающие о детройтской рок-сцене 1960-х, и целая плеяда влияний британской музыки, будь то The Kinks, The Stone Roses или ранние The Verve. The Beatles тоже тут как тут: очень сложно отрицать вокальное сходство Кевина Паркера с Джоном Ленноном как по тембру, так и по тому, как он позволяет своему голосу раскрываться в пространстве с каждым мелодическим поворотом или ритмическим решением.
Лирически пластинка обращается к темам поиска себя, общению со своим внутренним голосом и гармонизации со Вселенной.
Сведением альбома, повторимся, занимался американский продюсер и музыкант Дэйв Фридман (The Flaming Lips, MGMT, Spoon и другие), который является большим профессионалом своего дела. Каждый компонент звучания здесь выверен и продуман, инструментальные партии перетекают одна в другую, создавая единое ощущение звукового пространства. Винтаж в данном случае является полотном, на котором музыканты рисуют свои причудливые узоры от композиции к композиции.
При внимательном прослушивании Innerspeaker можно утонуть в его воздушном пространстве. Чего только стоит мечтательная It Is Not Meant To Be и полная позитивной энергии Lucidity - альбом своим звучанием демонстрирует тонкое, но всеобъемлющее чувство контроля, ни разу при этом не ослабляя своего интеллигентного напора. При этом всегда можно расслышать множество деталей, которые содержатся в аранжировках песен. В течение более чем часового звучания (включая 27-минутный джем 30 Minutes With Mathew Saville в конце пластинки) альбом переливается оттенками и настроениями знакомой музыки 1960-х годов, придавая ей необъяснимый современный флер.
Innerspeaker - практически идеальное сочетание скрытой оригинальности, мастерства звукозаписи и звукоизвлечения, а также ценности вдумчивого погружения в музыку. Оно заставляет нас обращаться к новому прослушиванию этой пластинки снова и снова. За 14 лет с момента своего выпуска альбом действительно изменил представление о том, как тысячи людей слушают и воспринимают музыку.
В середине 2010 года, когда вышел Innerspeaker, никто толком еще не знал, кто такой Кевин Паркер. Изначально пластинку восприняли со сдержанным интересом, тем не менее она получила хорошие отзывы от критиков. Как уже упоминалось, настоящий коммерческий успех пришел к Tame Impala только с альбомом Currents (2015). Именно в контексте его успеха и его иной стилистики можно с уверенностью заявить сегодня, что Innerspeaker — это недооцененная работа с точки зрения целевой аудитории. К счастью, данный факт не помешал Паркеру проложить себе дорогу и продолжить в дальнейшем свой путь к успеху, не прекращая создавать музыку, которая оказала влияние на всех, начиная от классических рокеров и заканчивая теми, кто был отмечен в других жанрах, таких как хип-хоп и рэп.
После первого вдумчивого прослушивания становится очевидно, что на альбоме Innerspeaker нет ни одного слабого трека. Каждая песня прекрасно сочетается с другими и заставляет погружаться все глубже и глубже в медитативное звучание этой мастерской работы.
Конечно, такое количество влияний в музыке Tame Impala может вызвать здоровый скепсис у неподготовленного слушателя, но именно винтажное свойство звучания этой группы и все эти психоделические вибрации из 1960-х заставляют с интересом вглядываться в характерную обложку альбома и вслушиваться в его композиции. Эти песни звучат действительно интересно и живо. Как будто они обволакивают тебя волшебным облаком с ног до головы.
У этой музыки также много общего как с винтажной британско-американской рок-группой The Jimi Hendrix Experience и американской рок-группой конца 1960-х Love, так и с более современными американцами – MGMT и экспериментальными рокерами Yeasayer. Отличают альбом «Innerspeaker» Tame Impala от творчества инди-коллег яркие акценты на массивные гитарные партии, а не на винтажные синтезаторы и электронику. Они появятся в музыке группы на последующих альбомах.
Проще говоря, Tame Impala не используют чисто ревизионистский подход – при прослушивании не возникнет ощущения, что целью Кевина Паркера и его группы было воссоздать какую-то архивную запись поздних Small Faces.
При этом Tame Impala и по сей день не идут дорогой своих эксцентричных современников. Они сбавляют уровень сложности в музыке и опираются на очевидные поп-влияния, а не на авангард и визуальную составляющую тех же американских экспериментаторов инди-рока Animal Collective и других героев современной психоделики.
Именно поп-качества Tame Impala и приверженность к винтажной эстетике, затрагивающей вкусы всех поколений, являются одним из главных секретов успеха австралийской группы.
Музыка для интровертов
Tame Impala долгое время считались группой, которая исполняет музыку для интровертов. Сегодня, если еще раз обратиться к лирике альбомов Innerspeaker (2010) и последовавшего за ним Lonerism (2012), можно сказать, что данное утверждение недалеко от истины. Тексты Кевина Паркера действительно помогают справиться с одиночеством и найти различные оттенки красоты в окружающем нас современном мире. Музыка Tame Impala делает жизнь в современном городе легче.
Вспоминая прошедшие 15 лет, я, как автор этих строк, могу сказать, что выход каждого альбома Tame Impala становился праздником для слушателей и сливался с самыми яркими и дорогими моментами жизни.
Если представить идеальный современный альбом, вдохновленный психоделическим движением 1960-х и краут-роком 1970-х годов, то вряд ли сегодняшняя массовая культура (да и независимая сцена) смогут предложить что-то лучше, чем альбомы Innerspeaker (2010) и Lonerism (2012) группы Tame Impala. Изумительны обе пластинки. Хочется воспринимать их как целостные произведения и не выделять отдельные треки. Для меня они совершенны, и я могу возвращаться к ним множество раз, абсолютно не скучая и ощущая каждый раз что-то новое.
Эти пластинки одинаково хороши во многих отношениях, хотя, по мнению некоторых критиков, у Lonerism (2012) есть преимущества. Это вовсе не означает, что Innerspeaker (2010) не оказал влияния на многих поклонников творчества группы, но можно сделать свои собственные выводы, просто прослушав подряд оба этих произведения.
Очень сложно подобрать слова для описания чувств, которые вызывают во мне эти песни.
Я бы предпочел, чтобы все, кто прочитает это, выделили час-другой своего времени и послушали альбом, не отвлекаясь, после чего – поделились впечатлениями. Не бойтесь залезть в свою голову, именно этого хотел бы Кевин Паркер.
Впрочем, больше всего я благодарен Tame Impala за лето 2010 года. Оно было просто потрясающим.
Антон Дубровский
Иллюстрация: использованы изображения Ferifrey и Abby Gillardi.
Обезлесение серраду привело к тому, что климат в этом регионе стал мало подходящим для ведения сельского хозяйства.
В российский прокат выходит фильм «Дева Мария: Мать Христа» о жизни Марии до того, как она стала Богородицей.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
В китайской провинции Хэйлунцзян в путь отправился первый туристический поезд, маршрут которого пролегает через популярные зимние объекты.
Британия планирует полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году, но путь будет непростым.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Легенды гранжа Alice In Chains и их знаменитый концертный альбом «MTV Unplugged».