Страсть и гордость легендарного архитектора

Страсть и гордость легендарного архитектора

В Париже открыли выставку, посвященную Гюставу Эйфелю. В центре внимания – личная жизнь и главные творения мастера. Это символы Парижа и Франции, а также знаковые объекты других стран.


Навсегда изменил привычный образ Парижа и прославился на весь мир. 27 декабря 2023-го исполнится 100 лет со дня, когда не стало легендарного инженера Гюстава Эйфеля. В память о великом архитекторе и виртуозе своего дела в Париже проводят форумы и фестивали, открывают выставки. Центральная работает на переднем дворе Эйфелевой башни.

 

Символ Парижа и визитная карточка Франции. Это сегодня Эйфелева башня является всеми признанной достопримечательностью: побывать на вершине, прогуляться по лабиринту садовых дорожек у подножия «железной леди» мечтает, пожалуй, каждый житель планеты. Впрочем, снискать славу этой красотке было не так-то просто. За то, чтобы проект был реализован, его «отцу», Гюставу Эйфелю, пришлось изрядно побороться. Но обо всем по порядку.

 

Будущий архитектор родился 15 декабря 1832 года в семье отставного военного. К моменту рождения сына тот окончил службу, но продолжал заниматься административной работой. Мать унаследовала небольшое предприятие по заготовке угля и всецело посвятила себя бизнесу. Так что воспитанием мальчика чаще занималась бабушка, которая души в нем не чаяла. Все детство маленький Гюстав провел в Дижоне – столице Бургундии, одного из главных винодельческих регионов на востоке Франции. Там и по сей день ежегодно устраивают гастрономическую ярмарку, а местные здания выступают своего рода проводниками в историю архитектурных стилей – от готики до ар-деко. Вероятно, атмосфера и окружение, в котором рос и воспитывался будущий автор шедевров, определили его профессиональный выбор.

 

В школе юный Эйфель не питал интереса к точным наукам. А вот историей, литературой и искусством увлекался не на шутку, тогда же начал рисовать. В 1855 году получил диплом инженера в Центральной школе искусств и мануфактур в Париже. И довольно быстро прославился благодаря своим импозантным работам. Визитной карточкой его стиля стали решетчатые металлические конструкции, которые молодой инженер считал прочнее и экономичнее сплошных.

 

В 1858 году Эйфель возглавил работы по возведению железнодорожного моста в Бордо. Строителям предстояло установить опоры в бурной реке Гаронне и обустроить мостовой переход длиной более пятисот метров. Именно Эйфель предложил использовать гидравлическое давление для установки свай. Идея оказалась успешной и принесла ему первое признание среди коллег-строителей. Даже в ежедневной газете Le Monde Эйфелю и его методу посвятили целый разворот, отметив, что ранний талант архитектора рождает блестящие надежды.

 

Спустя два года Эйфель откроет собственный завод металлоконструкций в Леваллуа‑Перре недалеко от Парижа и продолжит творить – строить вокзалы, банки, школы, церкви и казино. Но главной страстью мастера становятся мосты и виадуки. Практически все они (а это без малого четыре десятка) вошли в учебники архитектуры как примеры смелых инженерных решений. Один из самых дерзких проектов – железнодорожный виадук Гарабит. Мост вознёсся на высоту 122 метра над речной долиной и был в своё время самым высоким в мире.



 

Смелые решения и нетривиальный подход к делу прославили Эйфеля далеко за пределами Франции. Разработанные им здания и сооружения возводились в Египте и Чили, Венгрии и Португалии. В начале 1870-х годов Эйфель принял участие в конкурсе на постройку Троицкого моста в Петербурге. А в 1875-м совместно с архитектором Луи‑Шарлем Буало создал знаменитый торговый центр «О бон марше» в Париже, стеклянные пассажи которого стали образцом для подражания. Узнали об Эйфеле и за океаном. Именно он стал автором стального каркаса американской статуи Свободы.



 

И все же главным изобретением мастера многие по сей день считают ажурную 300-метровую металлическую башню в центре Парижа. Сооружение планировалось как временная входная арка для Всемирной выставки 1889 года. Проект был одобрен, но мог так и остаться на бумаге. Противниками стройки выступили художники и писатели. Префектуру буквально закидывали петициями с требованием отменить реализацию проекта. Интеллигенция настаивала на том, что металлическая конструкция будет «подавлять архитектуру города и нарушит неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков».

 

И все же в январе 1887 года стройка началась. На площадке трудились три сотни рабочих. Чтобы успеть в срок, «железную леди» буквально собирали по частям. Своеобразный конструктор насчитывал 18 038 деталей. Отверстия для заклепок в каждой из них были просверлены заранее, а две трети от 2,5 млн креплений еще и установлены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчило их подъем на нужную высоту. Изначально это делали обычные высотные краны. Но когда башня их переросла, Эйфель сконструировал мобильные установки. Подъемные устройства двигались по рельсам, предназначенным для будущих лифтов. Вообще же при строительстве этого сооружения Эйфель применил целый ряд прогрессивных для того времени методов монтажа строительных конструкций. Да и сама башня не стала просто аркой. Внутри архитектор разместил рестораны и смотровые площадки, астрономическую и метеорологическую лаборатории. И спустя рекордные два года, два месяца и пять дней башню открыли для посетителей.

 

Кстати, только за первые полгода увидеть башню, которая вскоре превратится в символ Парижа, пришли более 2 миллионов посетителей. Благодаря проданным билетам к концу года удалось возместить три четверти всех затрат на возведение конструкции. Снести ее планировали через 20 лет – ведь, напомним, как изначально считала публика, она изрядно подпортит архитектурный облик столицы. Однако сносу помешали военные: оказалось, что 330-метровая башня отлично подходит для установления радиосвязи.

 

И если про творчество Эйфеля известно немало, то вот его личная жизнь по-прежнему полна тайн и загадок. Известно, что в юности архитектор был влюблен в Адриенн Бурже – дочь купца, участвовавшего в строительстве моста в Бордо. Возможно, именно из-за разницы в возрасте (почти 10 лет) отец возлюбленной сначала просил отложить свадьбу, а после и вовсе выступил против такого союза. Эйфель остался один и спустя время вновь влюбился в юную особу. Его женой стала 18-летняя дочь поставщика Мари Годеле. Она родила инженеру пятерых детей, но спустя 15 лет супружеской жизни заболела бронхитом и скончалась. Больше Эйфель так и не женился. Он прожил до 1923 года и умер в своем особняке.

 

Еще больше о легендарном архитекторе расскажет Парижская выставка. Его жизни и творчеству посвящены 12 огромных панелей у подножия главного сооружения мастера. Кстати, саму Эйфелеву башню здесь представят в «новом свете», раскрыв некоторые тайны и легенды ее появления на свет.


Анна Кокорина

В иллюстрации использовано изображение автора Yohan Quintar (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/, фото автора  Tiago Fernandes (CC BY 2.0) с сайта https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7579883 и фото (общественное достояние) с сайта https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18323802

29.08.2023
Важное

Ведущую литературную премию мира в этом году вручили ирландскому писателю Полу Линчу.

30.11.2023 13:00:00

Бывший госсекретарь США и лауреат Нобелевской премии мира умер в возрасте 100 лет.

30.11.2023 17:00:00

Интервью с послом Эфиопии в России Чамом Угалой Урятом.

28.11.2023 13:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Родион Чемонин

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

Родион Чемонин

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.