Стоит ли игра свеч?

ИНДОНЕЗИЯ, СТАВШАЯ ЛИДЕРОМ ПО ДОБЫЧЕ НИКЕЛЯ, ПЛАНИРУЕТ ВЫПУСК СОБСТВЕННЫХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

В 1996 году Томми Сухарто I, младший сын диктатора Индонезии, решил создать национальный автомобиль «Тимор». Его нехитрый план состоял в том, чтобы закупить модели южнокорейского автопроизводителя Kia Motors и провести их ребрендинг. Кроме того, Kia обязалась обучить индонезийцев производству автомобилей, а жёсткие требования к использованию местных комплектующих должны были оживить экономику страны. Но когда в 1997 году грянул финансовый кризис, он обрушил автомобильный рынок Индонезии. 15 000 новеньких «Тиморов» сиротливо простаивали на заводских парковках. В 1998 году, когда в результате беспорядков на Яве был свергнут режим Сухарто, когда-то гордые владельцы национальных автомобилей стыдливо сдирали со своих «ласточек» логотипы «T». Под давлением разгневанных торговых партнёров «Тимор» был снят с производства.

Но дух экономического национализма, который «Тимор» пробудил в индонезийцах, никуда не делся. Сегодня он вдохновляет Индонезию на программу даунстриминга, или перехода к производству с более высокой добавленной стоимостью. Эту политику активно продвигает новый президент Прабво Субианто.



Одним из основных элементов этой политики является никель, важнейший материал для производства аккумуляторов электромобилей (EV). В 2020 году в стране вступил в силу запрет на экспорт никелевой руды. Сейчас Индонезия лидирует как в добыче, так и в переработке никеля: страна производит почти половину мирового рафинированного никеля и две трети от общего объёма всего добываемого никеля. С 2020 года объемы выросли вдвое: если в 2019 году доля переработанного никеля от общего объёма экспорта составляла всего 2 %, то к 2023-му она достигла уже 9 %, или 22 миллиардов долларов в денежном выражении.

Вместе с увеличением экспорта никеля росли и амбиции индонезийских политиков. Они разработали стратегию «кнута и пряника», где в качестве первого выступает требование к использованию комплектующих местного производства, а в качестве второго – щедрые налоговые льготы. В основе стратегии лежит розовая мечта индонезийской власти – создать полную цепочку поставок электромобилей. И хотя пока это удалось только Китаю, политики настроены оптимистично.


Лухут Панджайтан, один из архитекторов стратегии нисходящей интеграции (развитие производства от добычи сырья до выпуска готовой продукции. – Прим. ред.), уверен, что к 2027 году Индонезия может войти в тройку мировых лидеров по производству как аккумуляторов, так и электромобилей.

И как ни странно, но у Индонезии есть возможность воплотить в жизнь такие, казалось бы, фантастические планы. В стране существуют запасы почти всех необходимых для производства электромобилей материалов, от меди до кобальта. Раньше тоже никто себе и представить не мог, что Индонезия внезапно захватит рынок никеля благодаря новым технологиям плавки и инвестициям китайских горнодобывающих компаний. Но это произошло. Неудивительно, что на конференции в Джакарте, где 26 ноября обсуждались эти планы, настроение было боевым. «Для нас это вопрос выживания», – сказал инвесторам Лухут.

МЕЧТАЮТ ЛИ ИНДОНЕЗИЙЦЫ ОБ ЭЛЕКТРОКАРАХ


Каковы цели даунстриминга? Одна из самых амбициозных, поставленных Прабово, – рост ВВП Индонезии на 8 % в год, которого чиновники надеются достичь за счёт увеличения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), ориентированных на экспорт. (За последние два десятилетия средний темп роста составлял около 5 %.) Вторая цель – стимулировать рост за пределами Явы.

Дополнительным стимулом для Индонезии является стремление укрепить за счет экспорта национальную валюту – рупию, которая стремительно обвалилась во время азиатского финансового кризиса 1997 года. Все откровенно боятся повторения этих «темных времен».

Политики также хотят обратить вспять преждевременную деиндустриализацию. С 2002 года доля обрабатывающей промышленности в ВВП страны сократилась почти вдвое, что ослабило экономику.

Ещё одной важной целью является энергетическая безопасность. Прабово Субианто, который активно продвигает эту идею, видит развитие внутреннего рынка электромобилей как способ снизить зависимость от импорта нефти.

Несмотря на то что Индонезия является членом ОПЕК, еще в 2004 году она стала нетто-импортёром нефти (нетто-импортёр нефти – это страна, которая импортирует больше нефти, чем экспортирует. – Прим. ред.) из-за снижения объемов добычи, которое продолжается до сих пор.

Стратегия нисходящей интеграции уже принесла некоторые плоды. После введения запрета на экспорт никелевой руды прямые иностранные инвестиции потекли рекой, и в основном в промышленные районы за пределами Явы. В Центральном Сулавеси, где находится комплекс по выплавке никеля, экспорт вырос с 5,9 млрд долларов в 2019 году до примерно 21 млрд долларов в 2024 году. Провинция, где доход на душу населения в три раза ниже, чем на острове Ява (на секундочку, самый развитый регион Индонезии), стала вторым по популярности направлением для прямых иностранных инвестиций в стране.

В провинции Юго-Восточный Сулавеси, которая считается одной из беднейших в Индонезии, расположено несколько крупных металлургических предприятий. И в последние годы производство в этом регионе росло в два раза быстрее, чем общий рост экономики (ВВП) региона. В 2020–2021 годах сюда активно поступали прямые иностранные инвестиции, хотя позже их приток замедлился.

Благодаря экспорту никеля, который перерабатывается в этой провинции, Индонезия смогла достичь рекордного положительного сальдо торгового баланса в 2022 году, то есть страна продала за границу больше товаров, чем купила.

При этом попытки Индонезии восстановить промышленность пока не принесли значительных результатов. Страна играет крайне небольшую роль в глобальной цепочке поставок электромобилей.

По оценкам аналитика Путры Адхигуны из Energy Shift Institute, в 2024 году Индонезия планирует произвести 10 ГВт·ч аккумуляторов, а к 2027 году – увеличить производство до 25–45 Гвт·ч. Для сравнения: в 2023 году мировые мощности по производству аккумуляторов составили 2600 Гвт·ч. Доля Индонезии в этом секторе пока остаётся ничтожно малой.

Кроме того, согласно данным Benchmark Mineral Intelligence, в Индонезии находится всего две гигафабрики из более чем 400 строящихся или уже действующих в мире. Такая же ситуация наблюдается и с инвестициями в производство компонентов для аккумуляторов – они остаются ограниченными.


По словам Адхигуны, бум прямых иностранных инвестиций в Индонезии привёл к так называемой поверхностной индустриализации. Огромные суммы вкладываются в развитие только одного звена цепочки поставок электромобилей, переработку никеля, а во все остальные этапы крупные компании инвестируют крайне неохотно.

ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ


Чиновники оправдываются тем, что для внедрения требуется время. «Сначала нужно построить предприятия по добыче полезных ископаемых и их переработке, а затем появятся инвестиции в промежуточные этапы производства», – говорит Септиан Харио Сето, заместитель министра по координации инвестиций в Индонезии. Он также отмечает, что в сфере переработки никеля уже создаются сотни тысяч хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Однако даже эти успехи не так впечатляющи, как может показаться. Из-за противоречивых данных сложно точно оценить общий эффект от создания рабочих мест. Кроме того, выплавка металла – это капиталоёмкий процесс, требующий больших вложений. Хотя всплеск прямых иностранных инвестиций привёл к появлению временных рабочих мест на стройках, эти места исчезнут, как только завершится строительство промышленных объектов.

Как отмечает один из крупных горнодобывающих магнатов из Джакарты, типичный плавильный завод, на котором изначально работают 30 000 человек, в итоге создаёт всего несколько тысяч долгосрочных рабочих мест. Это показывает, что реальное влияние на занятость может быть меньше, чем ожидалось.

В регионах, где наблюдается стремительный рост экспорта, не наблюдается сопутствующего снижения уровня безработицы или бедности. Хилман Палаон и Роберт Уокер из австралийского аналитического центра Lowy Institute выяснили, что на юго-востоке Сулавеси, в Конаве, небольшом городке с населением 250 000 человек, где находится промышленный парк китайской сталелитейной и никелевой компании Tsingshan, уровень безработицы стал даже выше, чем был до введения запрета на экспорт. Палаону, который побывал в этом регионе в начале прошлого года, ассоциации работников сообщили, что должности среднего уровня (например, технические специалисты или управленцы) часто занимают работники, привезённые с острова Ява. А местные жители работают на низкоквалифицированных должностях, таких как уборщики или подсобные рабочие.

Индонезии также не удается создать внутренний спрос на электромобили, хотя в стране действует просто ошеломляющий набор налоговых льгот, направленных на снижение стоимости электрических двух- и четырехколесных транспортных средств. В одном из самых последних документов, представленном экспертом из Индонезии Сиваге Дхармой Негарой, насчитывается 12 различных льгот. Строится и сеть зарядных станций; в эксплуатации находятся более 1500. Тем не менее традиционные автомобили с ДВС стоят на 40 % дешевле, чем электромобили. В результате в 2023 году было продано всего 12 000 электрокаров, в то время как общий объём продаж автомобилей составил 1 миллион.

Кроме того, большинство проданных электромобилей используют никель-металлогидридные аккумуляторы (NiMH). Хотя они обеспечивают большую дальность хода благодаря высокой плотности энергии, они дороже и менее долговечны, чем литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LFP). Для Индонезии, где важна доступность, более подходящими были бы дешёвые и лёгкие электромобили с LFP-аккумуляторами. Однако мировой рынок аккумуляторов уже перенасыщен: по данным BloombergNEF , объём аккумуляторов, произведённых только в Китае в 2023 году, мог бы полностью удовлетворить мировой спрос.


К тому же на пятки наступают другие страны Юго-Восточной Азии, такие как Таиланд и Вьетнам, которые тоже активно борются за инвестиции.

Наконец, Индонезия пожинает экологические плоды добычи полезных ископаемых. Большая часть никелевой руды залегает в тропических лесах; её извлечение привело к масштабной вырубке растительности. Да и плавка тоже довольно грязное производство. Репутацию отрасли сильно запятнала череда ужасных промышленных инцидентов.

Америка внесла индонезийский никель в свой черный список товаров, произведенных с помощью «принудительного труда». Рыбаки на островах у берегов Северного Малуку жалуются, что загрязнение тяжёлыми металлами отравляет их улов. Правительство начало работы по очистке, а компания Harita Nickel заявила о планах пройти аудит IRMA (международный орган по стандартам добычи полезных ископаемых). Однако ключевая экологическая проблема остаётся нерешённой – загрязнение воздуха из-за сжигания угля, на котором вырабатывается две трети электроэнергии в стране. Бум в сфере выплавки никеля только усугубил эту проблему, так как многие новые промышленные парки используют специализированные угольные электростанции.

Индонезии, скорее всего, удастся создать цепочку поставок электромобилей благодаря своей стратегии нисходящей интеграции. Но чего не хватает, так это взвешенного анализа затрат и выгод. Риск заключается в том, что Индонезия тратит огромные государственные ресурсы, чтобы захватить крошечную долю в перенасыщенной отрасли, создавая при этом очень мало рабочих мест на заводах ценой серьёзных экологических издержек. Усилия Томми Сухарто не были совсем напрасными: все-таки были проданы десятки тысяч автомобилей Timor. Но в конце концов индонезийцы от этого богаче не стали.
The Economist
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения Symbolon, Herusutimbul
31.01.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.