Стимпанк в массы

ПОДЖАНР НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ СНОВА ВХОДИТ В МОДУ

Стимпанк, кажется, снова входит в моду, поэтому для того, чтобы определить, что это за стиль, специалист по неовикторианству и колумнист Энджи Эфенди сделал краткую справку об основных характеристиках этой разновидности фантастической литературы.

 

ЧТО ТАКОЕ СТИМПАНК

Стимпанк — это поджанр научной фантастики, который помещает в сеттинг девятнадцатого века современные изобретения, выполненные теми средствами, которые были в обиходе в то время, то есть всё работает с помощью пара и шестеренок. Существует удачная фраза: «Стимпанк стремится представить, до какой степени прошлое было бы другим, если бы будущее наступило раньше».

стим_1200-2.jpg

ИСТОРИЯ СТИМПАНКА

Зародился этот жанр литературы в 1980-х, хотя неоднократно его пытаются отнести к более ранним годам. Словом «стимпанк», скопировав его со слова «киберпанк», писатель Кевин Джетер обозначил три таких романа, как собственный «Инфернальные устройства», «Врата Анубиса» Тима Пауэрса и «Гомункул» Джеймса Блэйлока. Стим — обозначал «пар», а панк в слове «стимпанк» был отсылкой к уверенности создателя слова, что новое направление может стать субкультурой, какой являлись панки. Таким же образом сейчас создают названия для массы новых направлений.

И Джетер не ошибся: стимпанк на самом деле превратился в субкультуру, хотя только в 2006–2007 годах, с развитием интернета и вспыхнувшим интересом к неовикторианству. А вот все три романа, ставшие «родоначальниками» жанра, сейчас бы никто не назвал стимпанковыми. Из-за большого количества мистики они бы оказались в разряде газлампового фэнтези (gaslamp fantasy).

Более сильное влияние на развитие поджанра оказала «Машина различий» Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона. Хотя предпринимались попытки создать стимпанковые произведения в других странах (кстати, в России тоже есть свои образцы) и есть достаточно известный экранизированный французский комикс про Адель Бланк-Сек, но обычно жанр тесно связан с Англией, и весь жанр, как правило, понимается как викторианский стимпанк.

Жанр легче охарактеризовать через эстетические символы, арт-объекты, чем через идеи. Простыми словами: люди чаще одеваются стимпанковыми персонажами, чтобы поносить красивую одежду и выложить фото в инет, чем изобразить персонажа, который близок человеку по духу.

Такими внешними символами жанра стали очки-гогглы. Я не особо согласна с описанием в «Википедии», где в качестве модных аксессуаров перечисляют практически все элементы моды девятнадцатого века. Прежде всего от реальной моды стимпанковые вещи отличает практичность и удобство. Предполагается, что женщины и мужчины занимаются наукой (или убивают чудовищ, или шпионят на свое правительство), а следовательно, требуется, чтобы одежда не сковывала движений. Женские наряды зачастую несут в себе элементы мужских. Корсеты, которые тоже стали символом направления, не только красивы, но и практичны для занятий физическими упражнениями. Еще один элемент (представления не имею, почему так) — наручи. Это часть доспеха, которая защищала тело во времена, когда сражались больше на мечах и с луками, но, полагаю, наручи пришли оттуда же, откуда и гогглы — это элемент защиты ученого, которому надо работать с огнем или реактивами.

Главный элемент узнаваемостишестеренки. Учитывая, насколько сложные механизмы кукол делали в девятнадцатом и восемнадцатом веках, ничего удивительного, что в наше время бытует уверенность, что с помощью хорошо подобранных шестеренок можно хоть космический корабль собрать. Увы, шестеренки пришпандоривают даже туда, где их быть не может, например, поверх цилиндров. Но мода есть мода, и она жестока.

 

СТИМПАНК В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО

Как по мне, стимпанк сильно проиграл от того, что его быстренько классифицировали и загнали пинками в раздел научной фантастики, что значит, что на всю мистику в романах «основателей» предпочли закрыть глаза. Сейчас я часто перебираю новинки как русскоязычной, так и англоязычной литературы, где сеттинг находится в девятнадцатом веке, и вижу, насколько выше предложение (которое удовлетворяет высокий спрос) газлампового фэнтези, чем классических представителей жанра. Могу только руками всплеснуть. При том, насколько долго я копаюсь в теме, навскидку я не могу вспомнить даже ни одного детектива в антураже стимпанка. Четко ограниченные рамки сковывали развитие направления: можно по пальцам пересчитать, сколько раз авторы решались скрестить этот жанр с иным, что дало бы основательный толчок к развитию.

Давайте перечислим все те штампы и сюжетные линии, которые всё-таки решается использовать поджанр:

1. Новое изобретение. Самое популярное клише. Именно потому зачастую героями являются ученые, а элементы наряда несут в себе вайбы научной лаборатории. Изобретение бывает суперважным, но в нём есть опасные черты. А также за изобретением начинают охоту Злые Силы.

2. Политический триллер. Каждое государство борется за превосходство, а следовательно, будут битвы на воздушных кораблях и нездоровое количество шпионажа.

3. Освободите андроидов! Вроде бы литературный троп про роботов, у которых появилось самосознание и они поднимают восстание, так и не получил названия, но он есть во всей научно-фантастической литературе, и стимпанк не исключение.

4. Плевать на все правила, давайте фэнтези! Тут такое дело, вервольфы, живые куклы, черти из озера, кракозябры зловещие — все они полезли из каких-то укрытий. И их надо прибить. Одевшись в самый красивый шмот и стреляя в кракозябр из супероружия, издающего жужжание, переливающегося газовыми лампочками и пощелкивающего шестеренками внутри.

Это неплохой набор, но он весь относится к приключенческому жанру, который сам по себе находится в глубочайшем кризисе и стал когда-то возрождаться после фильмов об Индиане Джонсе за счет того, что включил в себя конспирологические элементы. Можете взглянуть на лучшие книги в жанре - в строгих рамках научной фантастики держится меньшинство. Зачастую для того, чтобы создать интригу сюжета, в мире возникает такое новое изобретение, которое мало чем отличается от магии. Стимпанк начался с фэнтези-книг, которые почему-то объявили научно-фантастическими, и газламповое фэнтези, видимо, в конечном счете его и поглотит.

Не удивительно, что сеттинг, который отличается чисто эстетической красотой, стали экранизировать в аниме. Прежде всего хотелось бы отметить такие аниме, как «Последний изгнанник», «Стальной алхимик», «Стимбой», «Небесный замок Лапута». Но я бы лично от себя порекомендовала французский полнометражный мультфильм «Аврил и поддельный мир».

В Америке не слишком серьезно относились к направлению, потому и фильмы, которые как бы сразу извинялись перед зрителями «ой, у нас тут просто комедия», не пользовались особым успехом: «Лига выдающихся джентльменов», «Железное небо», «Небесный капитан и мир будущего». Я люблю фильм «Дикий, дикий Запад», который на самом деле больше сосредотачивается на комедийной составляющей, а не пытается ею оправдать огрехи в фантастической части, но зрителям редко заходит и он. Точно не буду относить к стимпанку фильм «Город потерянных детей», хотя его и любят включать в разные списки, так как это фэнтези в некоем безвременье, лишь отдаленно напоминающем викторианство. Не всякий ретрофутуризм является стимпанком.

Российских фильмов, насколько знаю, пока только два: короткометражка «Корсет» и полнометражный «Эбигейл».

 

ПОЧЕМУ СТИМПАНК ИНТЕРЕСЕН ПУБЛИКЕ

Наверное, перечислю все версии я в статье о газламповом фэнтези, когда попытаюсь раскрыть более широкий вопрос: «Почему людям интересно неовикторианство?»

Стимпанк воплотил в себе очень важный образ, который пока не реализовали в полной мере. Образ громадного, бескрайнего неба, которое можно бороздить, как много столетий назад пересекали путешественники неизведанный тогда океан. Вероятно, потому так много элементов поджанра именно в работах Хаяо Миядзаки, у которого в каждом мультфильме небу уделено так много внимания.

Но просто лететь мало — требуется ожидать какого-то приключения. Именно потому в этот научно-фантастический жанр постоянно попадают элементы фэнтези. Слишком мало авторов разрабатывают новые миры с разнообразием рас, чтобы там действовали стимпанковые элементы, а люди жили по правилам викторианского общества, так что все неожиданности для небесных приключений заимствуют либо из уже упомянутых политических триллеров, либо из старого доброго фэнтези. Наверное, давно уже пора, чтобы стимпанк вернулся к истокам, к фэнтези, и это будет новое направление, которое даст людям то, что они так хотят, но пока не могут сформулировать.


Энджи Эфенди, LiveLib

Иллюстрация: использованы изображения Imangalieva Luiza и cmophoto
27.08.2024
Важное

Филиппины объявили чрезвычайное положение в области продовольственной безопасности, чтобы снизить стоимость риса.

08.02.2025 09:00:00

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00
Другие Статьи

Литература, кинематограф и театр - как произведения писателя завоевывали мировую публику.

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.