Still Wakes the Deep разработала студия The Chinese Room — одни из главных популяризаторов симуляторов ходьбы «со смыслом». Создатели Dear Esther, Amnesia: A Machine for Pigs и Everybody’s Gone to the Rapture. Но в этот раз они пошли другим путём.
Still Wakes the Deep мало того что не симулятор ходьбы, так ещё и прямолинейное произведение, в котором ничего не нужно додумывать, а сюжета ровно столько, сколько нужно атмосфере. И это хорошо!
События
Still Wakes the Deep разворачиваются
в 70-х на нефтяной платформе
в Северном море.
Обычно симуляторы ходьбы стараются не показывать людей. Это, как правило, очень красивые, но недорогие игры. А нормальная проработка людей в кадре — удовольствие дорогое.
Still Wakes the Deep, наоборот, уверенно заваливает сцену разными персонажами во вступлении. Главный герой — электрик, семьянин, балагур и матерщинник
Каз — бродит по платформе и общается с другими работягами. Это важно, потому что
Still Wakes the Deep про человеческую драму о выживании «в моменте». Ужасы совсем скоро будут происходить не с какими-то рандомами, а со всеми этими обаятельными ирландцами, говорящими как настоящие моряки.
Обычно симуляторы ходьбы стараются не показывать людей. Это, как правило, очень красивые, но недорогие игры. А нормальная проработка людей в кадре — удовольствие дорогое. Still Wakes the Deep, наоборот, уверенно заваливает сцену разными персонажами во вступлении.
Само собой, платформа пробурила что-то древнее и ужасное — на корабле в считаные часы воцаряется паника и классический лавкрафтовский ужас. Сияющая странными цветами «плоть» оплетает платформу, всё рушится, горит и тонет. Люди гибнут. А особенно неудачливые превращаются в ужасные абоминации, напоминающие и о
«Нечто», и о
«Цвете из иных миров» с Кейджем, и о
боди-хорроре Кроненберга. Страшнее всего то, что это не бездумные монстры. Они сохраняют отголоски воспоминаний и былого опыта. И, судя по всему, жутко страдают в своей новой форме, умоляя о помощи.
На этом сюжет игры в целом заканчивается. Она не грузит скрытыми смыслами, морализаторством и макулатурой.
Драма главного героя понятна. Сущность, с которой он столкнулся, не так уж важна.
Главное — попытка выжить. Игра аскетична, но прекрасно написана от и до.
Still Wakes the Deep — это больше «интерактивное кино», нежели симулятор ходьбы.
Только без разветвлённой системы выбора — игра линейна. В симуляторах ходьбы мы в основном, что логично, ходим, слушаем и читаем записочки. А в
Still Wakes the Deep все диалоги только по существу, а прокля́тых записок почти нет, как и бессмысленной ходьбы.
Механики у игры элементарные, но они осязаемы. Из всего игра успешно делает экшен.
Регулярно приходится исследовать локации и дёргать всякие рычаги. От монстров часто нужно убегать в постановочных сценах или прятаться, но не долго и муторно, а крайне стремительно и нервно. Ну и
элемент «фильма-катастрофы» игра использует по полной: прыгать, лазить, падать, тонуть и участвовать в простеньких
QTE нужно регулярно. Всё это игра грамотно тасует, так что за четыре часа прохождения надоесть этот аскетичный геймплей не успевает. А развлекает в самый раз.
Бояться в
Still Wakes the Deep нужно не только и даже не столько монстров.
Вдумайтесь: главный герой
заперт на тонущей нефтяной платформе посреди моря. Всё равно что в космосе!
Снаружи — беспощадная стихия.
Сшибающий с ног ливень, холод, волны, молнии и полнейший хаос, давящий на тебя своим масштабом и неотвратимостью.
Внутри — тотальная клаустрофобия и гидрофобия. Затопленные отсеки, стуки, шорохи и душераздирающие вопли в полной темноте. Игра
безупречно работает со звуком и светом. Страшно всегда, чувства безопасности
нет нигде, а контраст между перебежками по палубе и возне в узких внутренних отсеках — самый освежающий. Игра вообще не про скримеры и стандартные пугалки, она именно про шок и контрастный душ.
Игра безупречно работает со звуком и светом. Страшно всегда, чувства безопасности нет нигде, а контраст между перебежками по палубе и возне в узких внутренних отсеках — самый освежающий.
Но всё-таки ещё и монстры эти! На них реально страшно лишний раз взглянуть, особенно когда они беснуются и злятся из-за того, что не могут отыскать героя, который замер в ужасе где-то в шкафчике или под лестницей.
И очень важно, что
метания героя по платформе — не бессмысленные.
Работяги живут надеждой. Всё, что они могут сделать сейчас, —
продлить жизнь платформы ещё на пару часов. Вдруг спасатели успеют приплыть, прилететь или чудесным образом материализоваться.
А для того чтобы действия персонажей были осмысленными,
разработчики с маниакальной тщательностью изучили устройство этих самых буровых платформ. Они перекопали тонны справочного материала и проконсультировались с людьми, которые работали на нефтяных платформах в
70-х годах. Работа проделана колоссальная, к достоверности ноль вопросов. А без неё не было бы так страшно — мы ощутили бы фальшь, и погружения не состоялось бы.
Still Wakes the Deep — прекрасный хоррор.
Он сконцентрирован именно на ужасах и создании безнадёжной атмосферы, которая давит на игрока всё сильнее с каждой минутой.
Мы приходим в видеоигры ради эмоций.
Если они рождаются из тщательно спрятанных смыслов, которые надо раскусить и обдумать, — прекрасно! Но
Still Wakes the Deep работает проще. Она беспощадно наступает на горло и резко убирает ногу лишь на финальных титрах. Впечатление мощнейшее.
Денис Майоров, Disgusting Men
Иллюстрация: использованы изображения Edna Diaz и Mohamed Nohassi