Народы Синьцзяна — уйгуры, казахи, западные монголы и др. — исторически и культурно были тесно связаны с народами Советского Союза. В условиях политической раздробленности в Китае и особого геополитического положения Синьцзяна власти в Урумчи в 1920-х гг. самостоятельно выстраивали отношения с Советским Союзом. Относительная стабильность была разрушена в 1928 г., когда в результате заговора был убит губернатор Ян Цзэнсинь. Новая региональная власть во главе с Цзинь Шуженем признала Нанкинское правительство, но не стала разрушать сложившуюся систему отношений с СССР. Во время советско-китайского конфликта на КВЖД 1929 г. в Синьцзяне сохранялась стабильность. 1 октября 1931 г. было подписано Соглашение об экономических взаимоотношениях между синьцзянским провинциальным правительством и СССР.
В 1931 г. началось мусульманское восстание против китайской власти в округе Хами, на помощь восставшим прибыл во главе с Дунганской дивизией Национальной армии 22-летний воспитанник военной академии Ванпу генерал Ма Чжунъин, поддержанный Чан Кайши. В китайскую армию, противостоявшую дунганам, были мобилизованы бывшие белогвардейцы. В феврале 1933 г. русский отряд в 300 человек под командованием полковника П. П. Паппенгута спас столицу Синьцзяна от захвата мусульманскими повстанцами. В марте 1933 г. в Синьцзян прибыли из Советского Союза китайские войска, интернированные на советско-маньчжурской границе. В апреле 1933 г. русские отряды совместно с прибывшими в Синьцзян китайскими войсками из Маньчжурии свергли местного дуцзюня Цзинь Шужэня. О судьбе свергнутого дубаня исследователь написал: «Позже Чин пытался взять реванш, обещая вырезать всех русских, но, преследуемый тюрками, был вынужден перейти на нелегальное положение. В конце концов Чин перешел в Советский Казахстан и далее по Транссибирской железной дороге добрался до Дальнего Востока. Оттуда он прибыл в Нанкин, где и был предан суду в 1933 г. Он был осужден на 7 лет за заключение незаконного договора с СССР и получение оттуда оружия для подавления восстания». Судьба спасителя Урумчи и организатора успешного переворота П. П. Паппенгута была более трагичной.
Он по настоянию советского генконсула был расстрелян новым руководителем провинции.
Заговорщики назначили новым дуцзюнем (с титулом дубань) выходца из Маньчжурии Шэн Шицая. События 12 апреля 1933 г. получили название «Апрельская революция» и стали государственным праздником в провинции Синьцзян. С 1933 по 1937 г. должность генконсула в Урумчи занимал кадровый сотрудник ОГПУ Г. А. Апресов. Советником у Шэн Шицая был белый офицер Н. Антонов, командиром русского отряда в армии Синьцзяна и членом правительства провинции был генерал Н. И. Бектеев. В начале августа 1933 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Директивы по работе в Синьцзяне. В документе говорилось: «1. Считать неприемлемым поддерживать лозунги и политику отделения Синьцзяна от Китая. 2. Считать полезным поддержание дружественных отношений с Урумчинским правительством, имея в виду сохранение провинциальной автономии». В 1930-х гг. Советский Союз не только не поддержал национально-освободительное движение в Синьцзяне, но и оказывал поддержку китайским властям в борьбе против сепаратистов. При этом СССР поддерживал инициативы китайских властей по развитию самоуправления национальных меньшинств в регионе.
После того как в конце 1933 г. Ма Чжунъин в третий раз осадил Урумчи, Советский Союз направил дубаню военную помощь, авиация бомбила осаждавших город повстанцев, в провинцию были введены советские войска под названием «Алтайская добровольческая армия». Исследователи пишут: «Основная часть операции по разгрому войск Ма Чжунъина проводилась с ноября 1933 по апрель 1934 г. В апреле 1934 г., когда главные силы повстанцев были разгромлены, начался вывод Алтайской добровольческой армии из Синьцзяна. По просьбе Шэн Шицая на срок три-четыре месяца была оставлена конная группа алтайцев с батареей общей численностью 350 человек. Китайским войскам оставили также всю материальную часть выведенных соединений и выделили большую группу советников и инструкторов… К началу 1935 г. из Синьцзяна были выведены последние части Красной Армии». 10 июля 1934 г. Ма Чжунънин и группа его соратников перешли границу и были интернированы в СССР.
В 1934 г. в СССР была разработана и принята программа развития сотрудничества с Синьцзяном. Синьцзянское правительство обнародовало «Шесть великих принципов» — своеобразную конституцию провинции. Вторым принципом было «Дружба с СССР». Глава Синьцзяна Шэн Шицай в 1938 г. во время визита в Москву вступил в Коммунистическую партию Советского Союза и предлагал присоединить всю провинцию к СССР. Синьцзян в середине 1930-х гг. стал ключевым местом для связи СССР с китайскими коммунистами, оставшимися без связи в северо-западных горных районах Китая. В конце 1930-х гг. китайское (хань) население Синьцзяна значительно пополнилось за счет китайцев, высланных из Советского Союза. Больше всего, около 5 тысяч человек, летом 1938 г. был организованно вывезены из Приморского края. Вместе с китайцами в Синьцзян выехали и члены их семей разных национальностей. В Синьцзян приезжали работать советские специалисты, в том числе врачи. Синьцзянская молодежь, представители разных национальностей, получали образование в советских вузах.
В начале Второй мировой войны на Дальнем Востоке пограничная с Советским Союзом и слабо связанная с Центральным Китаем провинция Синьцзян оставалась самостоятельным регионом Китайской Республики и сохраняла тесное сотрудничество с Москвой. В июле 1937 г. на помощь Шэн Шицаю из Советского Союза прибыло несколько полков НКВД и Красной Армии с артиллерией и авиацией. Советские войска подавили восстание мусульман и в январе 1938 г. покинули Синьцзян. Пиком сотрудничества Синьцзяна с Советским Союзом стал визит Шэн Шицая в Москву и встреча его с И. В. Сталиным 2 сентября 1938 г.
В 1937–1938 гг. советские специалисты провели геологоразведочные работы, участвовали в организации нефтедобычи, строили нефтеперерабатывающий завод в Тушанцзы. В 1939–1942 гг. в районе Урумчи был построен авиационный завод, в Кульджинской авиационной школе советские специалисты готовили китайских пилотов. Следует отметить, что соглашение о работе советских инструкторов в авиашколе в августе 1939 г. народный комиссар обороны СССР подписал с послом Китайской Республики в СССР Ян Цзэ на один год, а затем соглашение продлевалось.
Отношения между СССР и Синьцзяном стали меняться после начала Великой Отечественной войны. Опасаясь в случае поражения СССР остаться без военной поддержки, власти Синьцзяна стали налаживать сотрудничество с США и сближаться с руководством Гоминьдана, получавшим американскую помощь. В марте 1942 г. Шэн Шицай вступил в переговоры с Чан Кайши, советских советников стали заменять на англичан и американцев. Весной 1942 г. он провел аресты китайских коммунистов. 5 октября 1942 г. Шэн Шицай направил официальную ноту с требованием отозвать в течение трех месяцев всех советских специалистов и вывести все советские войска. В 1943 г. советские заводы в Синьцзяне были демонтированы и вывезены в СССР.
В мае 1943 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было обозначено, что политика, проводимая губернатором провинции Шэн Шицаем, наносит советской стороне экономический ущерб, и принято решение о подготовке и организации на территории провинции повстанческого движения. Это движение прежде всего должно было быть направлено на свержение генерала Шэн Шицая и приведение к власти правительства, лояльно настроенного к СССР.
В августе 1944 г. китайское правительство сняло Шэн Шицая со своего поста, дубань выехал в Чунцин. Пост губернатора занял член ЦК Гоминьдана У Чжунсинь. В конце Великой Отечественной войны в качестве особоуполномоченного МИД КР в Синьцзян был переведен из Москвы опытный дипломат, бывший председатель Союза китайских рабочих в России и советник китайского посольства в Москве Лю Цзэжун.
В ночь на 8 ноября 1944 г. в Кульдже (Или) началось восстание, поводом к которому стал указ о поставках лошадей для китайской армии. В Алма-Ате был сформирован штаб оперативной группы спецзаданий НКВД СССР во главе с генералом В. С. Егнаровым для координации действий восставших. 15 ноября 1944 г. была создана Восточно-Туркестанская Республика во главе с Алихан-тюре Шакирходжаевым. Вскоре вся территория провинции Синьцзян была охвачена восстанием, а Советский Союз установил фактический контроль над тремя округами провинции. Исследователи из Центральной Азии пишут: «В результате восстания в ноябре 1944 г. в северном Синьцзяне была провозглашена Восточно-Туркестанская Республика (ВТР) с центром в Кульдже (Инин). Возглавили ВТР Ахмаджан Касими (уйгур) и Алихан Тура (узбек). Советский Союз, который стоял за этим восстанием, основной упор делал на районы Или, Джунгарии и Алтая, богатые, кстати, ураном, нефтью и прочими полезными ископаемыми. С фронта, из советских тюрем, лагерей, советской Средней Азии отбирались для посылки в Синьцзян не только уйгуры, но и узбеки, казахи, киргизы и даже таджики. Отозванные с фронта представители советской Средней Азии составили ядро так называемой Дикой Дивизии, образованной в 1944 г. … выходцы из СССР вошли в органы власти и национальную армию Восточного Туркестана, которая к лету 1945 г. заняла почти 20 % территории провинции, вплотную подойдя к Урумчи». Советский Союз принял спасавшихся от мусульманских фанатиков китайцев-беженцев из Синьцзяна, а также китайских солдат и офицеров, отступавших с территорий, охваченных пламенем национально-освободительной борьбы мусульманских народов Синьцзяна. В Восточном Казахстане были интернированы части генерала Сюй Кэи, полковника Ли Цзишэна и др., перешедшие границу в июле 1945 г. Сначала через Бахты перешли и были интернированы губернатор Тарбагайтая, офицеры и солдаты (452), а также члены их семей (90). Всего, спасаясь от восставших, 31 июля 1413 человек перешли границу, их разместили на колхозных фермах в Семипалатинской области. В дальнейшем интернированные китайцы-военные содержались вместе с китайскими чиновниками и гражданскими лицами (всего около 1600 человек) в лагерях беженцев около Аягуза и Сергиополя.
После подписания советско-китайского договора в августе 1945 г. появилась возможность скорейшего урегулирования различных проблем в двусторонних отношениях, прекратились военные действия между Восточно-Туркестанской Республикой и гоминьдановским Китаем. В ноябре 1945 г. глава правительства Восточного Туркестана написал советскому руководству письмо с просьбой о помощи в борьбе с китайцами. Но советское руководство продолжало придерживаться политики китайского суверенитета над Синьцзяном. СССР сократил поставки вооружений и отозвал значительную часть инструкторского состава из Восточно-Туркестанской Республики. В июне 1946 г. советские спецслужбы вывезли Алихан-тюре Шакирходжаева в СССР. После прекращения военных действий началось возвращение интернированных в СССР китайцев в Синьцзян. В первой половине сентября 1946 г. китайским властям поэтапно было передано 1202 человека, в том числе 760 мужчин, 207 женщин, 235 детей.
Таким образом, Синьцзян занимал особое место в системе советско-китайских отношений. Советский Союз и русские эмигранты принимали активное участие во внутриполитической жизни региона. Двусторонние отношения в Синьцзяне отличались противоречивостью, периоды тесного сотрудничества и дружбы сменялись противостоянием и враждой.
Познакомиться с еще одной книгой Владимира Дацышена и китайского исследователя Ван Вэя «Енисейская Сибирь и Китай» можно на сайте издания «Евразия сегодня».
Древние наскальные рисунки, случайно обнаруженные в горном массиве Серра-да-Мантикейра, могут рассказать о быте и передвижении людей, живших более двух тысяч лет назад.
Определились команды, которые сыграют в ½ Лиги чемпионов.
Цены на золото превысили $3000 за унцию, поскольку инвесторы, опасаясь глобальной экономической нестабильности, переходят на более надежные активы.
За добычу критически важного для современных технологий кобальта Демократической Республике Конго приходится платить высокую цену.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Доллар продолжает оставаться основной валютой для привлечения займов в большинстве государств мира и играет главную роль в развитии мировой энергетики.