У МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЕСТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ «ПЕРЕКРОИТЬ» ГЛОБАЛЬНОЕ МИРОУСТРОЙСТВО.
На сегодняшний день в условиях беспрецедентного роста геополитических рисков в мире растет осознание того, что на смену старой архитектуре мирового порядка приходит новый аналог, направленный на формирование полицентричной системы мироустройства. Как следствие, развитие мировой политической системы, помимо прочего, тесно связано с интенсификацией процессов регионализации, что приводит к важности анализа регионального уровня международных отношений, в рамках которого отнюдь не последнюю роль играют региональные международные организации и интеграционные объединения.
Наблюдается фактическое сопряжение глобального и регионального уровней сотрудничества, стали активно развиваться форматы кооперации глобальных и региональных институтов. Примером эффективного взаимодействия государств на региональном уровне выступают ШОС и межгосударственное объединение БРИКС.
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ К РАСШИРЕНИЮ
Первоначально стоит упомянуть, что в 1996 году была сформирована коалиция государств под названием
«Шанхайская пятерка», в состав которой вошли
Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. В 2001 году в процессе расширения, когда
Узбекистан стал полноправным членом организации, возникла
Шанхайская организация сотрудничества, или «Шанхайская шестерка».
С того момента состав организации носил постоянный характер, однако спустя 16 лет работы, 9 июня 2017 года, на заседании стран - участниц
ШОС в Астане произошло историческое событие для данной организации - официальное вступление
Индии и Пакистана в качестве ее полноправных членов.
В сентябре 2022 года по итогам
Самаркандского саммита состоялось подписание меморандума об основных обязательствах
Ирана в свете предстоящего присоединения к организации. Статус партнеров ШОС по диалогу приобрели три арабских государства -
Королевство Саудовская Аравия, Государство Катар и Арабская Республика Египет. Соответственно, имеются предпосылки к тому, что в краткосрочной перспективе все страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, осознав необходимость диверсификации внешней политики, за исключением
Омана, который традиционно придерживается нейтральной позиции во внешнеполитическом курсе, будут стремиться к поиску новых партнеров и участвовать в работе
Шанхайской организации сотрудничества.
В мае 2023 года на «полях» заседания
Совета министров иностранных дел государств - членов ШОС в
Индии состоялась церемония подписания меморандумов о предоставлении
Мальдивской Республике, Государству Кувейт, Республике Союз Мьянма и Объединенным Арабским Эмиратам статуса партнера по диалогу в ШОС.
В июле 2023 года в формате видео-конференц-связи состоялся
23-й саммит ШОС под председательством премьер-министра
Индии Нарендры Моди. Ключевой темой стало официальное вступление
Республики Иран в организацию. Помимо прочего, состоялось подписание
Республикой Беларусь меморандума об обязательствах по присоединению к ШОС, что фактически означает запуск официальной процедуры вступления Белоруссии в данную организацию.
Безусловно, расширение формата является началом нового этапа развития ШОС, в рамках которого перед организацией будут открываться новые перспективы. Тем не менее ахиллесовой пятой ШОС остается ряд
неурегулированных территориальных споров между ее участниками, которые, безусловно, отражаются на работе всей организации, в числе которых индо-пакистанский конфликт за регион
Кашмир, территориальные споры за
Аксайчин между Индией и Китаем, конфликт на киргизско-таджикской границе, вспыхивающие межэтнические беспорядки на территории восьми приграничных анклавов в
Ферганской долине, приграничные конфликты между
Киргизией и Узбекистаном.
Несмотря на наличие разногласий двустороннего характера, государства - члены ШОС сталкиваются с общими вызовами и угрозами собственной национальной безопасности, решение которых, в свою очередь, может быть
только совместным. Следовательно, с учетом текущего состава организации и планируемого ее расширения ШОС можно характеризовать как
зонтичную структуру, в рамках которой объединяются государства для представления интересов в тех областях, где действия в совместной ключе по факту выглядят более эффективными.
Вместе с тем стоит отметить, что
Шанхайская организация сотрудничества не имеет предпосылок к превращению в блок антизападной коалиции. На сегодняшний день из числа стран-участниц только
Россия и Иран имеют напряженные отношения с коллективным
Западом. Остальные страны, входящие в состав международной организации, стремясь сохранить отношения с Соединенными Штатами Америки, странами Европейского союза и восточноазиатскими союзниками
США, занимают нейтральную позицию.
На данный момент
ШОС испытывает трудности с продвижением своих проектов и формулированием своих задач, однако наиболее продвинулась в создании новой альтернативной системы международных отношений. Организация нуждается в реформировании, а точнее, в экономическом наполнении, чтобы появилась возможность заявить о себе как о некой альтернативе западному миру с точки зрения построения инфраструктуры. На последнем саммите ШОС в
Нью-Дели экономической повестке было уделено заметно больше внимания, чем на предыдущих.
Шанхайская организация сотрудничества должна уделить первоочередное внимание не только основным задачам, которые перед ней стоят с начала ее образования, но и устранению противоречий между государствами-членами, а также
структурированию своей деятельности, что в контексте расширения организации приобретает особую важность. Кроме того,
ШОС должна быть готовой к вступлению новых членов при условии, что это будет служить интересам как самой организации в целом, так и государств-членов. Несмотря на то что вопрос о вступлении
Турции в ШОС присутствует в повестке, в современных условиях это выглядит маловероятным.
Таким образом, в перспективе роль ШОС в мировой политике
будет неизменно возрастать, равно как и будут интенсифицироваться отношения между государствами - членами данной организации. Соответственно, есть все основания полагать, что те фундаментальные направления развития организации, которые были определены главами государств-членов на саммите ШОС в
Уфе в 2015 году, нашедшие свое отражение в рамках
Стратегии развития ШОС до 2025 года, лягут в основу деятельности данной организации как минимум в кратко- и среднесрочной перспективе.
ТРАНСРЕГИОНАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СТРАН БРИКС: ПУТЬ К НОВОЙ СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Группа
БРИКС демонстрирует беспрецедентный рост своего влияния на всю геополитическую ситуацию, в том числе потенциал по реформированию нынешней глобальной финансовой системы, основанной на гегемонии доллара.
Создание
БРИКС началось в 2006 году во время встречи министров экономики Бразилии, России, Индии и Китая на «полях» Петербургского экономического форума. Первый официальный саммит в составе
Бразилии, России, Индии и Китая состоялся в 2009 году в Екатеринбурге. И только в рамках третьего саммита на острове Хайнань в 2011 году объединение расширилось
до формата БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР).
В данном контексте стоит отметить ряд существующих особенностей регионализма
БРИКС, в число которых входят: широкая повестка;
ориентированность на решение общих проблем; открытость и гибкость форм сотрудничества с внешними партнерами
с очевидной склонностью к азиатскому типу регионализма; вовлеченность негосударственных акторов; отсутствие институционального оформления региональных связей.
Помимо прочего, характерной чертой объединения является полное соответствие концепции полицентричности, которая заключается в наличии различной цивилизационной идентификации стран - членов БРИКС - страны
Глобального Севера в лице России и Китая, а также страны
Глобального Юга, представленные Бразилией, Индией, ЮАР.
До 1 января 2024 года, страны
БРИКС представляли собой 40 % населения Земли, шестую часть всех мировых запасов золота и половину производства пшеницы и риса. ВВП по паритету покупательной способности стран БРИКС составляло
около 54 %.
Как отметил заместитель министра иностранных дел С. Рябков, страны
БРИКС, которые составляют почти половину населения мира и значительную часть мирового ВВП, будут одним из костяков нового формирующегося миропорядка.
В настоящий момент ключевую роль в процессе создания нового мирового порядка играет
Африка. Благодаря вступлению стран африканского континента в объединение
БРИКС, интеграция может стать настоящим лидером
Глобального Юга и повлечь за собой пересмотр повестки дня, делая акцент на климатическую политику, продовольственную безопасность и образование.
О растущем желании присоединиться к объединению
БРИКС свидетельствует одно из последних заявлений главы МИД ЮАР
Наледи Пандор перед саммитом в Йоханнесбурге о получении официального выражения заинтересованности о вступлении в
БРИКС от лидеров 23 стран и еще большего количества неофициальных запросов о возможностях членства в объединении.
О росте влияния объединения
БРИКС свидетельствует также тот факт, что на 15-й саммит БРИКС были приглашены представители 70 государств, из числа которых около 40 подтвердили свое участие. С учетом темы саммита
«БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности» среди участников значительную часть составили представители стран африканского континента.
Главным итогом самого представительного саммита
БРИКС за всю его историю явилось решение о вступлении в 2024 году новых государств. Согласно
Йоханнесбургской декларации полноправными членами объединения станут
Саудовская Аравия, Иран, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопия.
Примечательно, что выборка новых стран-членов очередной раз подтверждает, что формат
БРИКС, опираясь на ключевые принципы, определяющие идеологию объединения, а именно на «приверженность инклюзивной многосторонности и соблюдению норм международного права… и сохранению центральной роли ООН в международной системе», стремится к
построению новой многополярной системы глобального управления, так как, помимо поддержания принципа географической сбалансированности, новые шесть государств выступают за многополярное мироустройство.
СИНЕРГИЯ НЕЗАПАДНОГО МИРА: ВЫЗОВ ГЛОБАЛЬНОМУ МИРОУСТРОЙСТВУ
Архитектура каждого нового миропорядка формируется в период турбулентности по причине того, что, кроме противостояния, стороны договариваются о правилах нового мира. Идущие сегодня процессы расширения
ШОС и БРИКС в условиях кризиса
ООН и G7 создают архитектуру нового мирового порядка. Причем расширение альянсов в сторону стран
Запада демонстрирует парадигму миропорядка, основой которого станет взаимовыгодная торговля и приверженность принципам многополярности.
ШОС и БРИКС не выступают в качестве военных или торговых блоков, а поведение участников структурируют не угрозы,
а общие цели. Следовательно, есть возможность консолидироваться и перестроиться во влиятельный незападный блок, который может принести значительную пользу
Глобальному Югу.
ШОС и БРИКС отражают надежду на создание некой
инклюзивной, свободной от давления западных структур системы сотрудничества в разных областях. ШОС и группа стран БРИКС обладают важнейшим объединительным элементом в лице стран-участниц, которые не придерживаются западных позиций по основным глобальным политическим и экономическим проблемам и выдвигают альтернативную международную повестку дня. При этом геополитический фон деятельности двух объединений определяют
Россия, Индия, Китай (РИК).
Стоит отметить, что еще в 1998 году
Е. Примаков во время визита в
Индию высказал мысль о целесообразности создания стратегического «треугольника»
Россия - Индия - Китай. Изначально ориентация была направлена именно на общность политических интересов, позже сотрудничество было укреплено более тесным экономическим взаимодействием. В российских официальных документах
РИК позиционируется в качестве «ядра»
БРИКС и ШОС, где, как отмечал Президент В. Путин, в формате «тройки» происходит согласование подходов по наиболее значимым вопросам повестки дня. Примечательно, что с момента создания формата РИК было проведено три встречи на высшем уровне (в 2006 г. в
Санкт-Петербурге на «полях» саммита «Группы восьми», в 2018 и 2019 гг. на «полях» саммитов «Группы двадцати» в
Аргентине и Японии), с 2021 года официальных трехсторонних встреч не проводилось, в том числе на «полях» саммита ШОС в
Самарканде в 2022 году. Это обусловлено сохраняющейся напряженностью в отношениях
Индии и Китая, вследствие чего определяющую роль с момента основания объединений и по настоящее время все же играет именно связка
Россия - Китай.
Ввиду того, что англосаксонский мир продолжает курс на сдерживание
России и Китая в стремлении объединить евразийское пространство на основе принципов равноправия, обостряется противостояние между коллективным Западом и организациями, членами которых являются
Россия и Китай, за влияние на регионы
Южной и Юго-Восточной Азии. Соответственно, помимо прочего, возникает потребность в создании двусторонних групп по взаимодействию.
В рамках ШОС, кроме существующих направлений работы, важным становятся
энергетическое и торгово-экономическое направления сотрудничества; ШОС, равно как и объединение БРИКС, начинает выступать в качестве площадки для диалога и принятия совместных решений стран, не разделяющих западную модель глобализации. Однако для выхода на новый уровень ШОС необходимо пройти трансформацию в сторону более экономически ориентированной организации, например
создать Банк развития ШОС по аналогии с
Новым банком развития БРИКС.
Следовательно, направления деятельности
ШОС и БРИКС должны коррелироваться со сложившимися общемировыми вызовами, а именно
определяться с учетом кризиса глобальной системы управления, международного экономического контекста и активизации проамериканских односторонних институтов.
Иллюстрация: использованы изображения https://ru.freepik.com и https://thenounproject.com