Под таким заголовком в газете «За рубежом» в 1979 году (№2) вышла статья о битве на черно-белой доске, главная фигура которой - искусственный интеллект. В центре внимания материала – программа-аутсайдер «Сарагон-II». Её разработала супружеская пара из Сан-Диего - Дэн и Кэти Спарклены. На создание «Сарагона» ушло 15 месяцев и всего 5 тысяч долларов, тогда как один из соперников, которому бросал вызов новичок, обошёлся в 5 миллионов!
Соревнование вряд ли могло похвастаться зрелищностью («В отличие от турниров, в которых участвуют люди, в главном зале стоял нестерпимый шум. Но против этого никто не возражал, ибо большинство игроков находилось в сотнях миль отсюда», – описывал автор). Однако сама идея таких состязаний между программами, которая возникла уже в конце 1970-ых, помогает оценить, насколько технологии развились к нашим дням.
11 мая 1997 года – памятная дата в истории шахмат. В этот день завершился, наверное, самый известный матч между творением программистов - компьютером Deep Blue - и чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым (признан иноагентом РФ), в котором сильнее оказалась машина.
Поражение мастера лишний раз дает понять: вычислительные способности техники превзошли человеческие возможности. Вероятно, тогда никто не верил, что компьютеры смогут обойти homo sapiens, причем не только там, где нужны холодные математические расчеты. Но и смогут нарисовать картину лучше художника, написать книгу лучше писателя. Впрочем, многие считают, что, как минимум, в творчестве пальма первенства остается за человеком.
За последние 20 лет нейросети претерпели значительные изменения и улучшения. Одним из ключевых факторов, который позволил им достичь такого уровня качества, является увеличение объёма данных, на которых они обучаются. В результате этого сегодня нейросети могут создавать тексты, которые сложно отличить от текстов, написанных человеком. Однако необходимо помнить, что они могут быть созданы и использованы для распространения дезинформации и фейковых новостей, поэтому необходимо быть осторожными при работе с ними.
Интересный факт: весь предыдущий абзац был написан нейросетью.
Впрочем, у людей всё ещё остается главное преимущество перед программами – наличие человеческого опыта. В начале мая в Голливуде разгорелась крупнейшая за 15 лет забастовка сценаристов, требующих улучшения условий труда. На просторах мем-пабликов в интернете одним из самых запоминающихся моментов этого события стал плакат с надписью: «У ChatGPT нет детской травмы». Работники творческих сфер уверены, что то, что создает человек, будет более востребовано на рынке, чем продукт, произведённый программой. Хотя нейросети уже умеют «снимать» продолжение сериалов.
Например, в начале 2023 года программы дали вторую жизнь ситкому 90-ых
«Сайнфелд». Для бесконечно генерируемой серии шоу было использовано несколько «нейронок», каждая из которых отвечала за свою часть кино. Впрочем, платформа, на которой ситком транслировался, уже успела заблокировать эпизод за нарушения правил площадки.
Газета «За рубежом» активно следила за развитием «умных» технологий. Некоторые, как казалось еще несколько десятилетий назад, фантастические теории и разработки стали реальностью в наши дни. Например, в материале под названием
«Электронные газеты» из номера 9 за 1986 год легко угадывается современность: «Специалисты Массачусетского технологического института в США считают, что одним из применений бытовых компьютеров в близком будущем может стать доставка на дом «электронной газеты».
Предположение ученых о том, как будут читать такую «прессу», оказалось «пророческим»: «Подписчики смогут по утрам получать подборки статей по интересующим их вопросам. Заголовки и начальные строки могут выводиться на экран. Чтобы на экране появился полный текст, достаточно будет прикоснуться к заголовку. Со временем, вероятно, появится возможность дополнять статьи иллюстрирующими их телевизионными сюжетами».
Еще один пример - статья
«Языку учит ЭВМ» из №24 (1979 год). Автор материала пишет, что в Стэнфордском университете появился компьютер, обучающий студентов иностранным языкам (первым в очереди был армянский). «Возможно, лет через 10 ЭВМ сможет понимать разговорную речь, а пока машина признаёт только письменные ответы». В 2023 году машины не только понимают человека с полуслова, но и могут вести с ним беседы.
Впрочем, не все технологические новшества века двадцатого оказались востребованы в веке двадцать первом. По крайней мере, устройства для общения с растениями, о которых писала
«За рубежом» в №14 (1979 год), распространения так и не получили. Впрочем, учёные не оставляют попытки «разговорить» флору – в 2021 году специалисты из Сингапура научились передавать некоторым растениями сигналы и получать ответную реакцию. Эта разработка может помочь вовремя выявлять инфекцию, следить за ее симптомами и развитием, что в свою очередь позволит спасти целые поля посадок. А там, кто знает - может, и до переводчика на цветочный язык недалеко.
Сергей Меляхов
В иллюстрации использовано изображение автора supalerk laipawat (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/