Рождённый дважды

ВОСТОЧНЫЙ ТИМОР: ПУТЬ ОТ ОККУПАЦИИ К АСЕАН

В новом выпуске «Альманаха "За рубежом"» кандидат исторических наук, младший научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Шатерников прослеживает драматичный путь Восточного Тимора – от кровавой борьбы за независимость до обретения статуса 11-го члена АСЕАН.

Молодое государство, первое в XXI веке, родилось в муках: после кровавой оккупации Индонезией (при молчаливой поддержке Запада) и разрушительных погромов, устроенных проиндонезийскими силами после референдума 1999 года. Стабилизировать ситуацию помог лишь международный контингент ООН. Добившись суверенитета в 2002 году, Восточный Тимор столкнулся с новой сложной задачей – интеграцией в регион. Его путь в АСЕАН занял более двадцати лет и был сопряжён с преодолением сопротивления таких стран, как Сингапур, опасавшегося экономической слабости нового партнёра.

Несмотря на все трудности, в 2022 году страна получила статус наблюдателя, а 26 октября 2025 года стала полноправным членом ассоциации. Сможет ли это членство, добытое ценой тысяч жизней и многолетних дипломатических усилий, стать для Восточного Тимора гарантией стабильного развития и безопасности или вызовы бедности и геополитического положения останутся его главными испытаниями? Об этом – в обзоре Павла Шатерникова.



Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
29.10.2025
Важное

Великобритания первой в Европе вводит лимит на владение стейблкоинами. Меры призваны снизить риски для банков, опасающихся оттока депозитов.

12.11.2025 09:00:00

Сенат одобрил соглашение о финансировании, которое положит конец самому продолжительному шатдауну в истории США.

11.11.2025 13:00:00
Другие Статьи

США начали подготовку к первому в своей истории Кубку мира по регби, который состоится в 2031 году.

Европа превращает церкви в бары, клубы и скалодромы. Но что на самом деле исчезает, когда у зданий остаётся форма, а не суть?

Европейские и латиноамериканские левые силы координируют свои действия на фоне глобальных политических сдвигов.  

Большие языковые модели несут в себе культурный код своих создателей, воспроизводя стереотипы и даже скрытые конфликты между цивилизациями.