Вы когда-нибудь были на балете? Если да, то, скорее всего, вы видели «Щелкунчика» – постановку, которая стала настолько культовой, что часто является первым (а иногда и единственным) знакомством зрителей с балетом. Эта классическая постановка на музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского – нечто большее, чем просто пачки и ёлки. Она изменила, а может, даже спасла американский балет спустя шесть десятилетий после того, как впервые увидела свет.
РУССКИЕ КОРНИ
В 1891 году «Щелкунчик» был заказан одному из императорских театров России – государственным театральным площадкам, которые обладали монополией на театральные представления в крупнейших городах. Финансируемые царём, театры были призваны показывать утончённость и мощь русской культуры, обеспечивая при этом строгий контроль империи над художественным самовыражением. Чайковский в ту пору сотрудничал с Мариусом Петипа, балетмейстером и хореографом, и писал музыку на заказ. В качестве сюжета для нового произведения он выбрал «Щелкунчика и Мышиного короля» – сказку 1816 года прусского писателя Э. Т. А. Гофмана.
В балетной постановке рассказывается история о рождественском празднике в немецкой семье. Друг семьи дарит детям необычный подарок – небольшого деревянного Щелкунчика. После того как семья засыпает, Клара (которую иногда называют Марией, в зависимости от постановки) пробирается обратно к рождественской ёлке, чтобы посмотреть подарки, но теряется в воображаемом мире, где происходит битва между героическим и основательно подросшим Щелкунчиком и злым мышиным королём. После победы в битве Щелкунчик превращается в принца и уводит Клару в заснеженный лес.
Во втором акте Клара и Принц попадают на бал антропоморфных сладостей и угощений, в том числе китайского чая, имбиря и шоколада. В конце представления Фея Драже кружится в танце со своим кавалером, после чего Клара с Принцем покидают волшебное место на летающих санях.
Как и его современники братья Гримм, Гофман часто включал в свои сказки не только волшебство, но и ужасы. В оригинале, например, Клара получает серьёзную рану во время мышиной битвы и на следующее утро лежит без сознания. В другом месте принцессу кусает гигантская мышь, а во время битвы солдаты-грызуны откусывают себе ноги, чтобы упасть, раздавить и уничтожить армию Щелкунчика. Когда Чайковский начал работать над партитурой в 1891 году, он и хореограф Петипа выбрали более лёгкий тон, взяв за основу «Историю Щелкунчика» – более радостную адаптацию старой сказки, сделанную сыном Александра Дюма.
Отчасти проблема, считает музыковед Дэмиен Махиет, заключалась в том, что произведение задумывалось как балет-феерия, сказочная история, в которой было мало сюжета и много музыки. В отличие от других балетов того времени, «Щелкунчик» делал акцент на веселье и волшебстве и не обладал трагическим величием более раннего шедевра Чайковского «Лебединое озеро».
Воображаемые трансформации и воплощение природных явлений, таких как снег и цветы, в человеческом облике – магия, которая в совокупности создавала то, что Махиет называет «чудесным зрелищем», покорила зрителей много позже. Поэтому «Щелкунчик» стал популярным только спустя годы, в более поздних постановках.
НОВЫЙ ДУБЛЬ
Успех балета неуклонно рос, и в 1944 году его впервые представили в Соединённых Штатах в постановке Сан-Францисского балета под руководством Уильяма Кристенсена.
Благодаря постановке начал возрождаться интерес к этому изящному виду танцевального искусства. Но настоящий фурор «Щелкунчик» произвел на зарождающейся американской балетной сцене в 1954 году в постановке Нью-Йоркского городского балета.
Хореограф Джордж Баланчин, выросший в России и сам исполнявший одну из партий в «Щелкунчике», переосмыслил его, отказавшись от традиционной хореографии Петипа в пользу парящего танца Баланчина и строгих сценических указаний. Благодаря впечатляющим декорациям и бывшей жене Баланчина, приме-балерине Марии Толчиф, которая сыграла роль Феи Драже, балет стал хитом.
«Все в Нью-Йорке были против нашей постановки, включая критиков, – вспоминала Толчиф. – Компания тогда испытывала финансовые трудности... ну, слава богу, что мы [поставили спектакль], потому что это спасло компанию».
«Щелкунчик» стал визитной карточкой Нью-Йоркского городского балета и со временем был поставлен в других балетных коллективах. Он олицетворял весь американский балет и привлекал все больше новых поклонников.
В 1970-х годах Американский театр балета сделал ещё один шаг, поставив «Щелкунчика» для телевидения. Хореография и постановка были полностью переосмыслены в более мрачном и психологически сложном ключе выдающимся балетным танцором Михаилом Барышниковым. «Я никогда раньше не ставил хореографию и даже не режиссировал балет, – рассказал он позже в интервью Time. – Но [труппе] был нужен коммерческий успех, а это означало "Щелкунчик"».
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АТРИБУТ ПРАЗДНИКА
Какие бы спектакли ни ставили балетные труппы в течение года, «Щелкунчик» остается неотъемлемой частью репертуара любого американского театра. В 2021 году Национальный фонд искусств сообщил, что продажи билетов на «Щелкунчика» составляют в среднем около 48 процентов сезонной выручки балетной труппы – и каждый год его ставят сотни раз.
«Мы в определенном смысле зависим от него», – говорит Дебора Дамаст, программный директор и художественный руководитель программы высшего танцевального образования в Нью-Йоркском университете Стейнхардт. Дамаст, сама балерина и хореограф, говорит, что «Щелкунчик» – это обязательный спектакль в репертуаре практически любого театра, независимо от его размера.
«В нём есть всё, не так ли? В нём есть интрига. В нём есть волшебство. В нём есть сладости». Из-за своей привлекательности для детей, рождественской атмосферы и талантливых танцовщиц, исполняющих партии Феи Драже и Снежной Королевы, «Щелкунчик» часто становится первым или единственным балетом, с которым знакомится неискушенный зритель.
Балет очаровывает и танцовщиков, которые в нем выступали. «Одной из моих любимых партий была сцена со снегом», – говорит Дамаст. Музыка Чайковского имитирует движение настоящего снега – и во многих постановках в этот момент начинают падать искусственные снежинки. «Вы видите кружение и мерцание, – говорит она. - Одна снежинка, две снежинки, а потом начинается метель. Это сложно. Это красиво. Это просто волшебно».
А еще в партитурах Чайковского использовались новейшие музыкальные технологии. Композитор не гнушался использовать игрушечные инструменты и даже челесту – устройство, изобретённое в 1886 году французским мастером по изготовлению гармоник Виктором Мюстелем. Челеста использует клавиши, как у фортепиано, чтобы воспроизводить целый спектр нежных колокольчиков. Чайковский выбрал этот инструмент для хрупкой, звонкой темы Феи Драже. Челеста до сих пор используется в балете и заняла постоянное место в оркестре из-за того, что «Щелкунчик» остается главным рождественским хитом.
СЛАДОСТИ И СТЕРЕОТИПЫ
Балет «Щелкунчик» не всегда воспринимается исключительно как волшебство, особенно теми, кто обращает внимание на расовые стереотипы и устаревшие представления о национальности и гендере. Особенно спорной считается вторая часть спектакля, поскольку театральные компании зачастую привлекают белых танцоров для исполнения номера «Китайский чай», используя грим, имитирующий азиатскую внешность («желтое лицо»). Хотя некоторые театры сохраняют этот номер, движения вроде инициативы «Последний поклон желтому лицу» призывают режиссеров изображать Китай через танец, костюмы и характеры персонажей без использования унизительных расистских символов.
Такие инновации вызывают критику со стороны пуристов, утверждающих, что неуместно смотреть сквозь призму современности на классический балет. Но на самом деле они свидетельствуют о подлинной гибкости шедевра Чайковского. «Красота «Щелкунчика» заключается в том, что его можно представлять и переосмысливать почти как произведения Шекспира», – говорит Дамаст. Возможно, новые версии «Щелкунчика» побудят зрителей посещать и другие балеты, помогая танцевальным компаниям (и той магии праздника, которую они создают), оставаться на плаву еще долгие годы.
Эрин Блейкмор, National Geographic
Перевод Марии Седневой
Ученые обнаружили, что кофейные отходы повышают прочность бетонных блоков и могут использоваться вместо песка.
Сразу после вступления в должность президент Дональд Трамп подписал несколько важных указов, которые окажут значительное влияние на весь мир.
Нефтяные гиганты сворачивают зеленые проекты и возвращаются к традиционным источникам энергии.
В этом году Новая Зеландия столкнется с серьезными политическими вызовами.
К 2030 году рынок труда потребует от многих смены квалификации, ведь профессий, позволяющих достойно зарабатывать, останется не так уж много.
Рецензия на новый фильм Кристиана Гьюдгэста «Охота на воров 2: Пантера».
Кенийский стартап-город призван совершить революцию в урбанизации Африки.