На сегодняшний день одним из основных препятствий на пути к динамичному и комплексному экономическому развитию отдельных государств и целых региональных сообществ на Африканском континенте остается проблема транспортных коридоров, ведь качество и количество автомобильных и железных дорог не удовлетворяют существующие потребности в полной мере.
К числу факторов, обуславливающих низкий уровень развития транспортной инфраструктуры в Африке по сравнению со средними по миру показателями, относятся:
- колониальное прошлое: строительство транспортных коридоров осуществлялось европейцами фактически исключительно в целях вывоза природных ресурсов и, таким образом, не сопровождалось появлением связанных транспортных сетей;
- материальные ограничения, включающие острую нехватку денежных средств на финансирование инфраструктурных проектов и сложности технологического характера;
- условия среды, к числу которых относятся как географическая специфика, так и проблемы безопасности. В то же время в Африке существует целый ряд амбициозных проектов, предполагающих создание протяженных международных транспортных коридоров. Именно одному из подобных замыслов и посвящена данная статья.
Стремительно развернувшиеся в 60-х и 70-х гг. прошлого века процессы деколонизации в Африке сопровождались распространением панафриканских идей и возникновением многочисленных проектов, призванных преодолеть экономическую отсталость и обеспечить условия для интеграции, как региональной, так и трансконтинентальной. В результате уже в 1970 году при поддержке Экономической комиссии ООН для Африки (ЭКА) была сформулирована инициатива строительства Трансафриканских магистралей – грандиозный план создания девяти автомобильных транспортных коридоров общей протяженностью в 56 683 км. На протяжении последующих десятилетий активное участие в финансировании, реализации и мониторинге приняли Африканский союз (АС), Африканский банк развития (АБР) и многочисленные региональные экономические сообщества.Итак, в рамках предложенной инициативы предусматривалось, пусть и без указания фиксированных сроков, возведение девяти автомагистралей, включавшее как использование уже существовавших участков дорог, так и прокладку новых. Таким образом, сеть автомобильных дорог должна была выглядеть следующим образом:
- магистраль Каир - Дакар протяженностью более 8600 км проходит преимущественно вдоль побережья и скорее объединяет уже существующие дороги, нежели предполагает строительство новых;
- магистраль Алжир - Лагос, длина которой составляет более 4500 км, была задумана еще в 1962 году, чтобы не только обеспечить связь побережья Средиземного моря и Гвинейского залива, но и способствовать экономическому развитию внутренних районов Алжира и Нигера;
- магистраль Триполи - Виндхук – наиболее протяженный коридор (9600 км), значительная часть которого пролегает по неблагополучным и малонаселенным территориям Ливии, Чада, ЦАР, Конго и ДРК, что сокращает экономическое значение данной транспортной артерии;
- магистраль Каир - Габороне – еще один маршрут типа «север - юг», правда, играющий большую роль, нежели предыдущий, запланированная протяженность которого составляла 8861 км с возможностью продления до 10 228 км за счет отрезка Габороне - Кейптаун;
- магистраль Дакар - Нджамена – относительно короткий маршрут в 4490 км между столицами Сенегала, Мали, Нигера и Чада;
- магистраль Нджамена - Джибути – автомобильная дорога длиной в 4219 км, соединяющая Чад и внутренние районы Судана и Эфиопии с портом Джибути;
- магистраль Дакар - Лагос выступает связующей нитью длиной в чуть более чем 4000 км между столицами 11 прибрежных государств Западной Африки;
- магистраль Лагос - Момбаса протяженностью 6259 км, призванная стать транспортной артерией между крупнейшими портами Западной и Восточной Африки, проходит через самое сердце материка;
- магистраль Бейра - Лобито – самая короткая (3523 км) из Трансафриканских магистралей обеспечивает связь внутренних районов ДРК, Замбии и Зимбабве с портовой инфраструктурой Анголы и Мозамбика.
Вместе с тем комплексное воздействие рассмотренных ранее проблем развития транспортной инфраструктуры привело к тому, что по состоянию на 2003 год – спустя более чем 30 лет с момента утверждения инициативы – степень готовности магистралей оставляла желать лучшего. Так, в ряде случаев (Трансафриканские магистрали № 3, № 6, № 8) асфальтовое покрытие составляло не более 60 % от общей протяженности маршрута, а некоторые участки и вовсе практически отсутствовали на дорожной карте (missing links). К тому же даже там, где состояние дорожного покрытия позволяло осуществлять движение легкового и грузового транспорта, существенным препятствием для свободного функционирования транспортного коридора выступали преступные, террористические и повстанческие группировки, контролирующие тот или иной внутренний район материка.
При этом, несмотря на отсутствие более актуальных и полновесных докладов о состоянии Трансафриканских автомагистралей, представляется возможным отметить, что даже сегодня такие барьеры, как действия негосударственных акторов и слабость материально-технической базы, остаются наиболее принципиальными проблемами на пути к реализации грандиозной задумки 1970-х годов. К примеру, во внутренних районах материка – в странах Сахеля, ЦАР, ДРК, Конго – критическая слабость государственных институтов делает поступательную реализацию масштабных инфраструктурных проектов почти невозможной. Стоит иметь в виду, что координация усилий по строительству и поддержанию надлежащего состояния Трансафриканских магистралей затруднена и в силу пересечения зон ответственности и интересов различных региональных экономических сообществ. Напротив, в последнее время менее амбициозные, но вместе с тем более экономически целесообразные и рентабельные проекты международных транспортных коридоров пользуются все большей популярностью во всех субрегионах Африки, привлекая как инвестиции со стороны ТНК, так и ведущих игроков на мировой арене, включая Китай.
Иван Копытцев, политолог, журнал «Новое Восточное Обозрение»
В иллюстрации использовано изображение автора 23 icons (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
Ровно 103 года назад, 19 мая 1922 года, в Советской России появилась Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина.
Италия впервые станет местом проведения парусной регаты Кубка Америки.
Мстительные духи Ямайки, ключевые персонажи местного фольклора, отражают, по мнению многих исследователей, реакцию на историческую несправедливость.
Причины торговых войн США связаны с глубоким кризисом среднего класса, вызванным глобализацией, автоматизацией и ослаблением социальной политики.
Выставка «Архитектура, созданная из архитектуры» исследует, как здания формируют культурное своеобразие Чили.
Зачем технологическая элита США продвигает идеологию неореакции, утверждающую, что стране нужна единоличная власть?