Абу Али ал-Мухассин ат-Танухи (940—994 гг.) — одна из самых примечательных фигур в истории арабской прозы классического периода. Сохранив в своих произведениях традицию арабской литературы «адаба» (произведения, написанные в легкой и занимательной форме и предназначенные воспитать образованного мусульманина), он вместе с тем создал своеобразный жанр арабской новеллы, который отличается и от изысканной прозы образованной элиты, и от народной, основанной на фольклорных сказаниях, литературы.
Арабский писатель получил известность как составитель антологий исторических и псевдоисторических анекдотов, афоризмов и сентенций «Занимательные истории и примечательные события из рассказов собеседников». Из самих «Занимательных историй» можно сделать вывод, что, благодаря своей образованности и литературному таланту, он был вхож в дома самых высокопоставленных лиц Багдада. Большинство рассказов ат-Танухи связаны с его биографией и городами, в которых он жил, потому его произведения, являясь отражением собственного опыта автора и исторической эпохи в целом, оказываются ценным источником, повествующим о жизни элиты в халифате X века.
Широкую популярность имела книга «Радость после трудностей» (о различных испытаниях, выпавших на долю людей, на их пути к счастью, богатству или любви), переведенная в XVII веке на персидский и турецкий языки. Книга эта стала своеобразным собранием новых сочинений и уже написанных ат-Танухи раннее (писатель отобрал подходящие рассказы из своей антологии «Занимательные истории и примечательные события из рассказов собеседников»). К тому же, по признанию самого автора, при составлении сборника он пользовался уже существующими книгами, посвященными теме испытаний. Таким образом, все рассказы повествуют о внезапном избавлении от жизненных трудностей. «За рубежом» публикует один из таких рассказов, представленных вниманию читателей в журнале «Иностранная литература».
Перевод Елизаветы Дубовой
О том, как разбойник вернул каравану награбленное
Рассказывал мне Али ибн Шираз ибн Сахл, судья из Аскар Макрам, да помилует его Аллах, со слов Абу ал-Хусейна Абд ал-Вахида ибн Мухаммад ал-Хасиби ибн Бинт ибн ал-Мудаббир из Багдада, по словам Мухаммада ибн Али, по словам ал-Хасана ибн Дибиль ибн Али, сына поэта из племени Хузаа, по словам его отца:
— Когда я сказал:
Мечети пустуют без звуков декламации.
Я отправился с этой касыдой к Абу ал-Хасану Али ибн Муса ар-Рида, в Хорасане, которого туда назначил ал-Мамун. Я приехал и прочитал ему касыду. Он похвалил мою декламацию и сказал: “Не читай ее никому больше, пока я не прикажу”. Моя слава дошла до ал-Мамуна, он меня вызвал, справился о моей жизни, а затем приказал: “Дибиль, прочти мне касыду Мечети пустуют без звуков декламации”. – “Повелитель правоверных, я ее не знаю”, — ответил я. Тогда он повелел: “Слуга, приведи ко мне Абу ал-Хасана Али ибн Муса”. — И имам тут же прибыл. Халиф сказал ему: “Абу ал-Хасан, я спросил Дибиля о касыде Мечети пустуют без звуков декламации, а тот ответил, что ее не знает”. Тогда Абу ал-Хасан обратился ко мне: “Прочитай ее, Дибиль”.
Я читал касыду, а ал-Мамун не прерывал меня, пока я не дошел до этого бейта:
У потомков пророка шеи крепкие, а у Омейядов толстые.
Повелитель сказал: “Воистину, я бы выдрал их”.
Затем я закончил декламацию касыды, халиф похвалил меня и дал мне пятьдесят тысяч дирхамов, а Али ибн Муса велел мне писать касыды, похожие на эту.
Я сказал: “Мой господин, я хочу, чтобы ты одарил меня одеждой со своего плеча, это было бы благословением для меня, и я бы использовал ее как саван”.
Имам подарил мне поношенную рубашку, полотенце (и, кажется, рассказчик упомянул еще и штаны).
Я поехал вместе с Абу ал-Хасаном, который посадил меня на желтого осла. Мы ехали в дождливый день, и на имаме был плащ из шелка. Он отдал мне его, а сам попросил и надел другой, сказав мне: “Я отдал тебе этот плащ, потому что он лучший из всех”. Позже я продал его за восемьдесят динаров, но не обрадовался этой сделке.
Я закончил свои дела и снова отправился обратно в Ирак.
По дороге на нас напали курды, которых прозвали ал-Марихан, они ограбили меня и всех в караване. То был дождливый день.
Я остался в одной рваной рубахе, которая была на мне. Из всего, что у меня отобрали, я жалел только о рубашке и полотенце, которые мне подарил Абу ал-Хасан Али ибн Муса ар-Рида.
Ко мне подъехал один из курдов, на осле, на которого меня посадил Абу ал-Хасан, и на нем был мой шелковый плащ. Он остановился около меня и начал читать “Мечети пустуют без звуков декламации” и заплакал. Когда я это увидел, я удивился тому, что курд-разбойник оказался шиитом. Мне же очень хотелось вернуть рубашку и полотенце.
Я спросил: “Господин, а кто автор этой касыды?” – “А какое твое дело”, — ответил он. “У меня своя причина”. – “Она более известна, чем ее автор”. – “А кто он?” – “Дибиль ибн Али ал-Хузаи, поэт потомков Мухаммада, да благословит его Аллах”. Тогда я сказал: “Господин, клянусь, это я — Дибиль, и это моя касыда”. Он ответил: “Горе тебе! Что ты такое говоришь?” – “Это все знают, — сказал я, — спроси в караване, тогда поймешь, что я сказал тебе правду”. Он воскликнул: “Несомненно, клянусь Аллахом! Никто не должен взять из этого каравана даже неспелого финика”. Он созвал своих людей и объявил: “Кто что взял — пусть отдаст хозяину”. Всем, кто был со мной в караване, вернули их вещи, как и мне вернули все, что у меня было. И укаля не пропало.
Затем мы спокойно доехали до безопасного места.
И сказал тот, кто передал эту историю о Дибиле: “Мне об этом поведал Ибн Бихзад ал-Курдий. Он поклялся Аллахом, что этим курдом был его отец”.
Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.
В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.
Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.
Являлся ли Зигмунд Фрейд великим писателем?
Япония разбирается с последствиями крупнейшей аварии века с помощью нового роботизированного устройства.
Почему попытки сэкономить в условиях роста цен могут привести к увеличению расходов.
В этом году американский режиссёр Стивен Заиллян получил премию «Эмми» за сериал «Рипли».