Семьдесят лет назад одним из ведущих сторонников организации КСАА была Китайская Народная Республика. В 1955 году Пекин сыграл важнейшую роль в создании политических и дипломатических условий для проведения «первой в истории человечества межконтинентальной конференции цветных народов», как охарактеризовал её президент Индонезии и хозяин мероприятия Сукарно. За год до этого Китай под руководством главы Государственного совета и министра иностранных дел Чжоу Эньлая провёл два раунда сложных дипломатических переговоров: один с Индией, второй на Женевской конференции с четырьмя великими державами того времени – США, СССР, Великобританией и Францией.
На первых переговорах, перед лицом тупиковой ситуации, создавшейся в Тибете на границе между двумя самыми густонаселёнными странами мира, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его китайский коллега Чжоу Эньлай не только достигли двустороннего соглашения о торговле и границе, но также сформулировали соглашение «Панча Шила», известное как «Пять принципов мирного сосуществования», которые впоследствии лягут в основу десяти принципов, согласованных в Бандунге. Название «Панча Шила», так же как и «Панча сила» Сукарно, переводится с санскрита как «Пять принципов» и даёт отсылку к пяти добродетелям буддизма. Различие в написании и произношении наименований этих концепций имеет значение только для разделения понятий на практике. При этом, как и индонезийские тезисы «Панча сила», «Панча Шила» предлагала сообществу государств, собравшихся на Бандунгской конференции, ряд принципов идеального регионального порядка: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.
На вторых, ещё более сложных переговорах Китай сыграл центральную роль в урегулировании конфликта в Корее, а затем и во Французском Индокитае. Хотя искомое воссоединение Кореи не состоялось (страна была разделена по 38-й параллели с последующим образованием Республики Кореи и КНДР), тупик в противостоянии Франции и Вьетминя (вьетнамская военизированная организация под руководством Хо Ши Мина) был преодолён, что привело к окончанию войны, выводу французских колониальных войск и распаду страны на Северный и Южный Вьетнам.
Успех Чжоу был столь велик, что это дало Вашингтону повод для озабоченности. США опасались, что харизма и красноречие китайского дипломата будут способствовать распространению коммунистических идей и побудят других азиатских лидеров поддержать предложения, противоречащие американским интересам в регионе. По случайному (а может, и не очень случайному) стечению обстоятельств вскоре произошло крушение самолёта «Принцесса Кашмира», на котором из Гонконга в Джакарту летела китайская делегация. Погибли 11 пассажиров, в живых остались только три члена экипажа. К счастью, Чжоу Эньлая на борту самолёта в тот день не было, и он таким образом избежал участи стать жертвой покушения, организованного марионеткой США Гоминьданом.
На Бандунгской конференции Пекину представилась редкая возможность вырваться из относительной изоляции, в которой он оказался после революции, осуществлённой КПК в 1949 году, а также вследствие своего участия в Корейской войне и эмбарго, введённого западными державами. Первой страной, признавшей пять принципов после соглашения КНР и Индии, стала Бирма (с 1989 года – Мьянма). В том же 1954 году эти принципы были отражены в Бирмано-китайской декларации о пяти принципах мирного сосуществования, а в апреле 1955-го в столице Бирмы Рангуне была организована неформальная встреча для подготовки к Бандунгской конференции.
После КСАА в Индонезии Китай начал устанавливать прямые связи со странами Азии и Африки, многие из них по-прежнему видели в нём грозную «красную опасность». Некоторые главы государств получили из Вашингтона указание выступить против китайцев и Советов. В своём вступительном слове, переделанном под влиянием критики со стороны представителей других стран, Чжоу дал ясно понять, что Китай участвует в Бандунгской конференции, чтобы «добиваться единства, а не устраивать ссоры, добиваться общности взглядов, а не создавать разногласия».
Китай красноречиво заклеймил колониализм европейских держав, которые посредством грабежа и угнетения ввергли «блестящие древние цивилизации» Азии и Африки – цивилизации, «внёсшие огромный вклад в общее достояние человечества», – в состояние «нищеты и отсталости».
Откликнувшись на призыв так называемых неприсоединившихся стран – Египта, Бирмы, Индии, Индонезии, – Китай осудил угрозы новых войн и напомнил всем, что движения сторонников мира в разных странах требовали положить конец гонке вооружений и запретить ядерное оружие. По словам Чжоу Эньлая, страны обоих континентов испытывали «острую необходимость в установлении мира во всём мире ради задачи развития нашей независимой и суверенной экономики» и с тем, чтобы преодолеть отсталость, навязанную колониализмом. Для достижения этой цели экономическое сотрудничество между ними должно основываться на «принципах равенства и взаимной выгоды», чтобы ни одна из стран не стала бы всего лишь «производителем сырья и рынком сбыта потребительских товаров».
Однако Чжоу Эньлай стал звездой конференции не только благодаря красноречивому вступительному слову. Его кроткий и умеренный тон, его поразительная способность примирять противоположные взгляды способствовали выработке единого мнения там, где, казалось, для этого не было никаких оснований. В качестве примера можно привести споры по поводу участия стран обоих континентов в созданных США военных союзах СЕАТО, СЕНТО (их членами были Турция, Филиппины, Таиланд, Иран и Ирак), а также дебаты о концепции «мирного сосуществования». Результатом жаркого обсуждения и активного посредничества китайцев стало согласование этих двух вопросов и их включение в десять пунктов итоговой декларации. Деятельность премьера и членов китайской делегации получила высокую оценку со стороны других участников конференции. В одной из передач Лондонской вещательной станции говорилось: «Любому человеку, обладающему даром политического предвиденья, будет ясно, что достижения Коммунистической партии Китая на Бандунгской конференции безмерны». Согласно высказываниям делегатов конференции, Чжоу показал себя «разумным и настроенным на примирение деятелем, который искренне желает доказать всем, что Китай действительно привержен миру». Генеральный секретарь конференции Руслан Абдулгани вспоминал, что Чжоу был «сдержан и любезен» и произвёл благоприятное впечатление на других делегатов, которые прежде относились к нему с подозрением. По словам Абдулгани, «Китайская Народная Республика перестала казаться им опасным гигантским драконом».
Успех китайского участия в Бандунгской конференции позволил Пекину установить дипломатические отношения с множеством стран, что стало важным фактором после его разрыва отношений с СССР в 1960-х годах. Это также помогло активизировать поддержку национально-освободительной борьбы африканских и азиатских стран и способствовало утверждению «Пяти принципов мирного сосуществования» в качестве основных направлений дипломатии Китая, актуальных и по сей день. Эти принципы прослеживаются в деятельности БРИКС и ШОС, в развитии инициативы «Пояс и путь».
Однако и через семьдесят лет после исторической конференции остаётся нерешённым большинство острых проблем, обозначенных странами тогдашнего третьего мира, ныне известными как страны Глобального Юга, или глобальное большинство: экономическая отсталость, являющаяся следствием эксплуатации, империализма и неоколониализма, разрушения и страдания, причиняемые войнами, которые развязывают США и их военные альянсы, ядерная угроза, несправедливые действия сионизма против народа Палестины, нерешённый Тайваньский вопрос. Вспомним эмоциональную речь, произнесённую сирийским делегатом Халедом аль-Азамом в апреле 1955 года: «Мы заявляем всему миру, что мы продолжим встречаться до тех пор, пока не увидим, как рушатся и пропадают навеки последние остатки колониализма и империализма». Решимость встречаться является величайшим наследием «духа Бандунга».
Перуанский город-крепость возрастом почти 4000 лет открылся для туристов.
Повторить путь Анны Франк в школу теперь можно с помощью смартфона. ИИ-реконструкция превращает улицы Амстердама в интерактивный памятник жертвам нацизма.
Ядерная энергетика переживает второе рождение: она обеспечивает энергобезопасность, помогает снижать выбросы CO₂ и стремительно развивается благодаря инновациям — в частности, появлению малых модульных реакторов.
Как скандал с фальсификацией тысяч подписей подорвал веру в «лучшую демократию мира» и запустил цифровую реформу в Швейцарии.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров – о пути Франции с XVII века до кризиса Макрона.
Глобальное потепление ускоряет таяние ледников Гренландии, что может привести к значительному повышению уровня моря и серьезным экологическим последствиям.