Пять принципов единства

БАНДУНГСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1955 ГОДА СЫГРАЛА ОГРОМНУЮ РОЛЬ В КОНСОЛИДАЦИИ СТРАН ГЛОБАЛЬНОГО ЮГА

Семьдесят лет назад одним из ведущих сторонников организации КСАА была Китайская Народная Республика. В 1955 году Пекин сыграл важнейшую роль в создании политических и дипломатических условий для проведения «первой в истории человечества межконтинентальной конференции цветных народов», как охарактеризовал её президент Индонезии и хозяин мероприятия Сукарно. За год до этого Китай под руководством главы Государственного совета и министра иностранных дел Чжоу Эньлая провёл два раунда сложных дипломатических переговоров: один с Индией, второй на Женевской конференции с четырьмя великими державами того времени – США, СССР, Великобританией и Францией.

На первых переговорах, перед лицом тупиковой ситуации, создавшейся в Тибете на границе между двумя самыми густонаселёнными странами мира, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его китайский коллега Чжоу Эньлай не только достигли двустороннего соглашения о торговле и границе, но также сформулировали соглашение «Панча Шила», известное как «Пять принципов мирного сосуществования», которые впоследствии лягут в основу десяти принципов, согласованных в Бандунге. Название «Панча Шила», так же как и «Панча сила» Сукарно, переводится с санскрита как «Пять принципов» и даёт отсылку к пяти добродетелям буддизма. Различие в написании и произношении наименований этих концепций имеет значение только для разделения понятий на практике. При этом, как и индонезийские тезисы «Панча сила», «Панча Шила» предлагала сообществу государств, собравшихся на Бандунгской конференции, ряд принципов идеального регионального порядка: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.

Китай под руководством Чжоу Эньлая сыграл ключевую роль в организации Бандунгской конференции 1955 года.webp

На вторых, ещё более сложных переговорах Китай сыграл центральную роль в урегулировании конфликта в Корее, а затем и во Французском Индокитае. Хотя искомое воссоединение Кореи не состоялось (страна была разделена по 38-й параллели с последующим образованием Республики Кореи и КНДР), тупик в противостоянии Франции и Вьетминя (вьетнамская военизированная организация под руководством Хо Ши Мина) был преодолён, что привело к окончанию войны, выводу французских колониальных войск и распаду страны на Северный и Южный Вьетнам.

Эти исторические соглашения не только способствовали временной стабилизации ситуации на Азиатском континенте (позже во Вьетнам вторгнется США), что создало более благоприятные политические условия для проведения Бандунгской конференции, но также укрепили позиции Неру как регионального лидера (он был одним из главных вдохновителей Бандунга) и открыли миру дипломатическое искусство коммуниста Чжоу Эньлая.

Успех Чжоу был столь велик, что это дало Вашингтону повод для озабоченности. США опасались, что харизма и красноречие китайского дипломата будут способствовать распространению коммунистических идей и побудят других азиатских лидеров поддержать предложения, противоречащие американским интересам в регионе. По случайному (а может, и не очень случайному) стечению обстоятельств вскоре произошло крушение самолёта «Принцесса Кашмира», на котором из Гонконга в Джакарту летела китайская делегация. Погибли 11 пассажиров, в живых остались только три члена экипажа. К счастью, Чжоу Эньлая на борту самолёта в тот день не было, и он таким образом избежал участи стать жертвой покушения, организованного марионеткой США Гоминьданом.

На Бандунгской конференции Пекину представилась редкая возможность вырваться из относительной изоляции, в которой он оказался после революции, осуществлённой КПК в 1949 году, а также вследствие своего участия в Корейской войне и эмбарго, введённого западными державами. Первой страной, признавшей пять принципов после соглашения КНР и Индии, стала Бирма (с 1989 года – Мьянма). В том же 1954 году эти принципы были отражены в Бирмано-китайской декларации о пяти принципах мирного сосуществования, а в апреле 1955-го в столице Бирмы Рангуне была организована неформальная встреча для подготовки к Бандунгской конференции.

После КСАА в Индонезии Китай начал устанавливать прямые связи со странами Азии и Африки, многие из них по-прежнему видели в нём грозную «красную опасность». Некоторые главы государств получили из Вашингтона указание выступить против китайцев и Советов. В своём вступительном слове, переделанном под влиянием критики со стороны представителей других стран, Чжоу дал ясно понять, что Китай участвует в Бандунгской конференции, чтобы «добиваться единства, а не устраивать ссоры, добиваться общности взглядов, а не создавать разногласия».

Китай красноречиво заклеймил колониализм европейских держав, которые посредством грабежа и угнетения ввергли «блестящие древние цивилизации» Азии и Африки – цивилизации, «внёсшие огромный вклад в общее достояние человечества», – в состояние «нищеты и отсталости».

Откликнувшись на призыв так называемых неприсоединившихся стран – Египта, Бирмы, Индии, Индонезии, – Китай осудил угрозы новых войн и напомнил всем, что движения сторонников мира в разных странах требовали положить конец гонке вооружений и запретить ядерное оружие. По словам Чжоу Эньлая, страны обоих континентов испытывали «острую необходимость в установлении мира во всём мире ради задачи развития нашей независимой и суверенной экономики» и с тем, чтобы преодолеть отсталость, навязанную колониализмом. Для достижения этой цели экономическое сотрудничество между ними должно основываться на «принципах равенства и взаимной выгоды», чтобы ни одна из стран не стала бы всего лишь «производителем сырья и рынком сбыта потребительских товаров».

Наконец, Чжоу Эньлай ещё раз подтвердил, что Китай поддерживает национально-освободительную борьбу народов порабощённых стран (Тунис, Марокко, Алжир), решение проблемы «арабских беженцев в Палестине», суверенитет Египта над Суэцким каналом, Индии над Гоа, Индонезии над Западным Ирианом, а также, разумеется, желает освобождения Тайваня, своей собственной территории.

Однако Чжоу Эньлай стал звездой конференции не только благодаря красноречивому вступительному слову. Его кроткий и умеренный тон, его поразительная способность примирять противоположные взгляды способствовали выработке единого мнения там, где, казалось, для этого не было никаких оснований. В качестве примера можно привести споры по поводу участия стран обоих континентов в созданных США военных союзах СЕАТО, СЕНТО (их членами были Турция, Филиппины, Таиланд, Иран и Ирак), а также дебаты о концепции «мирного сосуществования». Результатом жаркого обсуждения и активного посредничества китайцев стало согласование этих двух вопросов и их включение в десять пунктов итоговой декларации. Деятельность премьера и членов китайской делегации получила высокую оценку со стороны других участников конференции. В одной из передач Лондонской вещательной станции говорилось: «Любому человеку, обладающему даром политического предвиденья, будет ясно, что достижения Коммунистической партии Китая на Бандунгской конференции безмерны». Согласно высказываниям делегатов конференции, Чжоу показал себя «разумным и настроенным на примирение деятелем, который искренне желает доказать всем, что Китай действительно привержен миру». Генеральный секретарь конференции Руслан Абдулгани вспоминал, что Чжоу был «сдержан и любезен» и произвёл благоприятное впечатление на других делегатов, которые прежде относились к нему с подозрением. По словам Абдулгани, «Китайская Народная Республика перестала казаться им опасным гигантским драконом».

Успех китайского участия в Бандунгской конференции позволил Пекину установить дипломатические отношения с множеством стран, что стало важным фактором после его разрыва отношений с СССР в 1960-х годах. Это также помогло активизировать поддержку национально-освободительной борьбы африканских и азиатских стран и способствовало утверждению «Пяти принципов мирного сосуществования» в качестве основных направлений дипломатии Китая, актуальных и по сей день. Эти принципы прослеживаются в деятельности БРИКС и ШОС, в развитии инициативы «Пояс и путь».

Однако и через семьдесят лет после исторической конференции остаётся нерешённым большинство острых проблем, обозначенных странами тогдашнего третьего мира, ныне известными как страны Глобального Юга, или глобальное большинство: экономическая отсталость, являющаяся следствием эксплуатации, империализма и неоколониализма, разрушения и страдания, причиняемые войнами, которые развязывают США и их военные альянсы, ядерная угроза, несправедливые действия сионизма против народа Палестины, нерешённый Тайваньский вопрос. Вспомним эмоциональную речь, произнесённую сирийским делегатом Халедом аль-Азамом в апреле 1955 года: «Мы заявляем всему миру, что мы продолжим встречаться до тех пор, пока не увидим, как рушатся и пропадают навеки последние остатки колониализма и империализма». Решимость встречаться является величайшим наследием «духа Бандунга».


Международный дискуссионный клуб «Валдай»
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney

01.07.2025
Важное

Перуанский город-крепость возрастом почти 4000 лет открылся для туристов.

14.07.2025 13:00:00

Повторить путь Анны Франк в школу теперь можно с помощью смартфона. ИИ-реконструкция превращает улицы Амстердама в интерактивный памятник жертвам нацизма.

14.07.2025 09:00:00
Другие Статьи

Ядерная энергетика переживает второе рождение: она обеспечивает энергобезопасность, помогает снижать выбросы CO₂ и стремительно развивается благодаря инновациям — в частности, появлению малых модульных реакторов.

Как скандал с фальсификацией тысяч подписей подорвал веру в «лучшую демократию мира» и запустил цифровую реформу в Швейцарии.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров – о пути Франции с XVII века до кризиса Макрона.

Глобальное потепление ускоряет таяние ледников Гренландии, что может привести к значительному повышению уровня моря и серьезным экологическим последствиям.