Экологическая проблематика была впервые затронута на самом первом саммите БРИК в Екатеринбурге. Лидеры Бразилии, России, Индии и Китая выразили готовность «к конструктивному диалогу по вопросам противодействия изменению климата с опорой на принципы общей, но дифференцированной ответственности с учетом необходимости сочетания мер по защите климата с шагами по решению задач социально-экономического развития наших стран».
Таким образом был обозначен приоритетный характер поэтапных преобразований в экологической сфере с целью избежания негативного побочного воздействия климатической политики на социально-экономическое благополучие граждан, в особенности уязвимых слоев населения. В целом, повестка дня БРИКС в области климата и экологии характеризуется широтой тематического охвата, присущей неформальным форумам глобального управления. В то же время отличительной чертой «пятерки» является определение сфер и модальностей непосредственного сотрудничества между участниками форума.
Повестка дня БРИКС в рассматриваемой сфере развивалась по двум ключевым направлениям: устойчивая энергетика и борьба с изменением климата. Устойчивая энергетика. На саммите 2010 г. в Бразилиа лидеры БРИК приняли обязательство «стремиться к развитию более чистых, доступных и устойчивых энергосистем, содействовать доступу к источникам энергии, энергоэффективным технологиям и их практическому применению во всех секторах экономики».
Кроме того, четыре страны выразили намерение «диверсифицировать … энергоструктуры путем увеличения там, где это уместно, доли возобновляемых источников энергии, а также… поощрять более чистое и эффективное использование ископаемого и других видов топлива». Аналогичные обязательства повторялись практически на каждом последующем саммите, а также вошли в Дорожную карту энергетического сотрудничества БРИКС до 2025 года, принятую в 2020 г. в период российского председательства.
В частности, среди сквозных приоритетов дорожной карты обозначены: энергоэффективность, возобновляемая энергетика, биоэнергетика и биотопливо, устойчивый транспорт, «умные сети». Документ предусматривает среди прочего обмен опытом и передовыми практиками, проведение совместных исследований, популяризацию «энергоэффективного образа жизни».
На первой встрече министров энергетики БРИКС в 2015 г. в Москве был утвержден Меморандум о взаимопонимании в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Среди достигнутых договоренностей: определение перечня «энергоэффективных и чистых технологий, в которых заинтересованы все страны БРИКС»; создание реестра существующих энергоэффективных технологий в странах БРИКС;
активизация сотрудничества «государственного сектора, частных компаний и международных банков развития с целью привлечения инвестиций в энергоэффективные проекты и технологии в обозначенных областях»; утверждение перечня форм сотрудничества в сфере энергетики; создание Рабочей группы по энергосбережению и энергоэффективности.
В 2018 г. по инициативе российской стороны была создана Платформа энергетических исследований БРИКС, в задачи которой входит обеспечение устойчивого развития энергетики посредством обеспечения взаимодействия между странами «пятерки» в сфере энергетических исследований, внедрения технологий и инноваций, развития универсального доступа к доступным, надежным и современным энергоносителям.
Приоритет развития сотрудничества в сфере устойчивой энергетики обозначен также в Стратегии экономического партнерства БРИКС 2015 г. и 2020 г. Так, в документе 2015 г. были заявлены приоритеты: внедрения экологически безопасных технологий производства, хранения и потребления энергоресурсов; содействия использованию возобновляемых источников энергии; повышение эффективности использования чистых источников энергии, таких как природный газ. В Стратегии до 2025 г., принятой в период российского председательства в 2020 г., предусматривается «развитие сотрудничества и содействие исследованиям, направленным на развитие энергетического сектора и стимулирование энергетического перехода в странах БРИКС, включая механизмы использования Платформы энергетических исследований БРИКС и Дорожной карты энергетического сотрудничества БРИКС до 2025 года», а также «стимулирование сотрудничества в области возобновляемых источников энергии в рамках БРИКС, содействие более широкому использованию возобновляемых источников энергии в энергетическом, транспортном, «тепловом» и промышленном секторах».
Кроме того, в стратегии заявлены цели по активизации сотрудничества в сфере атомной энергетики «как важного источника экологически чистой энергии, практически не приводящего к появлению загрязняющих веществ и выбросу парниковых газов». БРИКС, таким образом, проявляет намерение обеспечить плавный и последовательный энергетический переход посредством повышения энергоэффективности существующих энергосистем и используемых энергоносителей, наравне с внедрением новых возобновляемых источников энергии с целью минимизации социально-экономических последствий и обеспечения энергетической безопасности населения.
Борьба с изменением климата. По данному направлению БРИКС неизменно отмечали центральную роль и выражали приверженность механизмам Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а также принципам Парижского соглашения. Глобальные климатические изменения рассматривались странами БРИКС как одна из «глобальных угроз, ставящих под вопрос сами основы жизни обществ и стран».
При этом в русле социально-экономической направленности объединения отмечалось, в частности, на саммите 2011 г. в Санье (КНР), что достижение устойчивого развития и реализация климатических договоренностей должны «стать важным средством продвижения экономического роста». В этом же ключе на встрече в Дели в марте 2012 г. выражен основной приоритет БРИКС в климатической сфере – «Мы исполнены решимости играть свою роль в глобальной борьбе с изменением климата и внесем вклад в общемировые усилия по противодействию изменению климата посредством устойчивого и инклюзивного роста, а не через введение ограничений на развитие».
Таким образом, БРИКС закрепили стремление выражать интересы широкого круга развивающихся стран в соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности за состояние окружающей среды в глобальном масштабе. Данный приоритет был закреплен на саммите 2022 г. в Пекине (КНР), где лидеры отметили, что «развивающимся странам потребуется больше времени для достижения соответствующего уровня выбросов парниковых газов», а также выступили против введения «зеленых» торговых барьеров и «переноса бремени решения проблемы изменения климата на других торговых партнеров, развивающиеся страны и участников БРИКС».
Российское председательство 2015 г. инициировало встречи на министерском уровне с целью активизации сотрудничества. В 2015 г. состоялась первая встреча министров стран БРИКС, ответственных за состояние окружающей среды. Закрепилась практика ежегодного проведения таких встреч, а также была создана Рабочая группа по вопросам окружающей среды «для обмена наилучшими доступными практиками и продвижения экологически чистых технологий».
БРИКС также рассматривали взаимосвязь тематики изменения климата и продовольственной безопасности, в частности, приняв на саммите 2014 г. в Форталезе (Бразилия) обязательство по развитию сотрудничества в области «ослабления негативных последствий изменения климата для продовольственной безопасности и адаптации сельского хозяйства к изменению климата».
На саммите 2023 г. в Йоханнесбурге БРИКС подчеркнули необходимость оказания развитыми странами поддержки развивающимся странам в обеспечении доступа к современным технологиям и дополнительным финансовым ресурсам, позволяющим сократить выбросы парниковых газов и активизировать меры по адаптации.
В Стратегии экономического партнёрства БРИКС до 2025 года изменению климата посвящен отдельный раздел. Среди прочего страны «пятерки» обязались укреплять сотрудничество в области борьбы с изменением климата для обеспечения полной и эффективной имплементации РКИК ООН; создавать условия для разработки, внедрения, производства технологий и практик, способствующих сокращению выбросов парниковых газов; стимулировать использование низкоуглеродных технологий.
Национальная политика стран БРИКС и динамика показателей в эколого-климатической сфере
БРАЗИЛИЯ
Серьезное воздействие на национальную политику Бразилии в сфере устойчивого развития и экологии оказал экономический кризис 2014 г., приведший к затяжной рецессии в 2015 и 2016 гг. Темпы восстановления в 2017-2020 гг. не превышали 1,8 % и были фактически нивелированы падением, вызванным пандемией COVID-19 в 2020 гг. Постпандемическое восстановление, однако, шло значительными темпами и, по данным МВФ, уже в 2021 г. показатель ВВП превысил уровень 2014 г.
Многолетние планы являются важным инструментом долгосрочного стратегического планирования в Бразилии. В 2015 г. был разработан план на 2016-2019 годы, в 2019 г. - на 2020-2023 гг. Оба плана содержат несколько программ, посвященных энергетике, с конкретными целями и показателями. В плане 2016-2019 гг. были предусмотрены следующие программы: развитие биотоплива, электроэнергетика, нефть и газ, борьба с изменением климата, политика в сфере атомной энергетики, устойчивое сельское хозяйство.
Одной из важнейших целей программы, направленной на обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства, стало повышение эффективности использования ресурсов. Поставлены задачи поощрения образования, распространения знаний и стимулирования механизмов низкоуглеродного сельского хозяйства, обеспечения агроэкологического перехода и органического агроэкологическое производства путем устойчивого использования природных ресурсов и потребления здоровой пищи. Другой программой, которая ставит цель и задачи, значительно коррелирующие с ЦУР, является программа «Электроэнергия». Основными задачами в ней являются: разработка и продвижение технологических решений для электроэнергетического сектора страны путем реализации и применения исследований, разработок и инноваций; стимулирование рационального использования электрической энергии за счет энергоэффективности и оптимизации генерации, передачи, распределения и потребления.
В 2021 г. была принята Национальная программа по обеспечению зеленого роста, ставящая цели по интеграции задач экономического роста и развитие с устойчивыми инициативами; улучшению управления природными ресурсами для стимулирования производительности, инноваций и конкурентоспособности; созданию «зеленых» рабочих мест; сохранению лесов и защите биоразнообразия; сокращению выбросов и переходу к низкоуглеродной экономике.
Программа «Нефть и газ» также имела цель по рационализации использования углеводородов с целью сохранения окружающей среды. Она ставила задачу поощрять устойчивое развитие индустрии природного газа действиями, направленными на создание рабочих мест, профессиональную квалификацию, конкурентоспособность, исследования, разработку и инновации. Также в документе подчеркивалась необходимость содействовать экологической устойчивости в процессах разведки и добычи нефти и газа.
Среди приоритетов плана до 2023 г.: устойчивое сельское хозяйство, ископаемое топливо, электроэнергия, нефть и газ, но в новом плане с ними наравне в название вынесено биотопливо, изменение климата. Также были предусмотрены программы «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия и природных ресурсов», «Качество городской среды», «Прикладные технологии, обеспечивающие инновации для устойчивого развития», «Ресурсы гидроэнергетики».
В целом за период 2015-2021 гг. в стране наблюдался прогресс по показателям, характеризующим уровень выбросов и состояние атмосферного воздуха - уровень выбросов на единицу ВВП снизился с 0,3 до 0,2 кг CO2 на доллар США (лучший показатель среди стран БРИКС). Бразилия лидирует среди стран «пятерки» по индикатору выбросов CO2 на душу населения – стране удалось добиться наиболее существенного сокращения данного параметра – с 2,2 до 1,8 тонны на душу населения. Выбросы CO2 на единицу добавленной стоимости снизились с 0,472 до 0,426 кг СО2 на доллар США.
Социальный аспект экологической политики остается в центре внимания бразильских властей. 5 февраля 2020 г. был опубликован Указ Nº 10.221, направленный на обеспечение чистой возобновляемой энергией (электричеством) 70 тысяч домохозяйств, проживающих в отдаленных районах региона Амазония. Регион Амазония в целом занимает одно из центральных мест в национальной экологической политике. Так, в марте 2017 года Национальный банк экономического и социального развития (BNDES) утвердил специальные условия финансирования проектов по производству электроэнергии из возобновляемых источников в изолированных системах Amazonas Energia. Финансируемые статьи проектов могут использовать 15 % ресурсов из Национального фонда для борьбы с изменением климата с годовой ставкой 1 %.
В контексте региона Амазонки одним из важнейших компонентов устойчивости является водопользование и экологическое состояние водных экосистем. Бразилия демонстрирует негативную динамику по ряду показателей в данной сфере. Так, по данным ООН, эффективность водопользования снизилась в период 2015-2021 гг. с 23,29 до 21,29 доллара США на кубический метр. Зафиксировано и сокращение площади водных экосистем (доли рек и озер в общей площади государственной территории) с 0,008 % до 0,007 %. В то же время в Бразилии за период 2015-2021 гг. уровень нагрузки на водные ресурсы (забор пресной воды как доля имеющихся ресурсов пресной воды) снизился с 3,02 % до 1,480 %. Бразилия обладает колоссальными природными и географическими ресурсами, которые создают потенциал для успешного перехода к устойчивой модели потребления.
Также Бразилия является признанным лидером в производстве биотоплива и имеет технологическое преимущество в эксплуатации данного источника энергии. В декабре 2016 года Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики запустило RenovaBio, инициативу, направленную на расширение участия возобновляемых видов топлива в энергетическом балансе для удовлетворения нужд растущей экономики и выполнения международных обязательств, принятых Бразилией в рамках COP21. Программа реализуется по четырем основным направлениям: обсуждение роли биотоплива в энергетической матрице; обеспечение экологической, экономической и финансовой устойчивости; установка правил маркетинга и внимательное отношение к новым видам биотоплива.
В марте 2017 года Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики (MME) опубликовало первые четыре указа для разработки приоритетных проектов в секторе биотоплива с целью выпуска стимулирующих долговых обязательств. Эта мера стимулирует расширение инвестиций за счет привлечения средств для инфраструктурных проектов, направленных на реализацию, расширение, техническое обслуживание, восстановление, адаптацию или модернизацию предприятий, с освобождением от налогов для инвесторов и стимулированием роста занятости и доходов в секторе. С 2019 года в стране осуществляется политика поддержки производителей биотоплива – посредством механизма кредита декарбонизации — торгуемого экологического актива, выпускаемого производителем или импортером биотоплива.
В марте 2022 г. министерства шахт и энергетики и окружающей среды запустили комплекс стимулирующих мер для производства и устойчивого использования биометана. Эта инициатива способствует выполнению обязательств, взятых страной в ходе 26-й Конференции ООН по изменению климата (COP26). Распоряжение министерства шахт и энергетики № 71 от 21 марта 2022 г. устанавливает Национальную программу по сокращению выбросов метана и специальный режим стимулирования развития инфраструктуры.
В целом ключевыми направлениями в рамках политики устойчивого развития Бразилии являются: повышение энерго- и ресурсоэффективности предприятий добывающей отрасли, объектов инфраструктуры и домохозяйств; снижение выбросов в транспортном секторе; рационализация обращения с отходами; развитие солнечной энергетики; а также адаптация территорий к изменению климата. Бразилия продолжает лидировать по большинству экологических показателей среди стран БРИКС, а по уровню использования возобновляемых источников опережает и большую часть развитых экономик. Так, по данным ООН, их доля в конечном энергопотреблении Бразилии выросла с 2015 г. по 2020 г. с 43,62 % до 50,05 %. По данным МЭА, доля возобновляемых источников в генерации электроэнергии выросла с 2015 г. по 2020 г. с 74 % до 84,1 %. Для низкоуглеродных источников данный показатель составил 76,5 % и 86,3 %, соответственно. Углеродоемкость конечного энергопотребления также снизилась с 47,9 г СО2/МДж до 43,2 г СО2/МДж. [...]
ИНДИЯ
Объективные факторы, такие как высокая численность и плотность населения, высокий уровень бедности и неравенства, а также высокая степень зависимости экономики Индии от углеводородов, определяют вызовы, стоящие перед страной на пути к устойчивой модели роста. Ключевыми приоритетами индийского правительства в сфере климатической политики на данном этапе являются: достижение «развязки» (decoupling) между экономическим ростом и деградацией окружающей среды, создание устойчивой и доступной инфраструктуры, а также формирование устойчивого «стиля жизни в интересах окружающей среды» (Lifestyle for Environment). Усилия Индии сосредоточены на ускоренном наращивании производства электроэнергии с использованием неископаемых источников, в частности солнечной и водородной, декарбонизации транспортного сектора и использовании зеленых облигаций для финансирования необходимых преобразований. Несмотря на сохраняющиеся вызовы и сложности, приоритеты обеспечения экологической устойчивости стоят на повестке дня Индии уже не первое десятилетие. Так, еще в 2001 г. в стране был принят Закон об энергосбережении, а в 2008 г. - План действий в области изменения климата. План был направлен на минимизацию последствий изменения климата и адаптацию к ним и содержал восемь «миссий»: развитие солнечной энергетики, повышение энергоэффективности, обеспечение устойчивой среды обитания, сохранение водных ресурсов, поддержание гималайской экосистемы, защита лесного покрова, устойчивое сельское хозяйство, наращивание знаний в области изменения климата.
В 2022 г. были приняты два ключевых документа, определяющих параметры электростанций, что, предположительно приведет к экономии CO2 на 38 млн тонн в год.
Также в 2022 г. был опубликован проект Национального плана электроснабжения на 2022–2027 гг., а в феврале 2023-го – решение о введении квот на возобновляемую энергию для ТЭС. Согласно положениям плана, компании, вводящие угольные ТЭС в эксплуатацию в период с 1 апреля 2023 г. по 31 марта 2025 г., обязаны обеспечить установку мощностей возобновляемой энергии с долей не менее 40 % от мощности построенной ТЭС.
В рамках усилий по реализации обязательств в рамках определяемого на национальном уровне вклада – достижению 50 % установленной мощности энергогенерации к 2030 г. за счет неископаемых источников энергии, - Правительство Индии осуществляет прямое финансирование строительства генерирующих мощностей на основе ВИЭ. Так, в марте 2023 года правительство Индии одобрило строительство семи солнечных парков общей мощностью 3730 МВт. Было заявлено о намерении добавлять по 50 ГВт мощностей возобновляемых источников энергии ежегодно в течение 5 лет и достичь цели в 500 ГВт мощностей возобновляемых источников энергии к 2030 году.
С учетом потребности в обеспечении доступности энергоносителей, в том числе в энергетически бедных регионах страны, в Индии реализуется проект «Зеленый энергетический коридор», подразумевающий создание разветвленной инфраструктуры для транспортировки электроэнергии от объектов генерации на основе ВИЭ в семи индийских штатах.
Формируется и институциональная система стимулирования внедрения ВИЭ бизнесом. В феврале-мае 2023 г. Индийское агентство по развитию возобновляемых источников энергии и Министерство новых и возобновляемых источников энергии осуществили ряд мер, в частности, снижение регуляторных, административных и финансовых барьеров для производителей солнечных фотоэлектрических модулей, направленных на наращивание внутреннего производства солнечных фотоэлектрических модулей.
Индийское правительство также принимает меры, направленные на внедрение новых технологий в энергетике. Так, в январе 2023 года правительство Индии утвердило Национальную миссию «Зеленый водород», целью которой является производство 5 миллионов метрических тонн водородного топлива в год к 2030 году. Миссия включает следующие цели: стимулирование спроса за счет экспорта и внутреннего использования; предоставление стимулов для производства электролизеров и производства зеленого водорода; пилотные проекты для сталелитейной промышленности, мобильности, судоходства, децентрализованной энергетики, производства водорода из биомассы, хранения водорода и т. д.; развитие центров зеленого водорода; поддержка развития инфраструктуры; создание надежной базы нормативных актов и стандартов; программа исследований и разработок; программа повышения квалификации; программа информирования и просвещения общественности.
С точки зрения абсолютных значений эколого-климатических показателей, Индия все еще отстает от России и Бразилии, а также от большинства развитых государств. Однако усилия индийского правительства в климатической сфере в последние годы увенчались значительными успехами. Показатель выбросов на единицу ВВП снизился с 1 до 0,9 кг CO2 на доллар США. Индия прогрессировала других стран БРИКС в сокращении показателя выбросов углекислого газа на единицу добавленной стоимости, снизив значение показателя с 1,487 до 1,247 кг СО2 на доллар США с 2015 г. За аналогичный период выросла доля низкоуглеродных и возобновляемых источников энергии в генерации электричества – с 18,1 % до 22,9 % и с 15,3 % до 20 %, соответственно. Снизилась углеродоемкость конечного энергопотребления и углеродоемкость в промышленности – с 89,1 до 87,6 грамма СО2 на Мдж и с 59,3 до 56,4 грамма СО2 на Мдж соответственно. Также наиболее быстрый среди стран БРИКС прогресс наблюдался по показателю доступности чистого топлива для приготовления пищи, увеличившегося с 48,2 % до 67,9 % с 2015 г.
На сегодняшний день КНР является крупнейшим в мире потребителем ископаемого топлива и эмитентом парниковых газов. Поскольку изменение климата является значительной средне- и долгосрочной угрозой для роста экономики и благосостояния КНР, перед страной стоят задачи по преодолению тенденции последних десятилетий к росту выбросов, обусловленной бурным развитием промышленности и энергетического сектора, основанном на потреблении углеводородов. В 2020 г. Китай взял на себя обязательство по достижению пика выбросов к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году. В октябре 2021 года Китай представил Долгосрочную стратегию развития с низким уровнем выбросов парниковых газов. С учетом обозначенных в ней целей КНР проводит политику по трансформации всей экономики страны, во многом соответствующую направленности Повестки 2030 ООН.
Согласно заявлению председателя КНР Си Цзиньпина 12 декабря 2020 г., к 2030 году Китай намерен снизить выбросы углекислого газа на единицу валового внутреннего продукта более чем на 65 % по сравнению с уровнем 2005 года, увеличить долю неископаемых видов топлива в потреблении первичной энергии примерно до 25 %, увеличить объем лесных запасов на 6 миллиардов кубометров по сравнению с уровнем 2005 г. и довести общую установленную мощность ветряной и солнечной энергетики до более чем 1,2 миллиарда киловатт.
В 2022 году было опубликовано несколько программных документов, определяющих долгосрочное видение государственной политики в области устойчивой трансформации, в том числе с акцентом на развитие ВИЭ. В январе 2022 г. Национальная комиссия по развитию и реформам опубликовала план по стимулированию «зеленой» трансформации потребления, содержащий меры по стимулированию «зеленого» потребления путем повышения осведомленности населения, ограничения «расточительства», а также увеличения доли рынка «зеленых» и низкоуглеродных продуктов. Правительство планирует включить меры по энергосбережению и защите окружающей среды в такие сферы, как производство продуктов питания, одежды, строительство жилья, транспорт, туризм и потребление электроэнергии.
В январе 2022 г. был опубликован Комплексный план работы по энергосбережению и сокращению выбросов, в котором подробно описаны усилия страны по созданию и совершенствованию экономической структуры, «способствующей «зеленому», низкоуглеродному и циркулярному развитию в рамках продолжающейся борьбы с загрязнением окружающей среды для достижения целей углеродного пика и нейтральности», которые должны быть достигнуты к 2060 году. Документ является частью 14-го пятилетнего плана и содержит 10 мер, направленных на энергосбережение и сокращение выбросов, включая усовершенствования в строительном и инфраструктурном секторах, транспорте и логистике, ограничение потребления энергии, продвижение зеленых технологий, стимулирование промышленных предприятий для улучшения управления и контроля загрязнения отходами, а также борьбу с накоплением отходов. Согласно плану, к 2025 году Китай намерен сократить потребление энергии на единицу валового внутреннего продукта на 13,5 процента по сравнению с 2020 годом, сохраняя общее потребление энергии «на разумном уровне».
В мае 2022 г. Государственный совет КНР опубликовал циркуляр «О плане реализации по содействию высококачественному развитию новой энергетики в новую эпоху», подготовленный Национальной комиссией по развитию и реформам и Национальной энергетической администрацией. План предусматривает ускорение строительства чистой, низкоуглеродной, безопасной и высокоэффективной энергетической системы с общей установленной электрической мощностью ветровой и солнечной энергии в 1,2 миллиарда киловатт к 2030 году.
В январе 2023 года был опубликован документ «Зеленое развитие Китая в новой эре», содержащий семь приоритетных областей зеленой трансформации Китая – «приверженность зеленому росту», зеленая территориальная конфигурация, корректировка и улучшение промышленной структуры, применение зеленых методов производства, экологически чистый образ жизни, институты и механизмы «зеленого» развития, а также «усилия по превращению Земли в прекрасный дом».
Эти документы, являющиеся частью масштабной программы структурных преобразований, заложенной в рамках 14-го пятилетнего плана, характеризуют комплексный подход китайского руководства к решению проблем в сфере устойчивости. Правительство Китая ставит цели не просто по обеспечению энергетического перехода, а по полноценной трансформации всей социально-экономической модели страны, как со стороны производства, так и со стороны потребления. Фактически речь идет о попытках построения экономики замкнутого цикла.
Китайским правительством также принимались более узкие отраслевые меры, направленные на обеспечение устойчивого перехода в отдельных сферах. Так, в контексте трансформации транспортного сектора в январе 2022 г. Управление гражданской авиации Китая опубликовало дорожную карту «зеленого» развития на период 14-й пятилетки (2021-2025 гг.). В плане поставлены задачи «сделать гражданскую авиацию более умной, низкоуглеродной и ресурсоэффективной для достижения «зеленой» трансформации», в том числе путем оптимизации потребления авиационного топлива и сокращения выбросов CO2 в аэропортах.
Водородная энергетика также находится в фокусе внимания китайских властей. В марте 2022 г. Национальная комиссия по развитию и реформам и Национальная энергетическая администрация выпустили план по развитию водородной энергетики на 2021-2035 годы. План предусматривает создание системы развития водородной энергетики полного цикла «со значительно улучшенными инновационными возможностями и базовыми технологиями и производственными процессами».
Правительством КНР принимались меры по субсидированию и прямому финансированию строительства новых мощностей генерации на основе возобновляемых источников энергии. В сентябре 2022 года Государственный совет КНР объявил о поставке первой морской ветроэнергетической установочной платформы для использования в районе Наньша города Гуанчжоу провинции Гуандун. Согласно сообщению, это первая морская ветроэнергетическая монтажная платформа, отвечающая стандартам четвертого поколения морского ветроэнергетического оборудования в Китае.
В марте 2023 года Государственный совет Китайской Народной Республики объявил о расширении мощностей возобновляемых источников энергии Китая в первые два месяца 2023 года на 8,5 % в годовом исчислении. По данным Госсовета, в январе-феврале 2023 года общий объем инвестиций крупных энергетических компаний Китая в солнечную энергетику почти утроился по сравнению с прошлым годом, достигнув 28,3 млрд китайских юаней.
В мае 2023 г. Национальное энергетическое управление Китая сообщило, что с января по апрель 2023 г. в стране было установлено 62,51 млн кВт новых ветро- и фотоэлектрических мощностей. Выработка электроэнергии ветряными и фотоэлектрическими установками в Китае за этот период достигла 482,8 млрд кВт-ч, увеличившись на 26,8 % по сравнению с предыдущим годом.
В августе 2023 г. было объявлено о реализации «партии демонстрационных проектов с использованием передовых «зеленых» и низкоуглеродных технологий, которые окажут мощную поддержку в достижении целей углеродного пика и нейтральности». Согласно сообщению, проекты направлены на развитие использования неископаемой энергии в промышленности и строительстве, новых и эффективных типов энергосетей и накопителей энергии, а также улавливания углекислого газа.
Таким образом, основными приоритетами экологической политики КНР стали: развитие энергосбережения по широкому кругу отраслей – от тяжелой промышленности и строительства, до транспортной сферы и туризма; развитие водородной энергетики; трансформация промышленности в целях борьбы с выбросами загрязняющих веществ; развитие технологий и интеграция ВИЭ в производство электроэнергии; минимизация антропогенного воздействия на природную среду.
Масштабный и системный характер принимаемых КНР мер отразился в динамике климатических показателей за период с 2015 г. Так, уровень загрязнения мелкими твердыми частицами снизился с 51,76 до 38,15 мкг на кубический метр – наибольший прогресс среди стран БРИКС. Показатель выбросов на единицу ВВП снизился с 0,8 до 0,7 кг CO2 на доллар США, как и выбросы на единицу добавленной стоимости – с 0,911 до 0,691 кг СО2 на доллар США. Энергоемкость ВВП снизилась с 7,21 до 6,37 Мдж на доллар США. Доля низкоуглеродных и возобновляемых источников энергии в генерации электричества выросла с 22,5 % до 26,3 % и с 20,1 % до 22,4 %, соответственно.
Тем не менее в КНР, единственной из стран БРИКС, зафиксирован рост углеродоемкости конечного энергопотребления – со 110,7 до 112,7 грамма CO2 на Мдж. Как и в Индии, вырос показатель выбросов СО2 на душу населения с 6,7 до 7,1 тонны на душу населения.
ЮАР
Южноафриканская республика (ЮАР) сталкивается со значительными вызовами в процессе перехода к более устойчивой модели экономического роста. Экономика страны сохраняет зависимость от углеводородов, преимущественно угля (около 84 % электричества в стране вырабатывается с использованием угля). Кроме того, с начала 2000-х годов страна находится в состоянии фактически перманентного энергетического кризиса, характеризующегося среди прочего регулярными веерными отключениями подачи энергии в домохозяйства и на предприятия (с 2007 г.), что отразилось как на благосостоянии граждан, так и на темпах роста южноафриканской экономики. Так, в 2018-2019 г., сельскохозяйственный сектор потерял 4,8 % роста в связи с отключениями электроэнергии. Темпы внедрения возобновляемых источников энергии были невысокими. Доля ВИЭ в генерации электроэнергии составила 5,1 % в 2020 г. – наименьший показатель среди стран БРИКС.
Осложняют ситуацию и традиционные для ЮАР вызовы, связанные с неравномерным распределением богатства (в т. ч. в гендерном, расовом и этническом разрезе). Таким образом, ключевыми приоритетами, заявленными ЮАР в контексте достижения Целей устойчивого развития, являются: борьба с неравенством (в т. ч. этническим и гендерным); борьба с изменением климата; борьба с энергетической бедностью; развитие городской среды; развитие науки, технологий и инноваций.
Разрешение укоренившегося энергетического кризиса и реформирование энергетической системы страны являются первоочередными задачами руководства страны. Так, в своей речи о бюджете на 2022 год 23 февраля 2022 г. министр финансов ЮАР Энох Годонгвана объявил о планах правительства по преобразованию электроэнергетического сектора.
Среди предусмотренных мер выделяются поправки к Закону о регулировании электроэнергетики 2006 года, которые позволили частному сектору осуществлять проекты по производству электроэнергии из возобновляемых источников мощностью до 100 МВт без лицензирования. Очевидно, что данная мера направлена на децентрализацию производства электроэнергии в стране за счет поощрения частного сектора и непосредственно промышленных предприятий к созданию собственных мощностей на основе ВИЭ.
Кульминацией усилий по борьбе с кризисом стало создание Национального комитета по борьбе с энергетическим кризисом (National Energy Crisis Committee) летом 2022 г. 1 августа 2022 г. было объявлено, что комитет, состоящий из представителей профильных министерств и государственной энергетической компании Eskom будет работать в первую очередь над решением следующих задач: снижение интенсивности и частоты отключений нагрузки путем принятия срочных мер по стабилизации энергосистемы, повышение эффективности работы существующих электростанций Eskom и ввод в строй новых генерирующих мощностей. Среди заявленных мер: возобновление программы закупок возобновляемых источников энергии, строительство 2205 МВт новых мощностей солнечной и ветряной генерации; а также закупка 6800 МВт солнечной и ветряной энергии. Согласно заявленным планам, эти дополнительные генерирующие мощности должны быть подключены к сети в конце 2023 года.
21 января 2023 года Национальный комитет по энергетическому кризису опубликовал шестимесячный отчет о ходе реализации Плана действий в области энергетики. В отчете отмечены основные шаги, предпринятые в течение шестимесячного периода реализации Плана, включая распоряжение о создании дополнительных 14 771 МВт генерирующих мощностей за счет ветряной и солнечной энергии, а также дополнительные 300 МВт, импортированные через Южноафриканский энергетический пул, с ведущимися переговорами о получении еще 1000 МВт из соседних стран в 2023 году.
Одновременно с усилиями по преодолению кризиса осуществляются и меры по борьбе с климатическими изменениями. В сентябре 2020 г. правительство ЮАР утвердило три ключевых механизма по борьбе с изменением климата и сокращению выбросов - Стратегию развития ЮАР с низким уровнем выбросов, пересмотренную Национальную стратегию управления отходами до 2020 г. и создание Президентской координационной комиссии по изменению климата. Комиссия с предварительным бюджетом в 50 млн рэнд на пять лет, должна была согласовать определяемый на национальном уровне вклад Южной Африки. Стратегия развития Южной Африки с низким уровнем выбросов, также одобренная Национальная стратегия управления отходами 2020 г. - является обновлением стратегии 2011 года. В новой редакции основное внимание уделяется предотвращению образования отходов и предотвращению захоронения на свалках путем использования концепции циркулярной экономики для обеспечения устойчивого, инклюзивного экономического роста и развития в секторе отходов, а также снижения их социального и экологического воздействия.
В феврале 2022 г. на рассмотрение парламента ЮАР был вынесен законопроект об изменении климата. Проект закона предполагал разработку «эффективных мер реагирования на изменение климата и, в долгосрочной перспективе, обеспечение справедливого перехода к низкоуглеродной и устойчивой к климатическим изменениям экономике и обществу в соответствии с Целями устойчивого развития». Законопроект предусматривает создание специальной комиссии по вопросам изменения климата при Президенте ЮАР, в полномочия которой входило бы консультирование органов государственной власти по вопросам климатической политики, мер, направленных на противодействие и адаптацию к изменению климата, проведение мониторинга и оценки прогресса в достижении поставленных правительством целей. По состоянию на январь 2024 г. законопроект так и не был утвержден.
В ЮАР также действует система стимулирования производства ВИЭ. Запущенная в 2011 г. Программа поддержки независимых поставщиков услуг возобновляемой энергетики открывает доступ к финансированию посредством осуществления государственных закупок на сумму 209,6 млрд рэнд (около 11,4 млрд долл. США).
Правительство ЮАР также предпринимало усилия по минимизации антропогенного воздействия и сохранению естественной среды. 18 февраля 2020 г. министр окружающей среды, лесного хозяйства и рыболовства ЮАР Барбара Криси заявила о планах по выделению 1,9 млрд южноафриканских рэнд (100 млн долларов США) на повышение устойчивости инфраструктуры и населенных пунктов к штормам, наводнениям и повышению уровня моря.
В мае 2022 г. было объявлено о запуске национального парка техники по утилизации отходов, стоимость которого оценивается в 44,5 млн рэнд (2,87 млн долларов США).
В ноябре 2022 года был опубликован пересмотренный национальный список экосистем, находящихся под угрозой и нуждающихся в защите. В список включена информация о состоянии наземных экосистем, экологическом давлении и ключевых факторах климатических изменений. В общей сложности 120 из 456 типов наземных экосистем, включенных в список, отнесены к категории находящихся под угрозой. В совокупности эти экосистемы составляют около 10 процентов мест обитания животных в стране. Согласно отчету, 55 из 120 наземных экосистем находятся под критической угрозой исчезновения, 51 - под угрозой исчезновения и 14 – уязвимы.
В апреле 2023 года правительство ЮАР одобрило Белую книгу по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия Южной Африки. Документ содержит рекомендации Группы высокого уровня, консультирующей министра лесного хозяйства, рыболовства и окружающей среды, по вопросам, связанным с управлением, охотой, разведением, торговлей и обращением с несколькими видами животных, такими как слон, лев, леопард и носорог. Согласно заявлению правительства, Белая книга предусматривает «сохранение богатого, разнообразного биоразнообразия и экологической инфраструктуры, которая поддерживает функционирование экосистемы для обеспечения средств к существованию и благополучия людей и природы».
Основными приоритетами политики ЮАР в области устойчивого развития на сегодняшний день являются: развитие законодательной базы в интересах стимулирования генерации на основе ВИЭ частным сектором; развитие доступности базовых услуг водоснабжения и санитарии; защита экосистем и биоразнообразия. Важно отметить, что дефицит производства и распределительных мощностей электроэнергии является хронической проблемой ЮАР, на преодоление которой направлены основные усилия правительства страны на протяжении уже как минимум двух десятилетий. Данный факт усугубляет зависимость ЮАР от углеводородных источников энергии и осложняет переход к более устойчивой модели экономического роста, что отражается в динамике ключевых климатических показателей.
Наблюдается отставание ЮАР от среднего уровня по БРИКС с точки зрения абсолютных значений показателей экологической устойчивости. Кроме того, страна демонстрирует отрицательную динамику по большей части из них. Так, показатель нагрузки на водные ресурсы вырос с 59,75 % до 65,03 %; среднегодовой уровень содержания мелких твердых частиц в атмосфере городов вырос с 19,14 до 19,75 мкг на кубический метр; выбросы на единицу добавленной стоимости выросли с 1 до 1,108 кг CO2 на доллар США; энергоемкость ВВП осталась неизменной на уровне 6,95 Мдж на доллар США. Наблюдалось, однако, снижение углеродоемкости конечного энергопотребления – со 151,4 до 149,9 г CO2 на Мдж, и углеродоемкости энергопотребления в промышленности – с 46,6 до 44,2 г CO2 на Мдж. Также к числу успехов можно отнести двукратное увеличение доли ВИЭ в электрогенерации - с 2,4 % до 5,1 % с 2015 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом БРИКС и как объединение, и на национальном уровне демонстрирует прогресс в направлении перехода к устойчивой модели роста. Коллективный вклад БРИКС в глобальную повестку устойчивости выражается как в неизменной приверженности стран «пятерки» целям и принципам Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения, так и в постепенной эволюции повестки дня. Круг вопросов и количество механизмов взаимодействия в сфере борьбы с изменением климата и экологии росли на протяжении периода работы объединения. Позитивным сигналом на этом направлении является включение вопросов климата и энергетики в Стратегию экономического партнёрства БРИКС.
Страны БРИКС демонстрируют приверженность реализации своих ОНУВ и климатическим целям Повестки 2030. Очевидно, что их вклад в достижение целей Парижского соглашения будет расти, но неизменным останется принцип дифференцированной ответственности и климатической политики, учитывающей национальные условия и приоритеты обеспечения роста.
На национальном уровне страны БРИКС также добились значительных успехов. Наблюдается улучшение средних значений по БРИКС по таким показателям как: уровень содержания мелких твердых частиц в атмосфере городов, выбросы CO2 на единицу добавленной стоимости, углеродоемкость энергопотребления, доля низкоуглеродных и возобновляемых источников энергии в генерации электроэнергии.
Тем не менее прогресс не был равномерным. В целом по эколого-климатическим показателям устойчивости лидирует Бразилия, значительно опережая не только другие страны БРИКС, но и большинство развитых государств. Кроме того, показав темпы прогресса выше средних, Бразилия продолжает укреплять свое лидерство. Высокие темпы прогресса продемонстрировали Китай и Индия, в частности в сфере сокращения загрязнения атмосферного воздуха, повышения эффективности водопользования, снижения нагрузки на водные ресурсы, снижения выбросов СО2. Подобные успехи КНР и Индии обусловлены системными усилиями и масштабными инвестициями правительств, направленными на реализацию стратегий развития с низким уровнем выбросов, интегрированных в национальные планы экономического и социального развития.
Неравномерный прогресс стран «пятерки», а также сохраняющееся отставание России, Китая, Индии и ЮАР от средних значений развитых стран по кластеру экологических показателей создает стимул для дальнейшего развития повестки дня БРИКС. Так, странам БРИКС необходимо наращивать сотрудничество по вопросам, связанным с реализацией ОНУВ, климатических целей Повестки 2030 и Парижского соглашения. С учетом важной роли БРИКС как крупных индустриальных экономик в глобальных климатических процессах, необходимо как обеспечить соответствие проводимой климатической политики национальным социально-экономическим обязательствам, так и поддерживать принцип дифференцированной ответственности на международном уровне в целях реализации интересов развивающихся и наименее развитых стран. [...]
Андрей Сахаров, Журнал «Вестник Международных Организаций».
Иллюстрация: использованы изображения yuni sarah и freepik.
Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.
Что принесли очередные отборочные туры на чемпионат мира - 2026?
Онлайн-выставка «Двери, ключи, пороги, лестницы, коридоры...» раскрывает глубинные значения этих древних архетипов.
Дебютный проект студии Майка Лейдлоу Yellow Brick Games Eternal Strands не может похвастаться интересным геймплеем.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Код Фриппа: как один человек изменил язык рок-музыки.