Более того, закон запрещает демонстрировать рекламу продуктов с такой маркировкой детям до 14 лет. Запрету подлежат и соответствующие маркетинговые акции — раздача подарков, конкурсы, скидки, использование образов популярных детских персонажей, вкладывание наклеек и любые другие мероприятия, направленные на привлечение детской аудитории, а также продажа и бесплатная раздача таких продуктов в школах.
В Чили отмечается один из самых высоких в мире процентов людей, страдающих ожирением и избыточной массой тела: по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2022 году превышение нормы веса было зарегистрировано у 78 % взрослых чилийцев, в то время как на американском континенте этот показатель составил 67 %, а в среднем по миру — 60 %.
БЕСПОКОЙСТВО СО СТОРОНЫ АГРОПИЩЕПРОМА
В рамках этого процесса, ставящего целью достижение консенсуса, состоялись дискуссии с международными экспертами и представителями академических кругов, круглые столы и фокус-группы. На каждом этапе представители агропищепрома, опасающиеся последствий введения такого рода системы — а на тот момент ничего подобного не существовало нигде в мире, — настаивали на том, что маркировка должна носить добровольный характер, ограничения на содержание вредных веществ — быть более мягкими, а знаки на упаковке — менее заметными. При этом они делали упор на индивидуальную ответственность при выборе продуктов питания.
Однако законопроект опирался на прочную техническую базу и на результаты научных исследований, и единственное, чего удалось добиться индустрии пищепрома, — это увеличение сроков для маркировки продукции за счет трехэтапного введения закона.
При разработке подобных мер крайне важно уделять особое внимание продуктам для детей, поскольку именно в детстве формируется вкусовая чувствительность. Употребление слишком жирной или слишком сладкой пищи «с раннего возраста закладывает пищевые привычки, изменить которые впоследствии очень сложно», — объясняет заместитель министра здравоохранения Чили Андреа Альбальи.
Образовательные учреждения стали объектом третьей части закона, в соответствии с которой в школах запрещена продажа и бесплатная раздача продуктов питания с маркировкой об их вредности. Это ограничение касается и государственной программы школьного питания.
СМЕНА ПАРАДИГМЫ
По словам Камилы Корвалан, научного сотрудника Института нутрициологии и пищевых технологий (INTA) Сантьяго, закон о маркировке пищевых продуктов привел к «смене парадигмы». «Впервые в истории было признано, что ответственность лежит не на людях, а на их среде, — добавляет она. — Такой сдвиг в дискурсе создает основы для столь необходимого нового подхода к государственной политике в области питания».
Между тем для части потребителей уже стало привычкой обращать внимание на маркировку во время походов в магазин. «Я стараюсь покупать продукты, на которых меньше всего предупреждающих знаков», — рассказывает Роберто, отец подростка, выходя из супермаркета в квартале Нюньоа в Сантьяго. «Эта информация очень полезна, — добавляет Сильвия, другая клиентка этого магазина. — Мне важно знать, что еда, особенно та, которую будет есть моя дочь, не содержит насыщенных жиров».
Ряд исследований показал, что ассортимент пищевой продукции в Чили уже начал меняться. «Мы отмечаем снижение содержания в продуктах питания всех подлежащих маркировке веществ. При этом масштабы изменений намного превышают все, что было достигнуто ранее благодаря другим мерам», — уточняет Камила Корвалан. Товары, представленные в продуктовых отделах супермаркетов, стали содержать меньше соли, сахара и жиров.
«Как правило, они разрешены к использованию, и сейчас нам предстоит выяснить, не могут ли они привести к изменениям в метаболизме в средней и долгосрочной перспективе», — подчеркивает Камила Корвалан. «Это действительно дает причины для беспокойства», — признает Андреа Альбальи. В этой связи в Чили ведется работа по совершенствованию нормативной базы.
В 2025 году исполнится девять лет с тех пор, как чилийский закон о маркировке пищевых продуктов вступил в силу. И хотя пока нет научных данных о том, привел ли он к снижению распространенности ожирения среди населения, он позволил открыть потребителям глаза на вред некоторых веществ, входящих в состав их любимого мороженого или супов быстрого приготовления. А это уже немало.
Сегодня в Гатчине (РФ) открывается 31-й Международный кинофестиваль «Литература и кино».
Французские компании выбирают Парагвай для переноса производства из-за действующего в стране специального режима для иностранных фирм.
Как книжный магазин стал культурным центром Кейптауна (ЮАР).
Страны с мусульманским большинством становятся всё более заметными игроками в расширяющемся альянсе БРИКС+.
Китай успешно возвращает учёных из-за рубежа с помощью программы «Тысяча талантов», предлагая большие гранты и условия для исследований. Эта стратегия помогла резко сократить «утечку мозгов» и превратить КНР в глобальный научный центр.
Бахрейн, страна - гость ПМЭФ-2025 и пионер исламского банкинга, предлагает доступ к капиталу Ближнего Востока посредством механизма сукук – шариатских облигаций, где инвесторы получают не проценты, а долю в реальных активах.