Зои и Казим (соответственно, актёры Лили Джеймс и Шазад Латиф) - друзья с детства, тем более что они соседи, но, как говорится в фильме, дома №47 и №49 хоть и стоят рядом, но это два разных мира. Зои – коренная жительница Лондона, ищет настоящую любовь. Казим родом из Пакистана и просит родственников сделать ему «договорный брак»(у нас бы это называлось «свидание на удалёнке»). И вот семьи Зои и Казима отправляются в путешествие в Пенджаб.
Вы знали о таком явлении, как «договорная свадьба»? Одна из самых известных британских журналистов и сценарист фильма «При чём здесь любовь?» Джемайма Кхан знала и даже в своих путешествиях по Востоку прониклась к этой практике. Она написала массу текстов на эту тему в английских медиа, а также выпустила документальный проект. Вкратце, механизм этих свадеб таков: жених и невеста подбираются двумя способами. Первый – это когда сторонние матримониальные компании находят супруга или супругу на основе предпочтений будущей пары, такой условный «тиндер» с человеческим лицом. Второй – это часто встречающийся даже в классической литературе приём выбора второй половины силами многочисленных родственников.
Чувствуется в этом какое-то средневековье и рабовладельческий строй, не правда ли? Вот что пишет об этой традиции сама Джемайма Кхан в одной из статей: «Пары не начинают с любви – они заканчивают ею. По словам моих пакистанских друзей, вечная любовь основана на философии “томления, а не кипячения”. Совместимость, а не химия, – вот, что формирует фундамент отношений». По мнению создателей фильма «При чём здесь любовь?», противники такого вида выстраивания отношений - сами снобы и дремучие персонажи, а поддерживающие такую практику – нормальные современные люди. Даже проговариваются цифры, что в Пакистане количество договорных браков составляет 85%, в Индии - 90%.
На основе такого сюжета можно было бы написать прекрасный ромком с предсказуемым финалом. Впрочем, здесь тоже никто особенно не напрягался с концовкой. Ну, подумайте сами: верящая в любовь, ищущая её и снимающая свой документальный фильм (название её будущей ленты отечественные переводчики адаптировали как «Договореальная любовь») Зои едет в Пакистан, чтобы сделать сюжет о своём самом близком друге-мусульманине Казиме, как тот будет выбирать невесту. Чем ещё может закончиться фильм с таким сюжетом, кроме как тем, о чём все подумали?
Впрочем, здесь есть ещё прекрасный Пакистан с танцами, песнями, яркими костюмами и любовными интригами. Есть детально показанные обряды й (например, пакистанская свадьба: от знакомства жениха и невесты до самой церемонии, которая по правилам идёт три дня). Есть великолепный кастинг: Лили Джеймс и Шазад Латиф обаятельны и привлекательны, а появляющаяся в эпизодах Эмма Томпсон в роли мамы местами «крадёт» кино. Есть довольно смешные диалоги.
Но. Это. Всё. Не. Работает. Фильм трудно собрать из массы приятных мелочей. Потому что ставить ромком поручили 77-летнему классику, мастеру больших исторических мелодрам, британцу индийского происхождения Шекхару Капуру. Автор «Елизаветы» и «Четыре пера» давно не брался за большое кино (последним прилично выстрелившим фильмом стал «Золотой век» 2007 года), и вот кто-то поручил именно ему снимать типичную британскую комедийную мелодраму, написанную в стиле «Реальной любви» и «Дневника Бриджит Джонс». Видимо, продюсеры уповали на то, что человеку, родившемуся в Пендажбе, виднее, как снимать пакистанские страсти, не подумав о том, что этот человек слишком хорошо знает ритуалы и обычаи. В результате, Капур сделал акцент не на шутки, а на внешний лоск, и весь шарм британской комедии затерялся в мультикультурных ценностях и обдумывании, насколько этично в современном кино говорить о «договорных браках».
Ещё на протяжении ленты герои дают видеоинтервью Зои, как это делала в своё время сама сценаристка фильма. Знаете, как выглядят профессиональные актёры, играющие обычных людей? Как профессиональные актёры, которым не веришь. Вдобавок, вставки этих липовых документалок смотрятся атавизмом и тормозят темп комедии.
Хотя, нет. Там есть одно симпатичное подмигивание. Зои любит сидеть с детьми своей подружки и рассказывать им сказку про «Золушку», а Лили Джеймс когда-то сама сыграла в кино этого сказочного персонажа, но, судя по реакции зала, мало кто понял эту самоиронию. Или это просто не смешно.
Автор: Родион Чемонин
10.03.2023