Клаудия Шейнбаум вошла в историю 1 октября 2024 г. — впервые женщина заняла пост президента Мексики. Ее инаугурация в Конгрессе, свидетелями которой стали многие приглашенные международные лидеры, была полна символизма. На церемонию Клаудия надела белое платье с ручной вышивкой индейцев пурепеча, а президентскую ленту получила от 99-летней Ифигении Мартинес, соосновательницы Партии Демократической Революции (PRD), откуда потом вышла правящая партия MORENA. Эта инаугурация не только знаменует смену политического руководства Мексики, но и демонстрирует значительный прогресс, если говорить о росте числа женщин на высоких государственных должностях в такой традиционно «мачистской» стране, как Мексика, пишет старший научный сотрудник Центра политических исследований ИЛА РАН, эксперт РСМД Татьяна Русакова.
В своей первой речи в качестве президента К. Шейнбаум подтвердила приверженность политике, ранее продвигаемой ее предшественником Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором (АМЛО): она сосредоточится на устранении причин насилия, избегая прямой конфронтации с наркокартелями, сохранит автономию Банка Мексики, поощряя государственные и частные инвестиции, обеспечит переход к зеленой энергетике, гарантирует доступ к воде как к национальному ресурсу. Также К. Шейнбаум пообещала уважать государственные институты в стране.
Со дня инаугурации прошел почти месяц, и администрация К. Шейнбаум уже приступила к работе. Однако вопросы о том, как именно будет действовать новый президент и что конкретно станет ее приоритетами во внутренней и внешней политике, остаются до сих пор открытыми.
КЛАУДИЯ ШЕЙНБАУМ: ТЕНЬ АМЛО ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЛИДЕР?
Безусловно, первое, что интересует наблюдающих за внутренними политическими процессами в Мексике, — вопрос окончательной передачи власти от А. М. Лопеса Обрадора к К. Шейнбаум и ее самостоятельности в принимаемых решениях.
Следует отметить, что А. М. Лопес Обрадор, будучи очень харизматичным и талантливым политиком, покинул свой пост чрезвычайно популярным: его рейтинг одобрения на конец шестилетки превышал 60 % — немногие лидеры в Латинской Америке, да и вообще в мире могут похвастаться подобными итогами своего президентства. Он оставил Клаудии Шейнбаум самый сильный мандат в современной истории страны — у нее большинство в Палате Депутатов и в Сенате; это означает, что практически любые ее инициативы будут одобрены на законодательном уровне. Такая сильная начальная позиция К. Шейнбаум порождает некоторое недоверие к ее способности проводить самостоятельную политику. За Клаудией Шейнбаум неизменно пытаются разглядеть тень АМЛО, угадать, влияет ли он на политические решения нового президента.
Безусловно, у К. Шейнбаум наблюдается удачный старт, но не следует забывать, что она все же не клон АМЛО и имеет собственное видение процессов, происходящих в стране. Особенно ярко это проявилось в ее бытность мэром Мехико.
Также К. Шейнбаум не милитаризировала местную полицию и не использовала армию для строительства общественной инфраструктуры, как это делал ее предшественник.
Поэтому, учитывая ее предыдущий опыт управленца на посту мэра Мехико, а также тот факт, что до прихода в политику она занималась научной деятельностью в области энергетики и окружающей среды, у К. Шейнбаум, скорее всего, будут свои приоритеты.
«Я та, кто будет править», — заявила К. Шейнбаум незадолго до своей победы на выборах в июне, предваряя все сомнения по поводу своей «марионеточности». Многие из ее политических предложений отражают ее самостоятельность, так что есть вероятность, что ее правительство будет более прагматичным и менее популистским, чем у АМЛО. Впрочем, финансирование регулярных расходов государства на социальное обеспечение и инфраструктуру сохранится. Судя по недавним встречам с бизнесменами, К. Шейнбаум несколько отойдет от принципа своего предшественника «больше государства и меньше рынка» и будет уделять больше внимания отношениям с частным сектором для стимулирования экономического роста.
К. Шейнбаум планирует создать Министерство науки, гуманитарных наук, технологий и инноваций. Ведомство будет призвано повысить значимость науки в стране, реорганизовать существующую систему исследований и разработок, что, как предполагается, будет способствовать более активному подходу к научным и технологическим исследованиям и что должно будет сделать Мексику мировым лидером в области науки. В современных условиях, когда инновации имеют решающее значение для экономического и социального развития, К. Шейнбаум стремится создать экосистему, объединяющую научные круги, правительство и частный бизнес. Ранее не уделялось так много внимания проблеме научных технологий, инноваций и в целом вопросу конкурентоспособности Мексики в этой сфере.
Запланированы изменения в энергетической сфере. Предыдущий президент оказывал поддержку государственной нефтяной компании Pemex (например, освободил ее от уплаты налогов суммой 70 млрд мексиканских песо) и ограничил развитие возобновляемых источников энергии, а К. Шейнбаум планирует использовать форму государственно-частного партнерства для стимулирования зеленых технологий. В апреле 2024 г. она представила инвестиционное предложение на сумму 13,6 млрд долл. (273 млрд мексиканских песо) для проектов в области солнечной, ветровой и гидроэнергетики, а также расширения электросети страны.
К. Шейнбаум также активно работает с частным сектором для оцифровки таких важных государственных сфер, как таможня, налоговые организации и учреждения здравоохранения.
МЕЖДУ АМБИЦИЯМИ И РЕАЛЬНОСТЬЮ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ К. ШЕЙНБАУМ
Несмотря на широкие полномочия, которые получит К. Шейнбаум, она будет ограничена результатами фискальных решений своего предшественника. А. М. Лопес Обрадор увеличил дефицит бюджета с 2,1 % ВВП в 2018 г. до предполагаемых 5,9 % к концу 2024 г. Это самый высокий уровень за последние 30 лет. За этот период экс-президент увеличил денежные выплаты с 8 до 30 млрд песо, пик процесса пришелся на год выборов. Он также увеличил минимальную заработную плату за шесть лет своего мандата на 100 % и выделил дополнительные средства на нефтеперерабатывающий завод Dos Bocas, который обошелся вдвое дороже первоначальной сметы, а также еще на один мегаинфраструктурный проект — поезд Maya на полуострове Юкатан, который уже на 228 % превысил запланированный бюджет.
Поэтому, чтобы добиться значимых успехов в экономической сфере, К. Шейнбаум придется восстановить отношения правительства с частным сектором и поощрять инвестиции. К. Шейнбаум необходимо дать сигнал рынкам, который снизит беспокойство инвесторов в контексте недавнего принятия весьма противоречивой судебной реформы. Инициатива, которую предложил в феврале 2024 г. экс-президент А. М. Лопес Обрадор и которую утвердили законодатели в октябре 2024 г., представляет собой серьезные изменения в структуре и функционировании федеральной судебной системы. Прежде всего речь идет об избрании судей и магистратов (в том числе судей Верховного суда) путем всенародного голосования. Выборы судей по новой системе проведут уже в следующем году, причем граждане смогут голосовать за кандидатов, предложенных исполнительной, законодательной и судебной властями. Одновременно сокращается число судей Верховного суда, создаются новые органы власти, которые будут отвечать за управление и надзор за судебной системой (например, Судебный дисциплинарный трибунал, следящий за поведением работников судебной системы и наказывающий их за серьезные проступки). Кроме того, меняются и процессуальные правила: вводятся максимальные сроки рассмотрения налоговых и уголовных дел, а также ограничения на приостановку рассмотрения дел в рамках специальных исков — ампаро.
По замыслу А. М. Лопеса Обрадора, реформа поспособствует более активному участию граждан в судебной системе и снижению коррупции. Однако ее критики считают, что таким образом исполнительная власть ослабляет независимость судов, поэтому одобрение реформы сильно тревожит внутренних и между народных инвесторов, ищущих на мексиканском рынке относительной стабильности и определенности.
Впрочем, независимо от результатов переговоров, долгосрочные последствия реформы будут угрожать кредитным рейтингам суверенного долга Мексики и пересмотру в 2026 г. торгового соглашения USMCA между Мексикой, США и Канадой. Судебная реформа создаст обстановку правовой неопределенности, и это может привести к снижению доверия инвесторов. Потенциальные изменения в правовой базе, влияющие на разрешение торговых споров между странами и между государством и инвесторами, могут заставить последних пересмотреть свои решения в отношении Мексики. Все это, вероятно, поспособствует сокращению прямых иностранных инвестиций — один из ключевых факторов поддержания кредитных рейтингов стран.
Кроме того, в 2026 г. состоится пересмотр соглашения USMCA, в ходе которого будет проведена оценка того, насколько хорошо работает соглашение. В случае позитивного результата будет принято решение о продлении его действия еще на 16 лет. Неопределенность, вызванная осуществляемыми правовыми реформами, может значительно осложнить эти переговоры, особенно если партнеры Мексики по соглашению воспримут изменение в судебной системе как отступление Мехико от обязательств по свободной торговле и инвестициям.
ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ
Ни одна другая проблема не является такой актуальной для мексиканцев, как общественная безопасность. Опрос, опубликованный в прошлом месяце национальным статистическим агентством, показал, что 60,7 % взрослого населения считают общественную безопасность самой серьезной проблемой страны. Во время мандата экс-президента А. М. Лопеса Обрадора провал в политике безопасности был ошеломляющим: в течение первых пяти лет его срока было совершено более 171 тыс. убийств. Такой печальной статистики не было ни у одной предыдущей администрации. Каждый день страна теряет 46 человек (на 100 тыс. населения) убитыми или пропавшими без вести. Кризис безопасности ограничивает суверенитет Мексики, подрывает ее демократические институты и ставит под вопрос будущее ее экономики, сдерживая прямые иностранные инвестиции и мешая стране реализовать свой потенциал.
Поэтому остается только прибегнуть к популярной политике «твердой руки», как это делают остальные лидеры стран региона, где преступность является серьезной проблемой: Эквадор, Гондурас, Сальвадор. Кроме того, результаты такого подхода видны сразу, поэтому каждая мексиканская администрация со времен Фелипе Кальдерона по умолчанию придерживалась милитаризованной стратегии против картелей. Даже А. М. Лопес Обрадор, поначалу отстаивавший политику «объятия, а не пули», быстро милитаризировал политику безопасности. Он значительно расширил роль военных в политической жизни. Сейчас они курируют инфраструктурные проекты, контролируют порты и аэропорты, развитие туризма и таможенные операции. В конце шестилетнего срока АМЛО правящая партия Морена еще больше милитаризовала общественную безопасность, поставив гражданскую Национальную гвардию под контроль военных.
Помимо жесткой политики по отношению к организованной преступности, К. Шейнбаум также пообещала создать новое национальное разведывательное агентство и рабочие группы по вопросам безопасности, что свидетельствует о диверсификации подходов к решению этой проблемы. Успех вполне возможен, так как за время своего пребывания на посту мэра она вдвое сократила количество убийств в столице, в значительной степени полагаясь на гражданскую полицию.
В целом у К. Шейнбаум достаточно возможностей сделать следующую администрацию более технократичной и эффективной. Но по прежнему неясно, сможет ли она действовать эффективно в государстве, лишенном значимых сдержек и противовесов.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРЕМЕНЫ
К. Шейнбаум заявила, что продолжит следовать тому внешнеполитическому вектору, который был задан А. М. Лопесом Обрадором. Ярким доказательством продолжения внешней политики АМЛО служит решение К. Шейнбаум не приглашать на свою инаугурацию короля Испании Филиппа VI из-за того, что тот не ответил на письмо ее предшественника и не извинился за колонизацию Мексики и геноцид мексиканцев.
МЕКСИКА - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
К. Шейнбаум выразила намерение укреплять экономические и культурные отношения с Латинской Америкой. Прежде всего речь идет об усилении Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC). В отличие от политики своего предшественника, К. Шейнбаум делает более выраженный акцент на интенсивное участие страны в многосторонних форумах, включая региональные. Это подразумевает не только участие во встречах, но и занятие более активной позиции в выработке политики и продвижении региональной повестки, направленной на решение таких важнейших вопросов, как миграция, экономическое развитие и политическое сотрудничество, а также создание альтернатив неолиберальному порядку, который доминирует в экономической политике латиноамериканских стран.
Одной из главных задач для правительства К. Шейнбаум станет нормализация отношений Мексики со странами региона, с которыми сохраняется дипломатическая напряженность.
Например, К. Шейнбаум столкнется с дипломатическим кризисом в Эквадоре, который начался при АМЛО и длится уже несколько месяцев. Конфликт между странами возник после нападения эквадорских силовиков на мексиканское посольство в Кито 5 апреля 2024 г. с целью ареста бывшего вице-президента Эквадора Хорхе Гласа, которого эквадорское правительство обвиняет в растрате государственных средств и которому Мексика, в свою очередь, предоставила политическое убежище. К. Шейнбаум уже высказалась, что не намерена вступать в диалог с Эквадором или восстанавливать двусторонние отношения. Сохраняется и политическая напряженность с Аргентиной и Перу из-за разницы политических ориентаций. Недостаточное внимание к этим аспектам может навредить влиянию Мексики в регионе.
А. М. Лопес Обрадор был ключевым союзником Венесуэлы и Кубы. Он подписывал соглашения с Кубой о направлении кубинских медицинских миссий в Мексику и о поставке нефти на Кубу по льготным ценам. Он же вручил главе Острова Свободы Мигелю ДиасКанелю Орден Ацтекского орла, высшую награду Мексики, присуждаемую иностранным высокопоставленным лицам. При К. Шейнбаум политика благоприятствования в отношении этих изолированных стран продолжится.
Самые важные проблемы для США — экономика, преступность, миграция и наркотрафик — тесно связаны с Мексикой, поэтому вне зависимости от того, какой кандидат победил бы на выборах в США, К. Шейнбаум придется находиться в тесной координации со своим американским коллегой.
Для эффективной работы по борьбе с наркотрафиком Мексика будет стремиться к сотрудничеству с Соединенными Штатами, чтобы ликвидировать цепочки поставок синтетических наркотиков, в особенности фентанила, и координировать действия относительно устранения поставщиков наркотиков. В случае удачного развития двустороннего сотрудничества в этой сфере, как уже упоминалось выше, возможен вариант обмена информацией и возобновления прекращенной в 2021 г. инициативы Мериды — программы помощи США стоимостью 3 млрд долл., которая более 10 лет способствовала сотрудничеству в области безопасности между двумя странами.
В настоящий момент для сотрудничества в такой деликатной сфере, как безопасность и взаимодействие разведок, видится мало предпосылок — сохраняется слишком много взаимных претензий. Кроме того, США склонны подозревать своих мексиканских коллег в коррумпированности и неэффективности, особенно после того, как экс-министр безопасности Хенаро Гарсия Луна в администрации Фелипе Кальдерона (2006–2012), считавшийся «архитектором» войны с наркокартелями, был осужден в США по обвинению в торговле наркотиками и помощи наркокартелю Синалоа. Мексиканская сторона, в свою очередь, опасается угрозы суверенитету со стороны северного соседа, откуда с пугающей регулярностью поступают предложения ввести войска на север Мексики для борьбы с наркокартелями. В августе 2024 г. А. М. Лопес Обрадор приостановил отношения с посольством США, заявив о вмешательстве во внутренние дела страны.
Мексика и США также сталкиваются с растущим совпадением интересов в вопросах миграции. В обеих странах на рассмотрении находятся сотни тысяч дел о предоставлении убежища. При этом внутреннее давление с целью ужесточить миграцию существует по обе стороны границы. Под давлением США мексиканское правительство приняло более жесткие меры, но это не остановило рост числа нелегальных мигрантов. За последнее время количество нелегалов в Мексике увеличилось на 530 % из-за тысяч мигрантов из стран Центральной Америки, которые попадают в страну в надежде пересечь границу с США. Это негативно влияет на социально-политическую ситуацию внутри страны. Надо отметить, что среди самих мексиканцев наблюдается снижение намерения мигрировать. По данным Латиноамериканской лаборатории проектов общественного мнения (Lapop), в 2023 г. желание эмигрировать выразили только 14 % респондентов, что значительно меньше, чем в 2018–2019 гг., когда такое желание выражало 19 %. На эту тенденцию повлияли такие факторы, как улучшение экономического положения в некоторых районах Мексики и изменение восприятия «американской мечты». Исторически она ассоциируется с идеей о том, что любой человек может добиться успеха благодаря упорному труду и настойчивости. Однако сейчас это представление стало подвергаться сомнению среди мексиканцев, что вызвано такими факторами, как рост цен на жилье, высокие процентные ставки, невозможность получить качественное образование и медпомощь. Все это делает возможность комфортной жизни в США для мексиканцев практически нереальной.
В экономическом плане США и Мексика сталкиваются с фактором взаимозависимости: Мексика является крупнейшим торговым партнером США (их товарооборот достигает суммы 807 млрд долл. в год) и крупнейшим экспортером товаров в США. Денежные переводы, отправляемые мигрантами, имеют огромное значение для мексиканской экономики: по прогнозам, в 2024 г. их объем достигнет 66,5 млрд долл., что составляет около 3,7 % национального ВВП. Однако несмотря на стабильный поток денежных переводов, в Мексике сохраняются такие структурные проблемы, как бедность и насилие, которые продолжают стимулировать нелегальную миграцию в США, хоть и в меньшей степени, чем раньше.
Итоги президентских выборов в США 2024 г. безусловно окажут влияние на двусторонние отношения. Позиция следующего президента США по таким вопросам, как миграция и безопасность, будет иметь решающее значение для определения дальнейшего внешнеполитического вектора Мехико.
МЕКСИКА - КИТАЙ
Перспективы развития отношений между Китаем и Мексикой в период шестилетки К. Шейнбаум на посту президента выглядят оптимистично.
Представитель Министерства иностранных дел Китая Мао Нин, поздравляя К. Шейнбаум с победой, подчеркнул, что обе страны сохраняют устойчивую динамику развития отношений, растущее политическое доверие и практическое сотрудничество.
Китай будет играть решающую роль в политике К. Шейнбаум в области иностранных инвестиций, особенно в контексте неаршоринга и поиска путей диверсификации экономики. К. Шейнбаум определяет неаршоринг как ключевую стратегию привлечения иностранных инвестиций и перемещения цепочек поставок ближе к США. Это предполагает изучение китайского опыта интеграции в глобальную экономику и стремление повторить его успех в привлечении инвестиций и промышленном развитии. Идея заключается не только в привлечении компаний, но и в укреплении внутреннего производственного потенциала Мексики для создания более надежных цепочек поставок. Отношения с Китаем могут способствовать увеличению объема прямых инвестиций, учитывая, что Мексика является вторым по значимости торговым партнером Китая в Латинской Америке. Пекин проявляет интерес к углублению этих отношений, что может привести к увеличению притока капитала в промышленные и технологические проекты в Мексике. Это особенно актуально, поскольку Мексика стремится диверсифицировать источники инвестиций и снизить свою зависимость от США. К. Шейнбаум подчеркивает необходимость развития исторически заброшенных регионов, таких как юг и юго-восток Мексики. Китайские инвестиции могут сыграть важную роль в этом отношении, помогая создавать индустриальные парки и способствуя экономическому развитию страны.
Однако отношения с Китаем также сопряжены с определенными трудностями. В 2023 г. Мексика потеснила Китай с позиции главного торгового партнера Соединенных Штатов, которую азиатский гигант занимал более двух десятилетий, — страны остаются прямыми конкурентами на американском рынке. Таким образом, К. Шейнбаум придется балансировать между США и Китаем, стараясь поддерживать плодотворное сотрудничество с обеими странами.
МЕКСИКА - РОССИЯ
Перспективы российско-мексиканских отношений в период пребывания К. Шейнбаум на посту президента выглядят куда более скромными по сравнению с мексикано-американскими или мексикано-китайскими, однако стороны нацелены на дипломатическое сотрудничество и укрепление двустороннего взаимодействия. Это нашло отражение, например, в приглашении В. Путина на инаугурацию К. Шейнбаум, на церемонию в итоге был направлен представитель президента.
Торговые отношения между Мексикой и Россией развивались довольно активно. В 2021 г. Мексика экспортировала в Россию товаров на сумму около 499 млн долл., в основном автомобилей и запчастей. Напротив, импорт из России составил около 2,25 млрд долл., что свидетельствует о значительном дисбалансе торговли в пользу России. В 2022 г. эта тенденция сохранилась: Мексика экспортировала в Россию товаров на сумму всего 13,2 млн долл., а импортировала — на 648 млн долл. Падение интенсивности торговых отношений произошло из-за обострения конфликта на Украине.
Основные товары, которые Мексика экспортирует в Россию: лом меди, оборудование для теле- и радиовещания и сельскохозяйственная продукция, прежде всего перец. Российский экспорт в Мексику в основном состоит из азотных удобрений, необработанного алюминия и других продуктов химического производства.
Российские инвестиции в Мексику относительно скромны и составляли в начале 2022 г. около 132,6 млн долл. При этом в стране работали российские компании — например, ЛУКОЙЛ, который заключил с мексиканской Pemex контракты на разведку и добычу нефти. В 2021 г. ЛУКОЙЛ инвестировал около 700 млн долл. в 50-процентную долю в морском нефтяном проекте в партнерстве с мексиканской компанией PetroBAL. Впрочем, присутствие российских компаний даже до 2022 г. не вносило существенных изменений в экономический ландшафт, где продолжают доминировать американо-мексиканские отношения.
Отношения между Мексикой и Россией также сталкиваются с серьезными трудностями, прежде всего из-за ограничения торговых отношений после 2022 г. и угрозы вторичных санкций. Стоит отметить, что за время конфликта между Россией и Украиной Мексика воздерживалась от введения санкций против России, что в целом можно интерпретировать как стратегию, направленную на поддержание экономических связей в условиях международного давления.
Текущая международная ситуация может осложнить развитие более тесных связей. Кроме того, внешняя политика Мексики при К. Шейнбаум, как заявляется, будет основана на принципах невмешательства и международного сотрудничества, а это может ограничить способность страны углублять отношения с Россией, не вызывая напряженности в отношениях с другими сторонами, особенно с США.
В настоящее время российско-мексиканские отношения остаются в русле прагматического подхода, направленного на поддержание дипломатического сотрудничества при одновременном решении текущих геополитических задач.
В сложившейся ситуации международного давления наиболее перспективным двустороннее сотрудничество Мексики и России может оказаться в сфере культуры, образования (например, культурные обмены, стипендиальные программы для мексиканских студентов в России и наоборот) и туризма.
Учитывая тот факт, что Мексика проявляет интерес к участию в международных форумах, где обсуждаются глобальные проблемы, обе страны могут также успешно сотрудничать и по таким вопросам, как изменение климата и международная безопасность.
В целом способность администрации Клаудии Шейнбаум грамотно выстроить внешнеполитический вектор будет иметь решающее значение для определения роли Мексики в глобальном контексте и ее способности диверсифицировать свои стратегические союзы.
Обезлесение серраду привело к тому, что климат в этом регионе стал мало подходящим для ведения сельского хозяйства.
В российский прокат выходит фильм «Дева Мария: Мать Христа» о жизни Марии до того, как она стала Богородицей.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
В китайской провинции Хэйлунцзян в путь отправился первый туристический поезд, маршрут которого пролегает через популярные зимние объекты.
Британия планирует полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году, но путь будет непростым.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Легенды гранжа Alice In Chains и их знаменитый концертный альбом «MTV Unplugged».