КИТАЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПЕРЕЖИВАЕТ КРИЗИС «СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА».
В 2023 году китайской инициативе «Пояс и путь» (ПП) исполнилось 10 лет. В рамках этого глобального проекта развиваются торгово-экономические отношения Пекина и со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК). Активное начало работы Китая со странами региона можно отнести к 2005 году. Однако акцент прежде всего на инфраструктуру стал особенно заметен после глобального финансового кризиса.
Это ознаменовало начало новой главы в отношениях между
Китаем и ЛАК, в которой кредиты на инфраструктурные проекты, осуществляемые китайскими компаниями, стали краеугольным камнем транстихоокеанских связей, особенно в странах ЛАК
с напряженными отношениями с западными международными финансовыми институтами. Китайские подрядчики массово стали проникать в некоторые страны ЛАК через открытые тендеры, которые не предполагают заключения соглашений между правительствами или финансовой поддержки со стороны
китайских государственных банков.
В период с 2008 по 2019 год китайское финансирование региона соперничало с глобальными кредитными возможностями
Всемирного банка и обе организации приблизились к отметке в полтриллиона долларов США. В
Латинской Америке объем китайских кредитов в некоторые годы превышал совокупный объем кредитования крупнейших западных финансовых структур (хотя не все эти кредиты были направлены на инфраструктурные проекты). Такие страны, как
Венесуэла, Бразилия, Эквадор и Аргентина, стали основными получателями китайской финансовой поддержки.
Такие страны, как
Ямайка и Тринидад и Тобаго, также получили значительные кредиты, пропорциональные масштабам их экономики. В меньших объемах кредитовались
Чили, Перу и Колумбия, хотя китайские подрядчики успешно участвовали в крупных тендерах в этих странах. К 2023 году 21 страна
Латинской Америки и Карибского бассейна стала участником ПП, хотя официальное присоединение к инициативе вовсе не означает права на финансирование. Многие из этих стран уже были получателями китайских кредитов до присоединения к ПП.
Сейчас это часто воспринимается как само собой разумеющееся, но одним из важнейших факторов, способствующих успеху китайского финансирования, стала
отмена односторонних обязательных условий. На протяжении десятилетий, по крайней мере со времен долгового кризиса начала 1980-х годов, заемщики были обязаны в качестве условия финансирования выполнять программу структурной перестройки. Некоторые аспекты ее выполнения
могли принести свои плоды, другие же явно не принесли, что подтверждается признанием
Всемирного банка, что 1980-е годы стали «потерянным десятилетием развития».
Суверенные государства были вынуждены выбирать
«траекторию либерализации», что зачастую расходилось с их подходами к ведению бизнеса. В этом контексте отсутствие политических условий в китайском финансировании, будь то под брендом ПП или нет, приветствовалось теми, кто критиковал глобальную систему развития, ориентированную на
США. Однако важно отметить, что даже если китайские кредиты не сопровождались политическими условиями, такими как либерализация и реформы управления, они часто сопровождались более строгими коммерческими требованиями,
призванными обеспечить возврат средств.
В то же время надо отметить, что в странах ЛАК крупные инфраструктурные проекты
стали источником споров и конфликтов. Оценка отдельных проектов ПП потребовала рассмотрения их экономической и социальной отдачи, а также оценки социально-экологических издержек (некоторое число проектов ПП в
Латинской Америке и Карибском бассейне сталкивается с экологическими проблемами). Строительный сектор как в регионе, так и за его пределами приобрел неоднозначную репутацию в вопросах коррупции и подотчетности. Критики китайского подхода к финансированию инфраструктурных проектов отмечают его
«недостаточную прозрачность».
Отличительной особенностью китайских инфраструктурных проектов является то, что иногда они опираются
на импортируемую китайскую рабочую силу, хотя степень этого варьируется в зависимости от региона: некоторые страны устанавливают жесткие ограничения на ввоз рабочей силы. Правительства стран
Центральной Америки и Карибского бассейна более склонны соглашаться на приток китайской рабочей силы, в
Южной Америке это явление менее распространено. Использование китайских рабочих позволяет снизить затраты для обеих сторон. Но принимающие страны оказываются на распутье: им приходится решать, в какой степени китайская инфраструктура направлена на создание рабочих мест на местах, а в какой –
на быструю и экономически эффективную реализацию проектов.
Хотя поначалу многие спорили о достоинствах и особенностях ПП, в последующем скептики признали, что инициатива стала важным фактором в экономическом развитии стран ЛАК. По мере того как различные проекты, финансируемые
Китаем, распространялись по всему региону, возобладало мнение, что Китай способен бросить
вызов региональной гегемонии США.
Однако к 2018 году, по данным ряда западных исследований, наметилась тенденция, согласно которой наблюдается существенное сокращение
китайских кредитов региону. Ежегодно превышая отметку в 5 млрд долларов США с 2009 года, эта цифра упала до
2,1 млрд долларов США в 2018 году и до
1,1 млрд долларов США в 2019-м. Это была не просто заминка, а скорее новый тренд, подтвержденный в 2020 году, который стал первым, когда китайские банки не выдали региону ни одного кредита. В последующие годы общее количество кредитов не достигало отметки в
1 млрд долларов США в год.
Ряд экспертов полагает, что спустя десятилетие после своего появления идея ПП
переживает кризис «среднего возраста», причем не только в зоне ЛАГ. Появилась определенная неуверенность там, где когда-то успех казался неизбежным. Это, в частности, связывается с появлением большого количества менее ориентированных на
Китай конкурирующих брендов. Кроме того, Китай впервые столкнулся с долговым кризисом за рубежом, перезаключив в период 2020-2021 годов
проблемные договоры на сумму 52 миллиарда долларов США. Это свидетельствует о значительных просчетах в кредитовании
Китаем программ развития за рубежом. В то же время, несмотря на сокращение общего объема китайских займов, инвестиции отдельных компаний, не поддерживаемых государственными банками, не прекращаются, причем многие из них все чаще
осуществляются в рамках государственно-частного партнерства.
Таким образом, можно констатировать, что
Китай вносит коррективы в свою глобальную инициативу ПП с учетом успехов и неудач последнего десятилетия, а также изменений в мировой геополитике на фоне внутренних экономических проблем. Эти изменения, безусловно, затронут и отношения
Пекина со странами ЛАК, которые уже сейчас вступают в новую фазу.
П. Булатов, сайт «ИнфоШОС»
Иллюстрация: использованы изображения Anthony Ledoux и E Mens