Ни один вменяемый филолог никогда не ляпнет, что появление новых слов, в том числе заимствованных из сленга или иноязычных, - беда для любого языка. Наоборот, это обновление показывает живость лингвистики, так что бейте меня семеро, но я считал и буду считать заявления некоторых представителей власти о «чистке русского языка» полной чушью. Но бросьте в меня чем-нибудь тяжёлым, если я смирюсь с тем, что все эти «инклюзивность», «ясификация», «кэнселлинг» и прочие слова из языков народов мира перестают быть словами и становятся обязаловкой, приводящей к краху искусства. Особенно если это касается кинематографа.
Изначально эту статью мы планировали написать в январе следующего года, но вконец обнаглевшая из-за своей вседозволенности культура кэнселинга, драки вокруг дорогущего сериала «Властелин колец: Кольца власти» (да и вообще главный тренд нынче – это споры вокруг вообще всего, с обидами, претензиями и громкими заявлениями) и массовые забастовки, в которых вот-вот к сценаристам примкнут ещё и актёры, расходящиеся из-за них, как круги по воде, скромные сборы летних блокбастеров, массовые увольнения топ-менеджеров, многодолларовые слияния и крах суперстудий, кухонный трёп о толерантности, добравшийся до кинотеатров, и раздачи премий и антипремий и многое-многое другое (фффух…) довели нас до «не могу молчать». Короче, уберите ваших маленьких детей от ваших мониторов, телефонов и прочих фонов, а то мы за себя не ручаемся.
Где та точка отсчёта, с которой в провалах больших проектов студий-мейджеров Disney, Sony, Warner Bros и других тяжеловесов стали винить «недостаточное представление» в их фильмах тех или иных рас и народов, тех или иных культур, тех или иных сексуальных меньшинств? Принято винить в этом COVID-19, но нам кажется, что есть конкретная дата – 8 сентября 2020-го. Карантин вроде бы начал потихоньку сходить на нет, киностудии договорились о новых форматах показа продукции, в тот день «Довод» Кристофера Нолана уже показывали в больших кинотеатрах мира, а стриминг Disney+ уже вставал на ноги, вырабатывая для себя и для зрителей концепцию вещания.
8 сентября 2020 года Американская киноакадемия издала документ, про который вы все слышали, но его принял всерьёз далеко не каждый. Это так называемые стандарты представления и включения соответствий на премию «Оскар». Вот, теперь вспомнили об этом документе, указывающем, какие фильмы достойны высшей кинопремии мира, а какие нет? Если подзабыли, то мы напомним. Для участия в оскаровской гонке ваш фильм должен соответствовать как минимум нескольким стандартам. Их, недолго думая, разделили на категории A, B, C и D.
Стандарт A относится к визуальной части фильма: один из ведущих актёров или важных исполнителей ролей второго плана должен принадлежать к недостаточно представленным на экране расам: азиатам, латиноамериканцам, чёрным/афроамериканцам и другим ущербным, по мнению академиков, народам. Общий состав актёрского ансамбля должен состоять не менее 30 % из женщин, представителей расовой или этнической группы и других несчастных, включая людей с физическими недостатками и сексуальных меньшинств. То же самое касается и тем фильмов, только речь идёт не о процентной составляющей, а о центральных сюжетных линиях картин, они обязательно должны касаться проблем униженных: женщин, этнических групп, сексуальных меньшинств и людей с физическими проблемами.
В стандарте B речь идёт о креативном руководстве и главах департаментов: как минимум два начальника творческих цехов должны представлять вышеперечисленные группы, и как минимум один из них должен иметь иную, «не белую», расовую принадлежность, и не менее шести участников групп должны соответствовать этим нормам.
Стандарты С и D касаются представителей маркетинговых отделов и финансовых вопросов стажировки и обучения для работы во всех департаментах.
Этим правилам должна следовать каждая картина, претендующая на роль «Лучшего фильма года» (остальные номинации обсуждаются). И первая церемония, на которой будут действовать эти требования, состоится уже 10 марта 2024 года. С небольшим грозным предупреждением: остальные изменения будут вноситься по завершению этого 96-го вручения призов Американской киноакадемии.
То есть пока мы хихикали и шутили про оскаровские нововведения, кошмар подкрался незаметно. То есть три года мы травили анекдоты, выискивая представителей секс-меньшинств в «Крёстном отце», «Титанике», «Бен-Гуре» и других великих классических лентах. Вспоминали сюжеты, как Фродо прошёл через всё Средиземье и не встретил ни одного эскимоса (Гэндальф вообще бы не прошёл этическую комиссию: он то Серый, то, страшно сказать, Белый). И что поттериана вполне подходит под требования: ведь из троих друзей есть всего один женский персонаж Гермиона, то есть 30 % порог перейдён.
Так вот, за все три года хиханек кинобизнес изменился очень сильно, далеко не в лучшую сторону, и неизвестно, как он себя поведёт в оскаровской гонке 2024 года. Ковид заставил студии быть пластичнее и более изворотливыми: Disney одним из первых стал показывать свои фильмы одновременно в кинотеатрах и на стримингах, что привело к существенным потерям в прокате и расслабило публику (не посмотрим в кино, так увидим дома). HBO Max (сейчас просто Max) в 2020 году начал скупку дорогостоящего контента Warner Bros, CNN и других компаний, которые внезапно стали менее значимыми.
Вообще, сериальные истории изменили не только кинопродукцию, но и просто телесмотрение. После слияния «Уорнеров» и «Дискавери», присоединивший их к себе Max стал претендовать на главного конкурента монстру Disney, но это не комплимент: мы говорим Warner, подразумеваем DC, который сейчас терпит огромные убытки. Prime Video повёл себя, как безумный король, тратя огромные деньги на авторские права и производство сумасшедших по бюджетам сериалов. На эти последние действия сначала не обращали внимания: подумаешь, купили права на экранизацию Толкина за $250 млн, подумаешь, выбросили на производство $1 млрд. Prime Video - это же Amazon, а у его на тот момент главы Безоса денег как грязи!
Но вот именно на примере «Властелина колец: Кольца власти», ставшего из-за своего миллиарда самым дорогом сериалом современности, выяснилось, что с расовым вопросом не всё так просто в Голливуде. Не все готовы к пресловутой инклюзивности на экране. Тёмный эльф? Чёрные гномы? Да вы с ума сошли! Или из последних скандалов: это вызвавшая, мягко говоря, дискуссию «Русалочка» с цветной главной героиней. У признанного многими главного сервиса Neflix тоже не всё гладко с инклюзивностью. По слухам, одной из причин ухода из топового проекта «Ведьмак» Генри Кавилла, сыгравшего заглавного героя, стал сценарий третьего сезона, отличающегося от литературного канона Анджея Сапковского (в частности, по неподтверждённым данным, Лютик признается в своей гомосексуальности). Первый сезон мультсериала Max «Велма» (спин-офф «Скуби-Ду») с бодипозитивной цветной главной героиней и её подругой, подчёркнуто относящейся к Велме со смешанными чувствами, на агрегаторе зрительских оценок Rotten Tomatoes стоит рейтинг из страшных для Max 6 %. Это делает мультик одним из худших сериалов всех времён, но рейтинг критиков - 100 %, поэтому сериал никто закрывать не собирается.
В июне 2023 года в американских кинокомпаниях сразу четыре топ-менеджера по вопросам многообразия, равноправия и инклюзивности лишились своих должностей. Disney покинули два вице-президента Латондра Ньютон и финансовый директор Кристиан МакКарти. WB Discovery уволили вице-президента по инклюзивности в Северной Америке Карен Хорн, а исполнительная вице-президент по инклюзивности Дженелл Инглиш уволилась сама из Американской академии. И это только цветочки, плохие новости из Голливуда ожидаются по результатам летнего сезона, традиционно приносящего сборы, соизмеримые с рождественскими и новогодними.
К чему это всё идёт? 2023 год критики уже назвали самым худшим киногодом в послековидное время, а с учётом инфляции и цен на билеты и вовсе одним из самых провальных. Стоит взглянуть на постоянного лидера производства и продаж - компанию Disney. Её «хиты», такие как «Базз Лайтер» (2022), «Тор: Любовь И Гром» (2022), «Странный Мир» (2022), «Чёрная Пантера: Ваканда Навеки» (2022), «Человек-Муравей И Оса: Квантомания» (2023), «Русалочка»(2023) и «Элементарно» (2023), стоили компании $2,75 млрд при сборе $1,86 млрд. Нетрудно посчитать, что Disney не досчитался $890 млн. Зато всё по правилам: «Чёрные женщины нетрадиционной ориентации присутствуют? Порядок!»
Заметьте, в этом списке два мультфильма от студии Pixar, считающейся производителем потенциальных шедевров. А также то, что 3 из 7 – супергеройские фильмы, но что происходит сейчас с суперегероикой? Она, кажется, всем надоела. «Флэш», на которого возлагались огромные надежды киновселенной DC и Warner, по прогнозам аналитиков, стал худшим супергеройским фильмом, собравшим за 4 недели $262 млн, и должен принести убыток студии в сумме около $200 млн. На втором месте среди антирекордов - супергеройский фильм, тоже вышедший этом году, «Шазам! Ярость богов» (компания может не досчитаться $150 млн), а третье место среди провальных супергеройских фильмов занимает «Чудо-женщина 1984», вышедшая в пандемийный 2020 год, созданная прямо по стандартам Академии, в которой должное внимание уделено женским характерам, и принёсшая убыток в $137 млн.
Ситуация видится совсем удручающей на фоне забастовки сценаристов, начавшейся в мае этого года и до сих не собирающейся сворачивать транспаранты. Из-за взбунтовавшихся сценаристов последовал перенос графика таких фильмов, как экранизация «Моаны», «Дэдпул 3», безымянного фильма «Звёздные войны». Третий «Аватар» мы сможем увидеть теперь только в 2025 году. Надежда на то, что всех спасёт «Индиана Джонс 5», рухнула на этой неделе: его легко сместил с первой строчки проката в США очередной недорогой ужастик из серии «Астрал».
И у нас две новости напоследок: хорошая и плохая. Плохая заключается в том, что, как сегодня стало известно, десятки тысяч актёров Голливуда и американского телевидения могут присоединиться к сценаристам. Объединенный профсоюз Гильдии киноактеров и Федерации артистов телерадиовещания SAG-AFTRA вёл переговоры 4 месяца, но, кажется, так и не смог прийти к консенсусу со студиями о повышении оплаты их услуг и ограничениях в использовании искусственного интеллекта в кинопроизводстве.
Хорошая новость: у нас есть ещё Том Круз, который со своей «Миссией: Невыполнима» может совершить прыжок в бездну и сделать таким образом хоть один яркий фильм и по качеству, и по сборам. И ещё у нас есть Студия «24», которая работает так, как умеет и хочет, а не так, как требуют повестка, ограничения или забастовки. Её фильмы - это прекрасный пример того, как работают настоящие фанаты своего дела. Образовавшаяся в 2012 году «24» исправно поставляет на рынок контент, не подчиняясь никаким правилам Голливуда. Именно так появился в 70-е годы «новый Голливуд», принесший славу Мартину Скорсезе, Джорджу Лукасу и Фрэнсису Форде Копполе, молодым, ярким, наглым. Так и Студия «24». Хочешь, заработает случайно 7 премий «Оскар» за «Всё Везде и Сразу», хочешь снимет фолк-хоррор, в котором все страшные вещи будут происходить при ярком солнечном свете, или может посадить Пола Дано на труп Дэниела Рэдклиффа, сделав из последнего аквабайк. Если только, конечно, Американская академия не введёт запрет на пальцы-сосиски.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
После реформ президента Хавьера Милея спрос на иностранную валюту в стране сильно ослаб.
Норвежская компания Vipps стала первой в мире, кто предложил бесконтактную оплату покупок через iPhone без использования Apple Pay.
В китайской провинции Хэйлунцзян в путь отправился первый туристический поезд, маршрут которого пролегает через популярные зимние объекты.
Британия планирует полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году, но путь будет непростым.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Легенды гранжа Alice In Chains и их знаменитый концертный альбом «MTV Unplugged».