ВЛАСТИ АВСТРАЛИИ НАМЕРЕНЫ РАЗВИВАТЬ «АКТИВНЫЙ ТРАНСПОРТ»: ВЕЛОСИПЕДЫ, СКУТЕРЫ И САМОКАТЫ
Эксперты утверждают, что настало время серьезно пересмотреть транспортную систему Австралии. Хотя некоторые нововведения могут столкнуться с сопротивлением, профессор Мэтт Берк подчеркивает: «Это не идеи радикальных левых скандинавов, курящих травку».
Политика «активного транспорта» предусматривает скидки для тех, кто пользуется общественным транспортом, а также денежные выплаты для тех, кто предпочитает ездить на работу на велосипеде.
«Такое практикуется, например, в Денвере, Монреале и Вашингтоне, округ Колумбия», - говорит
Берк.
Заместитель директора
Института городских исследований Университета Гриффита Мэтт Берк специализируется на транспортном планировании и политике и отлично разбирается в том, как власти городов могут стимулировать людей отказываться от личных автомобилей в пользу пеших прогулок, велосипедов, электровелосипедов и скутеров.
Мэтт Берк приводит примеры успешной реализации таких мер в других странах, например, крупные инвестиции в инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов. Эксперт также считает, что важное значение имеет и снижение скоростного режима на некоторых улицах.
Австралия входит в число четырёх стран мира, где максимальная допустимая скорость движения автомобилей на местных улицах составляет 50 км/ч. Такой же скоростной режим установлен в
Катаре,
Новой Зеландии и
Саудовской Аравии.
«Австралия – это страна с автомобильной демократией номер один в мире. Мы до сих пор неохотно делим наши улицы с велосипедистами», — подчеркнул Берк.
Не так давно прогрессивный аналитический центр
The Australia Institute представил доклад, призывающий к кардинальному пересмотру транспортной политики
Австралии, чтобы привести её в соответствие с мировыми стандартами и поддержать альтернативные способы передвижения.
«Мы понимаем, что наши города растут очень быстро. Нам необходимо учиться у других регионов, где миллионы людей каждый день борются с пробками и экологическими проблемами», — отмечает доктор
Морган Харрингтон, научный руководитель
Australia Institute и один из авторов исследования.
Доклад представляет мировой опыт внедрения активного транспорта, который имеет массу плюсов: меньше загрязнение воздуха, ниже выбросы парниковых газов от машин и лучше физическое и психологическое здоровье людей.
В
Финляндии,
Франции и
Литве люди могут получить компенсацию за утилизацию старых автомобилей, и купить на эти деньги электровелосипед или оплатить проезд в общественном транспорте.
В
Нидерландах,
Бельгии и
Франции существуют налоговые льготы и денежные пособия для тех, кто добирается на работу на велосипеде.
Предлагается в докладе и увеличить бюджет на развитие активного транспорта до 10 % от общих затрат на дороги (хотя ООН рекомендует 20 %), легализовать частные электроскутеры (пока что запрещённые в Новом Южном Уэльсе) и сделать инфраструктуру для велосипедистов и пассажиров общественного транспорта более безопасной.
Национальные опросы показывают, что доля людей, регулярно использующих велосипед, уменьшилась с 2011 года, за исключением временного роста их числа во время пандемии. По словам Харрингтона, тут прямая связь: чем меньше машин на дорогах, тем в большей безопасности себя чувствуют люди, когда передвигаются на двухколёсном транспорте.
Харрингтон отмечает, что разница между расстоянием, которое австралийцы проезжают на автомобилях, и расстоянием, которое они проходят пешком или проезжают на велосипеде, увеличивается. А еще в
Австралии есть «культурная проблема», которая пропагандирует и поощряет вождение автомобиля, добавляет он.
«Многие считают, что в Австралии достаточно пространства, чтобы каждому хватало места на дороге. Однако любой, кто застревал в пробке в часы пик в одном из наших городов, понимает, что это далеко не так», - поясняет Харрингтон.
Берк считает, что в
Австралии пешеходная инфраструктура лучше развита, чем в
США. Хотя австралийцы ходят пешком чаще, чем американцы, велосипед гражданами
Австралии используется реже.
Он приводит в пример успехи
Лондона, где строительство так называемых супервеломагистралей для поездок на работу помогло снизить загруженность дорог и увеличить количество велосипедистов. Более того, на местных улицах были сняты ограничения скорости.
В
Париже теперь постоянно функционируют более 100 км выделенных велосипедных дорожек, защищённых от автомобильного движения. Изначально они были созданы для передвижения между олимпийскими объектами, но в итоге органично вписались в городскую инфраструктуру
Парижа и соседнего района
Сен-
Сен-
Дени.
В
Париже, где, по словам
Берка, скорость велосипедистов возросла в три раза, максимальная скорость для автомобилистов на местных улицах была снижена до 30 км/ч.
Как и в
Лондоне, в
Париже также действуют схемы, позволяющие перекрывать улицы рядом со школами в часы пик, чтобы обезопасить детей и избежать опасных ситуаций, которые могут возникнуть из-за интенсивного движения транспорта.
«В Австралии мы продолжаем считать, что дети находятся в безопасности, если скорость движения рядом с школами составляет не более 40 км/ч, — говорит Берк. -
В Австралии по сравнению почти с любой другой страной мира использование автомобиля обходится гораздо дешевле. Водители у нас избалованные, они часто бывают недовольны, если им приходится уступать место пешеходам или велосипедистам».
Он отмечает, что такие города, как
Денвер,
Вашингтон,
Монреаль,
Лондон,
Париж и многие другие, активно двигаются в этом направлении, уменьшая скоростной режим на дорогах и вкладываясь в развитие инфраструктуры для велосипедного движения, такой как велопарковки у остановок общественного транспорта.
Когда количество велосипедистов растёт, «то отпадает нужда значительных вложениях в инфраструктуру автомобильных магистралей, стоимость которой обычно исчисляется миллиардами».
Берк рассказывает, что в
Австралии уже проложены специальные велосипедные маршруты, такие как
Мерри-
Крик в
Мельбурне или
Кедрон-Брук в Брисбене.
«Мы уже идем по пути европейских городов, но нам нужно действовать более решительно, что-то предпринимать, а не стоять на месте», - резюмирует он.
Элисон Маккормак, руководитель велосипедного объединения в
Виктории и
Тасмании Bicycle Network, считает, что переосмысление транспортной системы идёт в правильном направлении. Однако, по её мнению, продвижение в этом вопросе
«слишком медленное по сравнению с тем, что происходит в мире».
Организация ратует за введение политики, стимулирующей использование электровелосипедов, например, налоговые льготы или расширение федеральных субсидий на весь электротранспорт, будь то машины или велосипеды.
«Австралия — это удивительное место с возможностью чудесно проводить время на открытом воздухе, но при этом она слишком ориентирована на автомобили, — говорит Маккормак. -
Мы гордимся этими замечательными условиями для жизни, но на самом деле почти не используем их в полной мере».
Грэм Ридфирн, The Guardian
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: использованы изображения Lusi Astianah и pen_ash