«Помнить»: что корейцу хорошо, то японцу смерть

«Помнить»: что корейцу хорошо, то японцу смерть
На платформе KION состоялась премьера корейского фильма «Помнить» Ли Иль-хёна - ремейка почти одноимённой картины Атома Эгояна, вышедшей чуть менее 10 лет назад, но, как и многие фильмы канадского режиссёра и сценариста армянского происхождения, незаслуженно тихо прошедшей в России. Эту досадную оплошность может исправить более бодрый вариант молодого южнокорейского режиссёра, но лучше не сравнивать американскую и азиатскую версии сюжета. Обозреватель Родион Чемонин попробует объяснить, почему.

80-летний ветеран вьетнамской войны Хан Пхиль-чжу (Ли Сон Мин) по прозвищу «Фредди» и молодой парень Пак (Нам Джу Хёк) по прозвищу «Джейсон» весело и дружно работают в одном из заведений популярной сети ресторанов. Шуточки-прибауточки заканчиваются тогда, когда у заслуженного официанта более чем пенсионного возраста обнаруживается опухоль мозга. Похоронив свою жену, Хан понимает, что терять ему нечего: от его семьи после японской оккупации 50-летней давности теперь уже ничего не осталось. Тогда он арендует красный Porsche, нанимает за довольно большую сумму в качестве водителя молодого друга и отправляется в путь, чтобы совершить то, что не решался сделать всю жизнь.

Не надо быть большим поклонником корейского кино, чтобы догадаться, что месть станет драйвером этого фильма, как и чуть ли не половины международных хитов, экспортируемых Сеулом. Тем более что у старичка, откопавшего револьвер и имеющего внушительную экспозицию в подвале с фотографиями, подписанными «казнь», есть множество причин для того, чтобы начать праведную войну с людьми, обозначенными на карточках. От рук японцев погиб его отец, мать сошла с ума, брат скончался в шахтах, а сестра была изнасилована и покончила с собой. И вот так, ложечка…, то есть пуля за папу, пуля за маму и так далее. Всё это на фоне медленно развивающегося «Альцгеймера», в компании ничего не понимающего молодого Пака делает из дедушки жестокого киллера, который разыскивает бывших японских коллаборационистов. Причём Хан ведёт себя, как заправский профессионал со скиллами, явно подхваченными у Данилы Багрова: из грязи и палок и прочего подножного корма он может ловко сварганить хоть бомбу, хоть глушитель, хоть дымовую шашку.

То, что молодой режиссёр Ли Иль-хён во второй своей полнометражной картине взялся за давнюю травму соотечественников, нельзя не уважать: около половины прошлого столетия страна находилась под гнётом японских оккупантов. Другое дело, что он выбрал для этого не очень удачную форму в виде ремейка «Помнить» Атома Эгояна 2015 года. В нём прославленный канадский режиссёр, сценарист и мастер берущих за душу пауз исследовал тему незаживающей раны от нацизма и холокоста. У Эгояна герой сбегает из дома престарелых, чтобы под подсказкам своего маломобильного друга, специально выписанных для него ввиду прогрессирующей деменции, найти немца, виновного во множестве еврейских смертей в концлагерях Второй Мировой. По сути, это был road-movie, в котором исследовалась природа зла, пустившего корни не только в Америке, но и во всём мире.

Там старик, блистательно сыгранный Кристофером Пламмером, ищет одного виновного человека, но всё время натыкается на его однофамильцев, что придаёт происходящим «обознатушкам» немало чёрного юмора и даже комических сцен. У Ли же всё происходит на сложных серьёзных щах, причём лёгкости не приносит ни экшн, ни бегущие по следам странной парочки полицейские, ни модная ныне критика капитализма. Дело здесь даже не в пресловутых одинаковых лицах (уж что-то, а внешности корейцев мы уже научились различать). Дело в том, что японско-корейский конфликт XX века нам кажется более локальным и трогающим в большей степени его участников, чем глобальная катастрофа, откликающаяся в сердце каждого человека, хоть раз видевшего хронику из Аушвица или Освенцима.

В этом и есть главная разница между американским и южнокорейским фильмами. В «Remember» 2015 года герой попадает в разные ситуации из-за своей асоциализации и надеется только на несколько листов А4, в которых выписана инструкция по поведению старика в современном мире. В «Rimembeo» 2022 года 80-летний дед идёт по чётко составленному списку жертв, наколотому на пальцах. Да, конечно, все тут же вспоминают фильм Кристофера Нолана, но это слишком бросающийся в глаза пример. В данном случае больше подходит для сравнения боевик Майкла Манна «Соучастник», в котором таксисту в исполнении Майкла Фокса приходится возить всю ночь киллера (Том Круз), который разбирается с делами по списку, как и Фредди.

Это неблагодарное дело – сравнивать оригинал с ремейком. У Эгояна в конце происходит настолько мощный сюжетный твист, что, глядя на приключения Хана Пхиль-чжу и его молодого «шофёра», больше думаешь о том, как завершит свой фильм Ли Иль-хён, чем следишь за развитием сюжета. И даже если вас тронет морализаторский корейский вариант финала (списанный с чуть ли не половины фильмов Дэвида Финчера и большинства корейских картин о мести), то всё равно останется не очень приятный осадок, будто ты только что смотрел кино о «не своей войне» во всех смыслах этого выражения.
Родион Чемонин

Фото: KION
08.04.2023
Важное

Ведущую литературную премию мира в этом году вручили ирландскому писателю Полу Линчу.

30.11.2023 13:00:00

Бывший госсекретарь США и лауреат Нобелевской премии мира умер в возрасте 100 лет.

30.11.2023 17:00:00

Интервью с послом Эфиопии в России Чамом Угалой Урятом.

28.11.2023 13:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Родион Чемонин

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

Родион Чемонин

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.