Юго-Восточная Азия отличается значительным биоразнообразием. На долю государств, входящих в интеграционную площадку региона — АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), приходится 18–20 % флоры и фауны мира и всего 3 % территории земного шара. Прибрежная территория этих стран представляет собой центр морского тропического биоразнообразия. «Коралловый треугольник», в который входят Индонезия, Малайзия и Филиппины, включает в себя 75 % мирового запаса кораллов. Биоресурсы региона крайне важны, они также являются значимой статьей местного импорта. К ним относятся продукция сельского хозяйства, химическая продукция, одежда из натуральных тканей и пр.
Уже в 1977 г. страны
АСЕАН начали воплощать в жизнь совместные инициативы в области экологического сотрудничества. В этом же году была утверждена первая экологическая программа (1978–1982), которая была нацелена на принятие совместных планов действий — субрегиональных инициатив, которые заложили основу региональной экологической деятельности с ориентацией на достижение долгосрочных стратегических целей развития стран региона. В 1982 г. была принята вторая экологическая программа (1983–1987), преследующая схожие цели. На данном этапе основными задачами виделись консервация природы, создание охраняемых территорий, но при сохранении национального суверенитета над природными ресурсами.
С 1988 г. страны АСЕАН утвердили третью экологическую программу (1988–1992), а также «План сотрудничества по трансграничному загрязнению окружающей среды» (1995) и два стратегических плана действий по экологии: первый план за 1994–1998 гг., принятый в
Брунее, и Ханойский план 1999–2004 гг. На данном этапе региональная экологическая политика характеризовалась отходом от одностороннего подхода к более широкому комплексу мер в рамках концепции устойчивого развития.
В 1997 г. был принят целый ряд стратегических документов: «План действий по предотвращению регионального задымления», «АСЕАН: Видение - 2020» и пр. В документе «АСЕАН: Видение - 2020» были представлены планы на среднесрочную перспективу, которые предполагали
«зеленое и чистое развитие стран на основе устойчивого развития в целях обеспечения защиты окружающей среды в регионе, устойчивости природных ресурсов и поддержания высокого качества жизни населения региона».
В 1998 г. был утвержден
Региональный центр АСЕАН по сохранению биоразнообразия. С 2000-х гг. были активизированы дальнейшие усилия в области экологической повестки, поскольку государства региона получили возможность мобилизовать как внутренние, так и внешние финансовые ресурсы.
Основными направлениями деятельности стран — участниц Ассоциации стали: борьба с трансграничным загрязнением воздуха (в первую очередь из-за смога), создание совместной площадки по управлению лесными пожарами, центра по консервации биоразнообразия, развитие экологически чистых технологий, охрана водных ресурсов и пр.
Вьентьянская программа действий, принятая на период с 2004 по 2010 гг., предполагала продолжение ранее озвученных экологических инициатив. Основными направлениями по-прежнему оставалась борьба со смогом, пожарами, защита прибрежной и морской экосистем, сохранение биоразнообразия региона и управление городской экологией.
В 2007 г. была подписана
«Декларация по экологической устойчивости», главными приоритетами которой стали защита биоразнообразия и борьба с изменением климата. В 2009 г. страны АСЕАН примкнули к Совместной декларации о достижении Целей развития тысячелетия ООН, в которой наравне с задачами по ликвидации нищеты и голода отмечалось стремление обеспечить устойчивое развитие окружающей среды.
В 2015 г. была подписана
«Куала-Лумпурская декларация» и декларация
«АСЕАН: Видение - 2025», где подчеркивалась приверженность «Повестке дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г.». Цели устойчивого развития ООН, связанные с экологической повесткой региона, — это защита и восстановление экосистем суши, сохранение и рациональное использование морских ресурсов, принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и пр. Они соответствуют основным направлениям «зеленых» инициатив
Юго-Восточной Азии.
Страны
АСЕАН регулярно принимали документы, постулирующие необходимость проведения совместной работы в области «зеленой» повестки. Однако они часто носили декларативный характер, поскольку многие государства региона испытывают серьезный недостаток финансирования.
На очередном саммите АСЕАН, прошедшем в сентябре 2023 г., был принят ряд стратегических документов в области «зеленой» повестки: «Декларация лидеров АСЕАН об устойчивом развитии», «Декларация лидеров АСЕАН об АСЕАН как эпицентре роста», где заявляется о планах «актуализировать повестку дня по обеспечению устойчивости к изменению климата по всем направлениям сотрудничества АСЕАН» и др. Таким образом, ведется планомерная работа в области экологического строительства и ее координация между всеми участниками.
Государствам
Юго-Восточной Азии на нынешнем этапе развития трудно брать обязательства по полной декарбонизации национальных экономик, однако они вносят посильный вклад в глобальную повестку. Национальные правительства стран АСЕАН обязались увеличить долю возобновляемых источников энергии в структуре энергобаланса до 23 % к 2025 г.
Экологические вызовы
Экономический рост и индустриализация во многих странах региона привели к значительному загрязнению воздуха. Развернувшийся процесс урбанизации, рост потребления электроэнергии и увеличение количества транспортных средств на традиционных источниках энергии также способствуют росту выбросов углекислого газа в атмосферу. По состоянию на 2021 г. в
АСЕАН было зарегистрировано порядка 65 млн автомобилей, в 2010 г. этот показатель составлял всего около 30 млн. Одним из решений
саммита АСЕАН 2023 г. стало развитие экосистемы электромобилей.
В 2020 г. около 50 % населения стран АСЕАН проживали в городах, государства Ассоциации нацелены увеличить этот показатель до 55 % к 2030 г. Загрязнение воздуха оказывает непосредственное воздействие на здоровье населения региона: подсчитано, что в 2018 г. количество смертей, связанных с загрязнением атмосферы,
составило 450 тыс., к 2040 г. данный показатель может увеличиться до 650 тыс. человек ежегодно.
Кроме антропогенного фактора, стоит отметить неантропогенные экологические угрозы, связанные с загрязнением воздуха: регион богат торфяниками, которые регулярно горят. Проблема смога является серьезной угрозой для стран
Юго-Восточной Азии.
Значительная часть городов стран АСЕАН расположена в прибрежной зоне, что несет в себе сопутствующие риски. К антропогенным угрозам стоит отметить
загрязнение воды и прибрежных территорий. К неантропогенным — негативные последствия от различных
стихийных бедствий (наводнений, цунами), которые кроме угрозы для местного населения также приносят разрушения сельскохозяйственным угодьям и приводят к сокращению биоразнообразия.
Значительной экологической проблемой представляется
стремительная вырубка лесов: ежегодное сокращение площади лесов достигает около 1,11 %, превышая аналогичные показатели других регионов мира, которые составляют около 0,16 %. Подобные темпы вырубки приведут к значительному сокращению тропических лесов и биоразнообразия региона.
Успехи стран ЮВА в борьбе с изменениями климата
В Юго-Восточной Азии разработан ряд инициатив, нацеленных на преодоление экологических дисбалансов: стратегия управления торфяниками для борьбы со смогом, программа парков наследия для сохранения лесов и биоразнообразия и программа экологически устойчивых городов для сокращения углеродного следа от антропогенной деятельности в атмосфере.
Задача сохранения биоразнообразия является крайне важной в рамках экологической повестки региона.
Программа парков наследия (The ASEAN Heritage Parks), которые представляют собой отдельные охраняемые районы, отличающиеся уникальным биоразнообразием и экосистемами, была запущена еще в 1984 г. Управление программой ведет специальный
Центр АСЕАН по биоразнообразию. Количество парков стремительно растет и по состоянию на 2023 г. составляло 53.
Еще одной значимой экологической задачей является
борьба со смогом и лесными пожарами. В регионе расположено 60 % торфяников мира на общей площади в 21–23 млн га. В связи с этим в Юго-Восточной Азии отмечаются высокие пожарные риски. Торфяные пожары приводят к деградации почв, сведению лесов, сокращению биоразнообразия. Они оказывают влияние как на здоровье наций государств региона, так и на процесс глобального потепления.
Первая стратегия АСЕАН по управлению торфяниками
была принята в 2006 г. Она представляла собой коллективные усилия, нацеленные на контроль за торфяниками и предупреждение торфяных пожаров. Требуется регулярная координация работы по проблеме трансграничного задымления с другими региональными акторами, а также налаживание сотрудничества со всеми участниками для более эффективного мониторинга ситуации.
Процессы урбанизации усилили внимание властей к городскому
«зеленому» строительству. Программа экологически устойчивых городов была начата еще в 2008 г. Ее целью стало создание «зеленых» мегаполисов, обладающих развитой инфраструктурой по управлению отходами, чистыми водными ресурсами и придерживающихся низкоуглеродной модели развития.
Несмотря на определенные сложности, странам региона удалось накопить опыт успешного решения наиболее насущных экологических проблем, прежде всего в области управления торфяниками.
Проблемы в реализации экологической политики в Юго-Восточной Азии
Основная проблема в реализации «зеленой» повестки стран АСЕАН заключается в том, что она проводится в условиях
нехватки как внешнего, как и внутреннего финансирования. Недостаток финансовых ресурсов приводит к срывам или же к ограничениям в реализации многих инициатив. Внешнее финансирование на начальном этапе осуществлялось через такие структуры, как ООН, ЮНЕП и ПРООН. В дальнейшем страны региона начали выстраивать сотрудничество на двусторонней основе с
США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией. Усилилось внимание к экологической повестке региона со стороны других акторов: Европейского союза, России. Однако доля внешних ресурсов не превышала 10–12 % от совокупного объема инвестиций в экологические проекты. В частности, подсчитано, что программы развития ООН покрывали не более 12 % стоимости проекта, США — не более 9 %, других акторов — и того меньше. Поэтому для реализации экологической повестки в регионе в первую очередь требуется финансовая поддержка.
Кроме того, существуют проблемы, связанные с неразвитостью инфраструктуры, низкой вовлеченностью бизнеса в «зеленую» повестку, отсталостью национальных технологий и экологического законодательства. На региональном уровне проведение единого «зеленого» курса осложняется различным уровнем экономического развития стран-участниц.
Государства Юго-Восточной Азии обладают уникальными экосистемами с высоким биоразнообразием. Однако рост урбанизации и индустриализация региона приводят
к увеличению экологических угроз. Невысокий уровень экономического развития многих государств Юго-Восточной Азии приводит к сложностям в финансировании экологических инициатив. Их выполнение часто откладывается или срывается. Государства ЮВА отличаются традиционной структурой энергобаланса с преобладанием угля, и их стремительная индустриализация приведет лишь к дальнейшему ухудшению экологической ситуации. Однако страны региона реализуют ряд посильных инициатив, которые сглаживают экологическую ситуацию и замедляют пагубное воздействие антропогенного фактора.
Екатерина Заклязьминская, эксперт РСМД, старший научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН, «Российский совет по международным делам»
В иллюстрации использовано изображение автора Xinh Studio (CCBY3.0) и изображение автора mungang kim (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/