Выбросы парниковых газов в Бразилии достигли к 2021 году самого высокого уровня за последние 19 лет. По данным Системы оценки выбросов парниковых газов (SEEG), в 2021 году Бразилия выбросила 2,42 миллиарда брутто-тонн CO2e (единица измерения, включающая все парниковые газы). В 2019 году на Бразилию пришлось 2,2 % глобальных выбросов парниковых газов (ПГ), что значительно меньше, чем у лидирующих Китая, США и Индии. Ее выбросы на душу населения в размере 5 тонн CO2-эквивалента (tCO2e) были ниже среднего мирового уровня. SEEG делит общие выбросы на пять секторов: отходы, промышленные процессы, энергетика, сельское хозяйство и изменение лесного хозяйства и землепользования. Последний сектор, включающий в себя обезлесение, известкование (обработка почвы для сельскохозяйственных нужд), органический углерод в почве и сжигание лесных остатков, составляет 49 % всей эмиссии в стране. В 2021 году на обезлесение в Амазонии приходилось 77 % выбросов в сфере лесного хозяйства и землепользования.
В общем объеме выбросов изменения в земле- и лесопользовании составили 49 %, сельское хозяйство – 25 %, энергетика – 18 %, по 4 % пришлось на промышленность и управление отходами. Такое распределение выбросов
сильно отличается от среднемировых показателей: на долю энергопотребления (электричество, отопление и охлаждение, транспорт, промышленность и другие виды использования) приходится около трех четвертей совокупных выбросов, в то время как на долю сельского, лесного хозяйства и землепользования вместе взятых приходится лишь около 18 %. Необычная структура выбросов в
Бразилии создает иной набор возможностей и структур затрат для декарбонизации по сравнению с другими странами. […]
Направления и инструменты политики
Сельское хозяйство.
Главным направлением обеспечения сокращения выбросов в секторе станет реализация
Секторального плана по адаптации и низкому уровню выбросов углерода в сельском хозяйстве и животноводстве с целью устойчивого развития на 2020-2030 (План ABC+) в качестве основной стратегии.
Инициативы до 2030 года будут опираться на результаты, продемонстрированные по итогам первого этапа
Плана ABC, который завершился в 2020 году, достигнув 155 % предусмотренных целей. В целом весь план направлен на повышение эффективности и интенсивности сельского хозяйства, предотвращение деградации почв.
Такой комплекс мер будет снижать необходимость вырубки лесов для создания дополнительных сельскохозяйственных земель под посевы или пастбища, внося значимый вклад в прекращение обезлесения. Инновационные практики
откорма крупного рогатого скота и других промышленно важных животных, а также грамотное управление отходами их жизнедеятельности должны привести к более устойчивому использованию пастбищ и сокращению выбросов метана. Политика
администрации Лулы в 2003-2010 годах в сфере сельского хозяйства помогла увеличить его эффективность больше, чем на 100 %, поэтому новая команда, включающая и прежних членов, может развивать реальный опыт практической имплементации.
Борьба с обезлесением и восстановление лесов
В первый день своего пребывания на посту президента Бразилии
Лула да Силва подписал пакет из семи указов, направленных на защиту окружающей среды. В рамках этого пакета Лула восстановил после трехлетнего перерыва в активности
«Фонд Амазонии» – фонд в размере 1,2 млрд долларов, предназначенный для защиты крупнейших в мире тропических лесов. Доноры,
Германия и Норвегия, приостановили перечисления в фонд в 2019 году, при предыдущем правительстве Жаира Болсонару, после того как бывший президент в одностороннем порядке отстранил совет директоров и технический комитет фонда. Фонд, созданный во время второго срока Лулы в 2008 году, поддерживает 102 природоохранных проекта в Амазонии, среди которых леса, управляемые коренным населением и мелкими фермерскими хозяйствами.
В числе первых исполнительных мандатов новый президент
Бразилии также перевел
Реестр сельской окружающей среды – который отслеживает все сельские землевладения – из министерства сельского хозяйства в министерство окружающей среды, отменил возможность оформить примирение сторон вместо выплаты экологических штрафов и возобновил план по предотвращению и контролю за обезлесением в
Амазонии. В стране также действует План по борьбе с обезлесением. Планы по предотвращению и борьбе с обезлесением в биомах предусматривают развитие устойчивой производственной деятельности с возобновлением политики устойчивого использования государственных лесов, стимулирования восстановления лесов, биоэкономики, низкоуглеродного сельского хозяйства и создания «зеленой» инфраструктуры. В августе 2023 года вырубка лесов в бразильской Амазонии
сократилась на 66,11 % и достигла самого низкого уровня за месяц с 2018 года.
1 января 2023 года Указом № 11 367 была создана
Постоянная межведомственная комиссия по предотвращению и борьбе с обезлесением – коллегиальный орган при Гражданской палате при Президенте Республики, ответственный за определение и координацию межведомственных действий по сокращению темпов обезлесения на территории страны, в котором Министерство окружающей среды и изменения климата играет роль исполнительного секретаря. Указом также была создана Исполнительная подкомиссия, ответственная за План действий по предотвращению и борьбе с обезлесением в законной
Амазонии, состоящая из 13 министерств.
Хотя Бразилия и не представила цели по сокращению выбросов по секторам и непонятно, какую долю она отводит под поглощение, можно предположить, что сокращения в секторе земле- и лесопользования и сельского хозяйства будут играть решающую роль в достижении ее ОНУВ, так как доля выбросов в этих секторах значительна, а предотвращение обезлесения и незаконной вырубки уже внесут вклад в сокращение выбросов. Грамотная политика восстановления лесного покрова в будущем поможет увеличить долю поглощений. Решения по защите Амазонии стали первыми принятыми администрацией Лулы после вступления в должность, что подчеркивает приоритетность этого направления политики для нового президента. На КС в Египте в конце 2022 года Лула уже представлял Бразилию как избранный президент и заявил, что
«Бразилия вернулась», намекая на более серьезное отношение к вопросам изменения климата и экологии.
По вопросам защиты Амазонии
Лула сразу призвал международных партнеров возобновить сотрудничество, восстановил работу Фонда, которая в том числе предполагает и внешний аудит деятельности, против которого жестко выступал
Ж. Болсонару. Можно ожидать, что политика в сферах низкоуглеродного сельского хозяйства и земле- и лесопользования будет центральной для достижения климатических целей в
Бразилии, именно по ней демонстрируется наибольшая готовность к действиям. Климатические эксперты и активисты обычно критикуют стратегии декарбонизации, где главным направлением становится обеспечение поглощений. Но поглощающая способность лесов Амазонии настолько велика и важна в глобальном масштабе, а доля выбросов в секторе от общей эмиссии настолько значительна, что такая критика теряет обычное обоснование. К тому же
Бразилия не уточнила, какую долю поглощений она закладывает в долгосрочные планы по достижению климатической нейтральности. Тем более что в сфере развития возобновляемой энергии страна тоже принимает стимулирующие меры и ставит амбициозные планы.
Возобновляемая энергетика
Ситуация в электрогенерации и общей энергетической матрице
Бразилии является уникальной. На чистые и возобновляемые источники энергии (ВИЭ) приходится 48 % от общего объема первичной энергии в Бразилии, в то время как средний мировой показатель составляет 14 %. На долю ветряных, солнечных, гидроэнергетических и биомассовых источников приходится 83 % электроэнергии – уровень, практически
не имеющий аналогов в мире. Анализ сценариев для Доклада Всемирного банка по климату и развитию показывает, что
Бразилия может добиться нулевых валовых выбросов в энергетике к 2050 году при незначительных дополнительных затратах для энергосистемы по сравнению с базовым сценарием. Смоделированная энергосистема с нулевым уровнем выбросов будет использовать 99 % возобновляемых источников энергии и 1 % ядерной энергии, и ее стоимость составит 375 млрд реалов по сравнению с 374 млрд реалов для базового сценария.
Проекты по возобновляемым источникам энергии могут подпадать под действие
Специального режима стимулирования развития инфраструктуры, который приостанавливает применение некоторых налогов на товары и услуги, используемые при разработке этих проектов. Многие компоненты, используемые в проектах по производству солнечной энергии, также пользуются нулевой ставкой налога на импорт. Скидки на ставку налога на использование системы передачи и ставку налога на использование системы распределения в размере 50 % предоставляются для проектов по производству солнечной, ветровой энергии и биомассы, мощность которых составляет 300 МВт или ниже.
Бразильский банк развития
BNDES предлагает финансирование для проектов по возобновляемым источникам энергии, которые достигают минимального определённого содержания локально произведенных компонентов, и раньше обеспечивал большую часть финансирования проектов по возобновляемой генерации в Бразилии. Однако в последние годы процентные ставки BNDES, которые ранее сильно субсидировались, сближаются с обычными ставками коммерческого кредитования, а максимальные уровни кредитов BNDES снижаются, поэтому преимущества этого источника финансирования уменьшились. Вместо этого наблюдается рост использования инфраструктурных облигаций с налоговыми льготами. Имея более 1 миллиона вакансий в секторе ВИЭ, Бразилия является одним из крупнейших создателей рабочих мест в возобновляемой энергетике, и возможности в этом сегменте растут.
Солнечная энергетика быстро развивается в Бразилии. С более чем 26 ГВт общей установленной мощности сектор создал
781 тысячу новых рабочих мест и предотвратил выброс
34 миллионов тонн CO2. В ближайшие 5 лет в стране будет реализовано 134 проекта в области солнечной энергетики общей стоимостью 42 млрд долларов. В ближайшие 10 лет наибольшие расходы на солнечную энергию в Бразилии приходятся на регионы Сеара, Минас-Жерайс и Баия. Правительство
Бразилии опубликовало закон о распределенной генерации солнечной фотоэлектрической энергии и других возобновляемых источников.
Публикация ввела четкие правила, создающие стабильную и сбалансированную правовую базу для использования чистых и устойчивых источников, таких как солнечные фотоэлектрические батареи, для самостоятельного производства электроэнергии в домах, малых предприятиях, на земельных участках, в сельской местности и общественных зданиях. Новые правила обеспечат правовую определенность для сектора. Бразилия находится на шестом месте в глобальном рейтинге Global Wind Energy Report 2023 с 24 ГВт установленной мощности наземных ветрогенераторов. Согласно отчету, в 2022 году страна заняла третье место по количеству новых ветряных электростанций, уступая лишь Китаю и США. Морская ветроэнергетика находится в поле зрения таких транснациональных корпораций, как
Equinor, Neoenergia, EDP, Engie и Petrobras. В ближайшие 5 лет в стране будет реализовано 28 наземных ветроэнергетических проектов общей стоимостью 10 млрд долларов.
Еще одним стратегическим направлением развития ВИЭ в стране стало производства биотоплива. Бразильская национальная биотопливная политика
(RenovaBio), запущенная в 2017 году, признает стратегическую роль биотоплива (этанол, биодизель, биометан, биокеросин для авиации и другие) в энергетической матрице
Бразилии с учетом его вклада в энергетическую безопасность, предсказуемость рынка и снижение выбросов парниковых газов в топливном секторе. Ее цель – снизить углеродоемкость транспортной матрицы Бразилии путем расширения использования биотоплива и создания рынка углеродных кредитов для компенсации выбросов парниковых газов от ископаемых видов топлива.
RenovaBio состоит из трех стратегических направлений. По первому из них правительство ежегодно
устанавливает национальные цели по декарбонизации на десять лет, которые транслируются в обязательные индивидуальные цели для дистрибьюторов топлива, пропорциональные их долям на рынке ископаемого топлива. По второму направлению производители биотоплива
добровольно сертифицируют свою продукцию и получают в результате баллы энергоэкологической достаточности. Эти оценки умножаются на объем продаваемого биотоплива, в результате чего получается кредит на декарбонизацию, который производитель может коммерциализировать.
Возможность коммерциализации углеродных кредитов – это третье направление реализации программы.
Бразилия обладает существенными запасами углеводородов, особенно офшорных нефти и газа. Государственная компания
Petrobras играет значительную роль в экономике страны. Проекты, связанные с развитием добычи углеводородов, будут осуществляться в стране, что дает основания для опасений климатическим экспертам и активистам. Опасения по поводу надежности гидроэнергетики в условиях растущего дефицита воды заставили правительство стремиться к расширению производства электроэнергии на газовом топливе, что потенциально увеличивает углеродоемкость бразильской экономики.
В июне 2021 года в рамках нового закона о приватизации
Eletrobras, крупнейшего предприятия по производству и передаче электроэнергии в
Бразилии, Национальный конгресс потребовал, чтобы к 2030 году было установлено 8 гигаватт (ГВт) новых тепловых мощностей. Согласно закону, эти электростанции должны быть не менее чем на 70 % негибкими, что приведет к значительному увеличению доли тепловой энергии в базовом энергоснабжении Бразилии. Параллельно Бразилия планирует
увеличить добычу нефти из своих крупных запасов шельфовой нефти и попутного газа примерно на 80 % по сравнению с уровнем 2021 года. Морские запасы нефти и газа Бразилии являются одними из крупнейших в мире. В настоящее время они конкурентоспособны на мировом рынке и являются важным источником национального дохода.
Прогнозы будущего снижения мирового спроса на нефть и газ в результате глобальной тенденции к нулевым выбросам к середине века могут создать риск для этих доходов. По оценкам, запасы Бразилии имеют безубыточную цену на нефть около 40 долларов за баррель, а Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем сценарии «чистого нуля»
предполагает цену в 36 долларов в 2030 году и 24 доллара к 2050 году.
Межамериканский банк развития подсчитал, что в будущем производство нефти в Бразилии может либо сократиться на 50 %,
либо вырасти в два раза по сравнению с 2016 годом, в зависимости от темпов глобальной декарбонизации, что подчеркивает большую неопределенность будущей конкурентоспособности бразильской нефти. Производство топлива составляет 5 % от общего объема национальных выбросов в 2019 году, что является третьей по величине долей в энергетическом секторе (после транспорта и промышленности). Petrobras, основная государственная национальная нефтяная компания, снизила углеродоемкость добычи нефти до 15,9 кг CO
2e на баррель нефти в 2021 году, что ниже среднемирового уровня, и стремится ликвидировать сжигание газа. Бразилия демонстрирует впечатляющие показатели по доле ВИЭ в энергогенерации и общем потреблении. Обладая огромными водными ресурсами, страна реализует свой потенциал в гидроэнергетике.
Но засушливые сезоны и общее сокращение уровня рек создают
риски стабильной электрогенерации. Поэтому в своем долгосрочном плане по развитию энергии Бразилия предполагает сокращение доли гидроэнергетики в матрице при компенсации его ростом других возобновляемых источников - прежде всего ветряной, солнечной энергетики и биоэтанола. Страна при этом
обладает значительными запасами нефти и газа, которые она собирается активно разрабатывать. Будет расти экспорт сырой нефти, переработка ее в нефтепродукты на территории страны и дальнейшая продажа за рубеж. Это может повысить углеродоемкость экономики, которая сейчас находится на относительно низких уровнях. Бразилия рассчитывает снижать углеродоемкость добычи и переработки нефти и газа, развивать технологии улавливания.
Водород
По оценкам экспертов, Бразилия имеет потенциал стать
ключевым игроком на мировом водородном рынке. Ее преимуществами являются богатый потенциал ветровой и солнечной энергии, интегрированная низкоуглеродная энергосистема и географические преимущества для экспорта в Европу и на восточное побережье Северной Америки, а также значительная емкость внутреннего рынка. По оценкам
McKinsey, развитие спроса на устойчивый водород в мире создаст в Бразилии инвестиционных возможностей на сумму 200 млрд долларов в течение следующих 20 лет. В августе 2022 года Бразилия опубликовала резолюцию о создании Национальной водородной программы (PNH2). Среди ее целей – декарбонизация экономики, стимулирование национального технологического развития, а также развитие конкурентоспособного водородного рынка.
Водородная стратегия охватывает
шесть приоритетных направлений:
1. Укрепление НИОКР и технологической базы;
2. Создание потенциала и формирование человеческого капитала;
3. Энергетическое планирование;
4. Нормативно-правовая база;
5. Развитие рынка и конкурентоспособность;
6. Международное партнерство и сотрудничество.
Действия правительства Бразилии по созданию низкоуглеродной водородной экономики также включают:
20 лет поддержки НИОКР в области низкоуглеродного водорода; резолюцию Национального совета по энергетической политике от 2021 года, которая определяет водород как приоритетную область для государственных и общественно ориентированных инвестиций в НИОКР в области энергетики, усиливая поддержку НИОКР; Бразильский энергетический договор по водороду, заключенный в рамках
Диалога ООН на высоком уровне по энергетике в 2021 году.
Бразилия участвует в международном сотрудничестве по низкоуглеродному водороду в рамках Германо-Бразильского энергетического партнерства («H2 Brazil» в Германо-Бразильской программе партнерства «Power-to-X»), «Американо-Бразильского энергетического форума для мировой торговли и развития», Бразильской энергетической программы Великобритании, «Сотрудничества Индии и Бразилии в области биоэнергетики», Платформы сотрудничества в области энергетических исследований
БРИКС, Бразильского энергетического договора по водороду, заключенного в рамках Диалога высокого уровня ООН по энергетике, и других инициатив.
Бразилия обладает значительными ресурсами для производства водорода как из возобновляемых источников, так и из природного раза и биотоплива. Все три вида могут быть востребованы на внутреннем рынке и за рубежом. Зеленый водород может использоваться для производства экспортной продукции с целью снизить ее углеродный след и продаваться напрямую на мировом рынке.
ЕС может быть заинтересован в покупке больших объемов зеленого водорода, исходя из его водородной стратегии и плана
REPowerEU. Голубой водород (полученный из природного газа) может использоваться внутри страны для промышленности, ориентированной на внутреннее потребление и продажи международным партнерам с менее жесткими требованиями по происхождению. Водород, добываемый из биотоплива, может использоваться для транспортной системы страны. Преимущества Бразилии делают ее привлекательным рынком для инвестиций, однако для их реализации необходимо дальнейшее
совершенствование правовой базы и регулирования, стандартов. Увеличение производства энергии из ВИЭ необходимо для повышения уровней производства зеленого водорода. […]
Бразилия обладает значительным потенциалом для декарбонизации своей экономики. Энергетический сектор, который в большинстве стран мира отвечает за значительную долю выбросов, не вносит такого существенного вклада в общую эмиссию Бразилии. Более 80 % электрогенерации обеспечивают возобновляемые источники, и их доля будет только расти по планам правительства, рассчитанным до 2029 года. Правительством принимаются меры по стимулированию солнечной и ветряной энергетики, реализуется комплексная и многосоставная политика по развитию биотоплива. По некоторым расчетам, Бразилия вообще может достичь нулевых выбросов в энергетике при довольно незначительном увеличении финансирования по сравнению с базовым сценарием.
Такая низкоуглеродная энергетика обеспечит низкий углеродный след промышленной продукции, что может сделать товары более привлекательными в условиях растущих требований и введения таких мер, как
CBAM ЕС. Обширное внедрение ВИЭ создает возможности для производства в стране устойчивого водорода, который будет востребован как на внутреннем рынке, так и на мировом. Бразилия обладает ресурсами для производства голубого водорода из природного газа и водорода из биомассы. Они также могут встроиться в энергетическую систему страны.
Ирина Попова, полную версию статьи можно прочитать в журнале «Вестник международных организаций».
В иллюстрации использовано изображение автора Foodicons Collection (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/