Первый парк электрических такси в Нью-Йорке

ИНЖЕНЕРЫ ИЗ ФИЛАДЕЛЬФИИ СОЗДАЛИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ ЕЩЕ В XIX ВЕКЕ

Еще более 100 лет назад по улицам Манхэттена бесшумно ездили такси, работающие на аккумуляторах. Это происходило в Нью-Йорке задолго до того, как появились знаменитые сегодня автомобили марки Тesla.

В XIX веке на оживленных улицах Манхэттена главным транспортным средством были конные экипажи и повозки. В городе насчитывалось примерно 150 000 лошадей. Естественные отходы от этих животных ежедневно составляли примерно 22 фунта (приблизительно 10 кг) от каждой лошади.

манх-3_ст+++ copy.jpg

Открытие службы моторизованных такси в Нью-Йорке 27 марта 1897 года было многообещающим событием, которое решило бы проблемы, связанные с использованием гужевого транспорта Тем более что первые такси города работали не на бензине, а на электричестве. Оказывается, автомобиль будущего на самом деле родом из прошлого.

 

СТАРТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В НЬЮ-ЙОРКЕ

Сама мысль об электромобилях, курсировавших по Нью-Йорку в 1890-х годах, могла бы показаться фантастической, но на заре автомобильной эры машины, работающие на аккумуляторах, превосходили аналоги с двигателем внутреннего сгорания. Электромобили были тихими, чистыми и простыми в управлении. Автор книги «Мы уже на месте? История американских автомобилей прошлого, настоящего и беспилотных автомобилей» американский писатель Дэн Альберт рассказывает: «В те времена считалось большой удачей, если твоя машина с бензиновым двигателем утром заводилась. Она была шумной, загрязняющей окружающую среду и ненадежной, в то время как электромобиль заводился одним щелчком выключателя».

В XIX веке, когда электричество начали использовать в повседневной жизни, людям казалось, что оно способно решить множество их проблем. Американский ученый Дэвид А. Кирш, занимающийся историей электромобилей и автор книги «Электромобиль и бремя истории» говорит: «Если бы вы спросили людей на улице, что можно сделать для решения какой-либо проблемы, то они бы ответили, что для этого есть электричество и это волшебная сила. Мы использовали его для освещения. Мы использовали его для тяги в троллейбусе. Оно распространяется повсюду, и теперь оно будет использоваться для того, чтобы возить нас».

 

ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ

Переместимся во времена, когда фамилия Тесла ассоциировалась исключительно со знаменитым ученым Николой Тесла. Именно тогда Electrobat стал первым в истории электромобилем с коммерческим потенциалом. Его создали филадельфийские инженеры Генри Моррис и Педро Салом в 1894 году. Весила эта машина 2500 фунтов (11,34 центнера). Автомобиль приводился в движение с помощью свинцово-кислотного аккумулятора. Он мог развивать максимальную скорость до 15 миль в час (24,4 км в час) и преодолевать расстояние до 25 миль (40,24 км) без подзарядки аккумулятора.

Кроме того, эти инженеры разработали оригинальную систему замены аккумуляторов в помещении бывшего бродвейского роллер-парка, чтобы поддерживать непрерывную работу такси. С ловкостью и скоростью пит-команды NASCAR (Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей) сотрудники управляли транспортными средствами с помощью лифтов и гидравлики. Они вынимали разряженные аккумуляторы весом 1000 фунтов (500 кг) и заменяли их на новые. Процесс занимал всего три минуты. «Это происходило гораздо быстрее, чем смена лошадиной упряжки, и, вероятно, так же быстро, как заправка автомобиля бензином», – говорит Кирш.

Служба такси Манхэттена быстро завоевала популярность, особенно среди высших слоев общества. Вместо того чтобы продавать свои автомобили, Моррис и Салом решили сдавать их в аренду на месяц или за почасовую оплату через созданное ими предприятие Electric Wagon & Carriage Company.

К 1899 году парк такси значительно разросся – с десятка автомобилей в 1897 году до более чем 100. Electrobat оказался идеальным городским автомобилем благодаря быстрому разгону и бесшумной езде. Однако его скорость и бесшумность вызвали непредвиденные сложности. В мае 1899 года пресса сообщила, что таксист Джейкоб Герман стал первым автомобилистом, арестованным за превышение скорости, после того как он пронесся по Лексингтон-авеню со скоростью 12 миль (24 км) в час. Несколько недель спустя электрическое такси сбило брокера по недвижимости Генри Блисса, когда он выходил из трамвая в Верхнем Вест-Сайде. Брокер погиб. Как выяснилось, он просто не услышал шум приближающегося электромобиля.

 

СУДЬБОНОСНЫЙ ПОВОРОТ

Позже Моррис и Салом заручились поддержкой со стороны богатых инвесторов, среди которых оказался нью-йоркский финансист Уильям Уитни. Он был известен своими успехами в электрификации городских трамваев. Под руководством Уитни компания объединилась с известными компаниями Electric Street Railways и Battery Manufacturing. Так была сформирована интегрированная общенациональная сеть электротранспорта.

Расширенная компания по производству электромобилей быстро распространила свою деятельность в сфере такси на такие крупные города, как Филадельфия, Чикаго и Бостон. В конечном итоге она стала крупнейшим производителем автомобилей в стране. Однако ее стремительный рост оказался неустойчивым. Работа за пределами Нью-Йорка велась из рук вон плохо. В конце 1899 года в крупнотиражной газете New York Herald было опубликовано журналистское расследование, в котором рассказывалось, что компания по производству электромобилей Electric Vehicle Company получила кредит мошенническим путем. Инвесторы почувствовали себя обманутыми, акции компании резко упали. К 1902 году предприятие фактически обанкротилось.

 

ЭЛЕКТРОМОБИЛИ ТЕРЯЮТ ПОПУЛЯРНОСТЬ

Крах компании вызвал шок в инвестиционном сообществе и бросил тень на будущее электромобилей.

«На самом деле компанию погубила не идея, не технология и не бизнес-модель. За крахом стояла теневая деятельность конкурентов», – говорит писатель Дэн Альберт.

Нелегким испытанием для компании стал разрушительный пожар, который уничтожил значительную часть автопарка. В сочетании с экономическими потрясениями, вызванными паникой 1907 года (Банковская паника 1907 года — финансовый кризис, произошедший в США, во время которого индекс Нью-Йоркской фондовой биржи рухнул к уровню, едва превышающему 50 % от пикового значения предыдущего года), пожар нанес последний удар по электрическим такси в Нью-Йорке. И как назло, произошло это в тот момент, когда автомобили с бензиновым двигателем начали завоёвывать рынок. В том же году местный бизнесмен Гарри Аллен (Harry Allen) открыл службу такси, в парке которой было 65 автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, привезенных из Франции. В течение года автопарк Гарри Аллена разросся до 700 автомобилей.

Двигатель внутреннего сгорания стал движущей силой наступившего столетия в Америке. Но сейчас, после долгого перерыва, преимущества работы автомобилей на подзаряжаемых аккумуляторах становятся все более ощутимыми и электрокар медленно, но верно возвращается. 2022 год ознаменовал наступление новой эры: по улицам Нью-Йорка начали курсировать 25 полностью электрических такси.



Кристофер Кляйн, National Geographic

Иллюстрация: использованы изображения Alice Design и New-York tribune.
03.07.2024
Важное

Италия впервые станет местом проведения парусной регаты Кубка Америки.

19.05.2025 09:00:00

Из-за глобального потепления в странах Латинской Америки и Карибского бассейна почти не останется банановых плантаций.

18.05.2025 13:00:00
Другие Статьи

Выставка «Архитектура, созданная из архитектуры» исследует, как здания формируют культурное своеобразие Чили.  

Зачем технологическая элита США продвигает идеологию неореакции, утверждающую, что стране нужна единоличная власть?

Таяние ледников не только беспокоит ученых,  но и серьезно влияет на обычаи и верования коренных народов гор.

Ведущий китайский разработчик, подаривший миру Genshin Impact, совершает стратегический поворот — от аниме-эстетики к созданию ИИ-генерируемых виртуальных миров и «живых» персонажей.