В январе музей закрыл два больших выставочных зала, посвященных культуре коренных народов. Семь витрин, где содержался целый ряд связанных с коренными общинами экспонатов, в том числе две с предметами народов Гавайских островов, были скрыты от взглядов посетителей и сотрудников. А несколько лет назад в вестибюле на диораме, воссоздающей встречу предводителей коренных народов с колонизаторами, появилась новая вывеска, крупным шрифтом приглашающая «переосмыслить эту сцену».
Такие перемены отчасти продиктованы новой версией Закона о защите и репатриации индейских захоронений (NAGPRA), который с 1990 года обязывает учреждения в США возвращать коренным народам их собственность, часто входящую в коллекции исторических музеев. Но и помимо такого рода правительственных распоряжений музеи по всему миру меняют свои взгляды в пользу деколонизации, пересматривая устаревшее «этническое» видение коллекций, которые пополнялись за счет колониальных режимов.
«Мы признаем, что некоторые экспонаты оказались в наших коллекциях в соответствии с этическими нормами, сегодня считающимися недопустимыми, — говорит директор Американского музея естественной истории Шон Декейтер. — Необходимо пересмотреть не только те элементы нашей коллекции, которые регулируются этим законом, но и все остальные, чтобы установить их происхождение и исправить ошибки прошлого».
«Музеи осознали свою ответственность как перед местной аудиторией, так и перед мировым сообществом, — подтверждает эту идею Элизабет Мерритт, заместитель руководителя по стратегическому прогнозированию и директор-основатель Центра будущего музеев, входящего в ассоциацию «Американский альянс музеев». — Это часть более широкой культурной трансформации, характеризующейся отходом от колониального нарратива, который господствовал в практике формирования музейных собраний в последние столетия».
В 2019 году Институт искусств Миннеаполиса в США организовал групповую выставку «Сердца нашего народа: женщины-художницы коренных племен» (Hearts of Our People: Native Women Artists). Этой осенью в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке состоится выставка «Меняющийся музей» (The Changing Museum), освещающая историю подходов к комплектованию фондов этого музея и их эволюцию в прошлом и настоящем.
Иногда шагом на пути к деколонизации может стать просто смена названия. В 2020 году Музей человека в калифорнийском Сан-Диего, построенный на исконных землях племени кумеяай, был переименован в «Наш музей» (Museum of Us). Как говорится в рекламной брошюре, «Наш музей — это место, где собраны разнообразные истории, определяющие то, кто мы есть, в особенности такие, которые долгое время игнорировались или замалчивались под давлением доминирующих культурных нарративов».
«Мы оглянулись назад и поняли, что нужно изменить свое отношение к прошлому, к его проблемам насилия, угнетения и доминирования, — поясняет заместитель руководителя отдела по коренным народам и деколонизации Национальной галереи Канады Стивен Лофт. — Пока к этому осознанию постепенно приходят все музейные учреждения — и путь этот был долгим, — мы должны уже сейчас в корне изменить то, какой нарратив мы несем своей аудитории. Мы обязаны проделать эту работу по глубокому переосмыслению в сфере культуры».
Многие эксперты в области музееведения оптимистично оценивают долгосрочные перспективы движения деколонизации. Одна из них — Шэрон Хил, директор британской Ассоциации музеев, которая консультирует музеи и их сотрудников. «Я надеюсь, что эта идея прочно укоренится в практике учреждений и что у них хватит мужества с ответственностью подойти к прошлому угнетенных общин и провести углубленные исследования, чтобы открыть миру некоторые из множества их обойденных молчанием и глубоко сокрытых историй, — подчеркивает она. — Они должны быть в состоянии признать, что иногда совершали ошибки и что их коллекции, возможно, являются плодом эксплуатации и разграбления».
Хищение, разграбление и незаконный оборот культурных ценностей являются преступлениями, которые лишают народы их истории и культуры, постепенно подрывают социальную сплоченность, подпитывают организованную преступность и способствуют финансированию терроризма. В стремлении содействовать борьбе с этими явлениями Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле на всемирной конференции «Мондиакульт-2022» заявила о намерении открыть виртуальный музей похищенных культурных ценностей, описав главную задачу этого проекта так: «Наша цель — вновь привлечь внимание к таким объектам и вернуть народам право на доступ к своему наследию, на его изучение и на признание его частью своей идентичности».
В последние десятилетия ущерб наследию — а значит, и непоправимый урон многим странам — наносится все быстрее. Особую тревогу вызывает рост масштабов незаконного оборота культурных ценностей, о котором свидетельствуют ежегодные отчеты Интерпола о результатах международного сотрудничества: только в 2023 году было арестовано 60 преступников и изъято 11 049 украденных объектов. Учитывая, что предметы культуры представляют ценность не только с культурно-исторической, но и с финансовой точки зрения, они могут интересовать представителей как мелкой, так и организованной преступности.
Культурное наследие — часть нашей общей истории, и положить конец незаконной торговле похищенными культурными ценностями можно только сообща. В этой связи инновационный иммерсивный проект по созданию виртуального музея, разрабатываемый ЮНЕСКО в сотрудничестве с ее государствами-членами, партнерами из сферы технологий и местными сообществами, призван повысить осведомленность широкой публики и особенно молодежи о незаконном обороте и способствовать возвращению похищенных объектов.
Проект виртуального музея был поручен буркинийскому архитектору и лауреату Притцкеровской премии 2022 года Франсису Кере, источником вдохновения для которого стал баобаб — «символ стойкости и центральный элемент в жизни многих африканских общин». Первые эскизы и чертежи будущего музея были представлены в штаб-квартире ЮНЕСКО 3 октября 2023 года.
Планируется, что первая версия музея, где будет представлено около 600 украденных и утраченных культурных объектов, откроется в 2025 году. По этому случаю государствам — членам ЮНЕСКО было предложено отобрать объекты, исчезновение и кража которых привели к заметному обеднению их национального культурного наследия.
Иллюстрация: использованы изображения pixiodesign и Coryannyyz
Обезлесение серраду привело к тому, что климат в этом регионе стал мало подходящим для ведения сельского хозяйства.
В российский прокат выходит фильм «Дева Мария: Мать Христа» о жизни Марии до того, как она стала Богородицей.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
В китайской провинции Хэйлунцзян в путь отправился первый туристический поезд, маршрут которого пролегает через популярные зимние объекты.
Британия планирует полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году, но путь будет непростым.
Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.
Легенды гранжа Alice In Chains и их знаменитый концертный альбом «MTV Unplugged».