В январе музей закрыл два больших выставочных зала, посвященных культуре коренных народов. Семь витрин, где содержался целый ряд связанных с коренными общинами экспонатов, в том числе две с предметами народов Гавайских островов, были скрыты от взглядов посетителей и сотрудников. А несколько лет назад в вестибюле на диораме, воссоздающей встречу предводителей коренных народов с колонизаторами, появилась новая вывеска, крупным шрифтом приглашающая «переосмыслить эту сцену».
Такие перемены отчасти продиктованы новой версией Закона о защите и репатриации индейских захоронений (NAGPRA), который с 1990 года обязывает учреждения в США возвращать коренным народам их собственность, часто входящую в коллекции исторических музеев. Но и помимо такого рода правительственных распоряжений музеи по всему миру меняют свои взгляды в пользу деколонизации, пересматривая устаревшее «этническое» видение коллекций, которые пополнялись за счет колониальных режимов.
«Мы признаем, что некоторые экспонаты оказались в наших коллекциях в соответствии с этическими нормами, сегодня считающимися недопустимыми, — говорит директор Американского музея естественной истории Шон Декейтер. — Необходимо пересмотреть не только те элементы нашей коллекции, которые регулируются этим законом, но и все остальные, чтобы установить их происхождение и исправить ошибки прошлого».
«Музеи осознали свою ответственность как перед местной аудиторией, так и перед мировым сообществом, — подтверждает эту идею Элизабет Мерритт, заместитель руководителя по стратегическому прогнозированию и директор-основатель Центра будущего музеев, входящего в ассоциацию «Американский альянс музеев». — Это часть более широкой культурной трансформации, характеризующейся отходом от колониального нарратива, который господствовал в практике формирования музейных собраний в последние столетия».
В 2019 году Институт искусств Миннеаполиса в США организовал групповую выставку «Сердца нашего народа: женщины-художницы коренных племен» (Hearts of Our People: Native Women Artists). Этой осенью в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке состоится выставка «Меняющийся музей» (The Changing Museum), освещающая историю подходов к комплектованию фондов этого музея и их эволюцию в прошлом и настоящем.
Иногда шагом на пути к деколонизации может стать просто смена названия. В 2020 году Музей человека в калифорнийском Сан-Диего, построенный на исконных землях племени кумеяай, был переименован в «Наш музей» (Museum of Us). Как говорится в рекламной брошюре, «Наш музей — это место, где собраны разнообразные истории, определяющие то, кто мы есть, в особенности такие, которые долгое время игнорировались или замалчивались под давлением доминирующих культурных нарративов».
«Мы оглянулись назад и поняли, что нужно изменить свое отношение к прошлому, к его проблемам насилия, угнетения и доминирования, — поясняет заместитель руководителя отдела по коренным народам и деколонизации Национальной галереи Канады Стивен Лофт. — Пока к этому осознанию постепенно приходят все музейные учреждения — и путь этот был долгим, — мы должны уже сейчас в корне изменить то, какой нарратив мы несем своей аудитории. Мы обязаны проделать эту работу по глубокому переосмыслению в сфере культуры».
Многие эксперты в области музееведения оптимистично оценивают долгосрочные перспективы движения деколонизации. Одна из них — Шэрон Хил, директор британской Ассоциации музеев, которая консультирует музеи и их сотрудников. «Я надеюсь, что эта идея прочно укоренится в практике учреждений и что у них хватит мужества с ответственностью подойти к прошлому угнетенных общин и провести углубленные исследования, чтобы открыть миру некоторые из множества их обойденных молчанием и глубоко сокрытых историй, — подчеркивает она. — Они должны быть в состоянии признать, что иногда совершали ошибки и что их коллекции, возможно, являются плодом эксплуатации и разграбления».
Хищение, разграбление и незаконный оборот культурных ценностей являются преступлениями, которые лишают народы их истории и культуры, постепенно подрывают социальную сплоченность, подпитывают организованную преступность и способствуют финансированию терроризма. В стремлении содействовать борьбе с этими явлениями Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле на всемирной конференции «Мондиакульт-2022» заявила о намерении открыть виртуальный музей похищенных культурных ценностей, описав главную задачу этого проекта так: «Наша цель — вновь привлечь внимание к таким объектам и вернуть народам право на доступ к своему наследию, на его изучение и на признание его частью своей идентичности».
В последние десятилетия ущерб наследию — а значит, и непоправимый урон многим странам — наносится все быстрее. Особую тревогу вызывает рост масштабов незаконного оборота культурных ценностей, о котором свидетельствуют ежегодные отчеты Интерпола о результатах международного сотрудничества: только в 2023 году было арестовано 60 преступников и изъято 11 049 украденных объектов. Учитывая, что предметы культуры представляют ценность не только с культурно-исторической, но и с финансовой точки зрения, они могут интересовать представителей как мелкой, так и организованной преступности.
Культурное наследие — часть нашей общей истории, и положить конец незаконной торговле похищенными культурными ценностями можно только сообща. В этой связи инновационный иммерсивный проект по созданию виртуального музея, разрабатываемый ЮНЕСКО в сотрудничестве с ее государствами-членами, партнерами из сферы технологий и местными сообществами, призван повысить осведомленность широкой публики и особенно молодежи о незаконном обороте и способствовать возвращению похищенных объектов.
Проект виртуального музея был поручен буркинийскому архитектору и лауреату Притцкеровской премии 2022 года Франсису Кере, источником вдохновения для которого стал баобаб — «символ стойкости и центральный элемент в жизни многих африканских общин». Первые эскизы и чертежи будущего музея были представлены в штаб-квартире ЮНЕСКО 3 октября 2023 года.
Планируется, что первая версия музея, где будет представлено около 600 украденных и утраченных культурных объектов, откроется в 2025 году. По этому случаю государствам — членам ЮНЕСКО было предложено отобрать объекты, исчезновение и кража которых привели к заметному обеднению их национального культурного наследия.
Иллюстрация: использованы изображения pixiodesign и Coryannyyz
Италия впервые станет местом проведения парусной регаты Кубка Америки.
Из-за глобального потепления в странах Латинской Америки и Карибского бассейна почти не останется банановых плантаций.
Выставка «Архитектура, созданная из архитектуры» исследует, как здания формируют культурное своеобразие Чили.
Зачем технологическая элита США продвигает идеологию неореакции, утверждающую, что стране нужна единоличная власть?
Таяние ледников не только беспокоит ученых, но и серьезно влияет на обычаи и верования коренных народов гор.
Ведущий китайский разработчик, подаривший миру Genshin Impact, совершает стратегический поворот — от аниме-эстетики к созданию ИИ-генерируемых виртуальных миров и «живых» персонажей.