Наверное, в цивилизованном мире не найдется никого, кто бы ни разу не слышал о таких брендах спортивной одежды, как Adidas и Puma. Их носят все: и именитые спортсмены, и олимпийские чемпионы, и горожане, относящиеся к среднему классу, и гопники из небольшого провинциального города, причем практически любой развитой страны. Оба этих бренда роднит общее прошлое: прародительницей и началом начал для них стала основанная почти 100 лет назад двумя братьями обувная фабрика Geda. Датой ее официального появления считается 1 июля 1924 года, когда Адольф и Рудольф Дасслеры открыли компанию Gebrüder Dassler Sportschuhfabrik.
От прачечной до Олимпиады
Братья
Дасслер родом из
Херцогенаураха, германского городка с населением чуть более 20 000 человек и давними традициями изготовления обуви. Так что вопрос с выбором профессии для них даже не стоял — молодые люди решили удариться в обувной бизнес.
Первые образцы обуви
Дасслеры создали… в прачечной матери, просто потому что не имели достаточно денег, чтобы открыть мастерскую. Условия были не самые комфортные: в районе то и дело выключали электричество. Однако братья не могли позволить себе такую роскошь, как простой оборудования, поэтому даже сконструировали гибрид велотренажера и динамо-машины. Когда в их помещении вновь пропал свет, один из братьев просто сел крутить педали, а второй продолжил работать на станке.
«У них были очень разные характеры, - писала в своей статье голландская журналистка Барбара Смит. - Ади Дасслер всегда был более вдумчивым мастером, которому ничто так не нравилось, как возня со своей обувью. В то время как Рудольф Дасслер был более резким и громогласным, при этом хорошим продавцом. Они очень хорошо дополняли друг друга».
Возможно, благодаря именно гармонии этого союза в какой-то момент обувь, сделанную
Дасслерами, заметили. Слухи об удобных спортивных ботинках
Geda разошлись и за пределами маленького городка. А в 1936 году обувная фабрика братьев
Дасслер вышла на мировую арену: американский спринтер
Джесси Оуэнс согласился бегать в их спортивной обуви с шипами на
Олимпийских играх 1936 года в Берлине. И, когда он завоевал четыре золотые медали,
Geda прогремела на весь мир. Позже и другие спортсмены в их обуви завоевали в общей сложности семь золотых, пять серебряных и пять бронзовых медалей.
После этого бизнес пошел в гору: обувь Дасслеров покупали и спортсмены, и тренеры. До Второй мировой войны фабрика продавала
200 000 пар обуви ежегодно.
Война и немцы
Разразившаяся
Вторая мировая перечеркнула все планы братьев по расширению бизнеса. И
Адольф, и
Рудольф были приверженцами национал-социализма; в какой-то момент партия сказала «надо», и их фабрику начали использовать для производства противотанкового оружия под названием
Panzerchreck (Танковый террор) – ракетной установки, способной разносить машины противников вдребезги.
В 1945 году фабрику
Geda почти полностью уничтожили американские войска.
Рудольф, воевавший в тот момент на передовой, решил дезертировать, но по дороге был пойман союзниками и посажен в тюрьму как член СС.
Адольфа миновала чаша сия: его жена сумела убедить американских солдат в том, что фабрика производила только обувь. Во многом помогло славное прошлое марки — когда солдаты узнали, что здесь выпускалась именно та обувь, в которой икона американского спорта
Джесси Оуэнс взял золотые медали, они начали скупать оставшиеся запасы. И после, когда фабрика снова наладила выпуск,
Geda стала невероятно популярной среди американских солдат.
Но именно тот факт, что
Адольф смог проплыть между Сциллой и Харибдой, а
Рудольф в итоге оказался за решеткой, и стал, по одной из версий, причиной раздора между двумя братьями. Рудольф считал, что Адольф сдал его принадлежность к нацистам, чтобы самому выйти сухим из воды.
Согласно еще одной теории, причиной ссоры стал бытовой конфликт: жены Ади и Руди не ладили. Ну а если верить третьей версии, то в корне конфликта лежала банальная ревность: Рудольф слыл известным ловеласом, так что Адольф подозревал, что мимо его жены брат тоже не прошел.
Как бы то ни было, причина вражды так и осталась неизвестной — этот семейный скелет навсегда закрыли в шкафу.
Мы с тобой – два берега у одной реки
В 1948 году братья закрыли фабрику
Geda. Затем Ади основал
Adidas, а Руди – другую обувную компанию,
Puma.
«Прямо посреди ночи Рудольф Дасслер собрал свои вещи и переехал на другой берег реки, - писала Смит. – Он основал Puma на другом берегу. С этого момента город действительно был разделен надвое, как своего рода мини-Берлин с рекой в качестве стены».
Adidas заняла территорию к северу от реки, в то время как Puma расположилась на южной стороне. Река
Аурах стала буквально водоразделом, единственной нейтральной полосой между двумя территориями обувной войны.
Вражда между братьями разделила и их родной город. В
Херцогенаурахе по крайней мере один человек почти в каждой семье работал на одну из двух конкурирующих обувных компаний.
Сотрудники фабрик не разговаривали друг с другом. Они также ходили по разным магазинам, парикмахерским, барам и пекарням. Все предприятия в городе были известны своей лояльностью либо к
Adidas, либо к
Puma, но никогда – к обеим сразу. Город
Херцогенаурах даже получил прозвище «город согнутых шей» из-за привычки его жителей разглядывать обувь друг друга, прежде чем заговорить. Смешанные браки сотрудников двух фабрик в обществе не одобрялись.
Существовало и две футбольные команды: клуб
ASV Herzogenaurach, чьей отличительной чертой были три полоски на обуви, и
1 FC Herzogenaurach, у игроков которого на бутсах был изображен кошачий силуэт.
«Я знал мясника, который играл за команду Puma, - рассказывал Эрнст Дитрих, сотрудник городского музея. – Он сказал нам, что ребятам из команды Adidas не нужно утруждать себя покупками в его магазине. Он не хотел иметь с ними дела. Такое случалось».
Отношения между братьями так и не наладились. Когда Ади и Руди умерли в 1970-х, их даже похоронили на противоположных концах городского кладбища.
Забытые распри
Фрэнк Дасслер (ныне покойный), внук Рудольфа Дасслера, в детстве вообще не общался с семьей своего двоюродного дедушки Адольфа.
«Они остались врагами на всю оставшуюся жизнь, - рассказывал он про взаимоотношения родственников в интервью немецким СМИ. – Это, конечно, печально, но пошло на пользу бизнесу, поскольку побудило обе компании к инновациям».
Война Дасслеров, по словам Фрэнка, принесла пользу и многим горожанам. Он вспоминал, как разнорабочие приходили ремонтировать что-то в дом его дедушки и иногда специально надевали обувь Adidas. Когда Рудольф видел это вопиющее безобразие, он просил их пойти в подвал и выбрать себе в подарок пару ботинок Puma.
Однако благодаря Фрэнку война в духе
Монтекки и Капулетти, похоже, подошла к концу.
Начиная с 2004 года
Фрэнк Дасслер работал не в новой штаб-квартире
Puma из стекла и стали на берегу реки, а в офисе
Adidas на севере, на месте бывших казарм американской армии. Туда он устроился главным юрисконсультом
Adidas Group, где и трудился вплоть до пенсии – до 2018 года.
«Моя мачеха и мой сводный брат были не очень довольны этим, они сочли это предательством по отношению к моему дедушке», - рассказывал он.
Нарушение Фрэнком табу вызвало удивление у многих горожан, а местные газеты даже несколько раз писали о «предателе» нелестные статьи. Но на злопыхателей мужчина не обращал внимания, считая, что топор войны уже давно следовало зарыть.
«Это соперничество было много лет назад, теперь это история», - всегда подчеркивал Фрэнк.
Нет острого противостояния сейчас и среди горожан, особенно среди молодого поколения. На улицах
Херцогенаураха можно увидеть девушек в кроссовках Puma, но при этом с сумкой Adidas. Конечно, остается немало приверженцев и только одной марки, но это скорее дело вкуса, нежели отголоски той самой знаменитой «обувной войны».
Мария Седнева
В иллюстрации использовано изображение автора emka angelina (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/