БРАЗИЛИЯ СТРЕМИТСЯ ВОЗГЛАВИТЬ ДВИЖЕНИЕ К ЗЕЛЁНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ, НО ХВАТИТ ЛИ ЕЙ СРЕДСТВ НА ДЕКАРБОНИЗАЦИЮ?
Посетители порта Асу сразу могут и не понять, что находятся на промышленном объекте. Здесь нет ни огромных складов, ни бесконечных рядов контейнеров, которые бы загораживали величественный вид на Атлантический океан. Вдоль береговой линии вновь протянулись восстановленные человеком рестинги — особый тип местного прибрежного широколиственного леса, встречающегося вдоль атлантического побережья Бразилии (лес в рестингах уникален тем, что в нём растут устойчивые к соли и ветру деревья, кустарники и травы, приспособленные к песчаным почвам и морскому воздуху. - прим. ред.), и дом для головастых черепах. Лишь гигантские корабли, маячащие на горизонте, напоминают о том, что порт всё же имеет и другую, индустриальную, историю.
Порт
Асу расположен в 320 километрах к северо-востоку от
Рио-
де-
Жанейро. Он является крупнейшим в мире вспомогательным комплексом для морской добычи нефти. Порт был основан десять лет назад эксцентричным бразильским миллиардером
Эйком Батистой и его холдингом
EBX Group для удовлетворения растущего спроса
Китая на сырьевые товары и сегодня входит в число крупнейших частных портов мира. Через его терминалы проходит более 30 % бразильского экспорта сырой нефти и 7 % экспорта железной руды, что подтверждает его стратегическое значение для мировой экономики.
Однако в последнее время внимание руководства порта
Асу постепенно переключается на другие сферы. За последние три года порт заключил контракты на сумму около 5 млрд долларов на аренду земли для заводов, производящих ветряные турбины, аммиак, экологичное авиационное топливо (SAF) и чистое металлическое железо — ключевой компонент низкоуглеродистой стали. Инвестиции в зелёную инфраструктуру порта уже превысили вложения в проекты, связанные с ископаемым топливом.
НА ПУТИ К ЧИСТОТЕ
Порт — это отражение экономических амбиций
Бразилии в миниатюре. Эта страна долгое время оставалась крупным экспортером зерна и сырья. Теперь же
Бразилия стремится использовать свои богатые ресурсы возобновляемой энергии для привлечения компаний, ориентированных на сокращение углеродного следа, а также для производства и экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью. Этот амбициозный план выглядит перспективным. Снижение выбросов углекислого газа в наиболее энергоемких отраслях — таких как авиация, судоходство, производство цемента, стали и химикатов — требует огромного количества дешевой и экологически чистой энергии, а также значительных объемов биомассы.
Лишь немногие страны могут похвастаться таким количеством того и другого. Более 85 % энергии в стране вырабатывается без использования ископаемого топлива, что почти в три раза превышает среднемировой показатель. Основную долю в энергобалансе Бразилии занимает гидроэнергетика, однако стремительно развиваются ветровая и, особенно, солнечная энергетика. По прогнозам, к 2040 году затраты на производство солнечной энергии снизятся на 46 %, а ветровой — на 27 %.
Это делает
Бразилию одним из самых доступных мест в мире для производства зелёного водорода, получаемого с помощью возобновляемых источников энергии, разделяющих воду на водород и кислород. По словам
Фелипе Диниза из консалтинговой компании
Mirow в
Рио-де-Жанейро, сегодня производство такого водорода в Бразилии обходится примерно в 4,50 доллара за килограмм. При этом он предполагает, что его стоимость может снизиться до 1,70 доллара за килограмм в течение следующего десятилетия, так как станут дешевле ветровая и солнечная энергия. Это поставит
Бразилию в один ряд с такими странами, как
Саудовская Аравия, государства
Северной Африки и
Чили, где себестоимость производства экологически чистого водорода также является одной из самых низких в мире.
Использование водорода — один из основных способов снижения углеродного следа в наиболее энергоемких отраслях промышленности. Например, при производстве стали сейчас в доменных печах сжигают коксующийся уголь, который не только нагревает печь, но и участвует в химической реакции, превращая оксид железа в чистое железо. Однако при этом выделяется огромное количество углекислого газа. Этого можно избежать, сжигая водород вместо угля.
Бразилия — второй по величине в мире производитель железной руды, которую она экспортирует в такие страны, как
Китай,
Япония и
Южная Корея. Но при этом есть намерение перерабатывать больше руды в пределах страны. Ожидается, что крупнейший в мире производитель железной руды, компания
Vale, запустит новый завод в порту
Асу к 2028 году, что станет значимым шагом в развитии низкоуглеродной металлургии.
Бразилия, возможно, начнет экспортировать и сталь уже в ближайшие годы. По оценкам консалтинговой компании
McKinsey, к 2030 году производство чистого железа в стране обойдётся в 465 долларов за тонну, тогда как в
Евросоюзе этот процесс будет стоить 560 долларов за тонну.
Консалтинговая компания в области энергетики из
Сан-
Франциско Global Efficiency Intelligence (GEI) также отмечает, что из-за более низкой стоимости зелёного водорода производить экологически чистую сталь в Бразилии будет выгоднее, чем в
Китае,
Японии,
США,
Южной Корее,
Австралии или
ЕС.
Бразилия также планирует внедрять экологически чистое авиационное топливо (SAF). Каждый год в лесном и сельскохозяйственном секторах страны образуется 2 млрд тонн органических отходов, которые могут стать ценным сырьём для его производства. Тем более что
Европейский Союз и
Международная организация гражданской авиации (ICAO) - орган, устанавливающий глобальные стандарты, активно поощряют авиакомпании к использованию
SAF. С 2025 года в топливной смеси всех рейсов, вылетающих из стран
ЕС (а это примерно треть мирового авиатрафика) должно содержаться не менее 2 % SAF. К 2035 году этот показатель планируется довести до 20 %, а к 2050 году — до 70 %.
По оценкам Тьяго Синзато из норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, к 2050 году мировой спрос на экологичное авиационное топливо (SAF) может достигнуть 5 млн баррелей в день, и Бразилия способна обеспечить до 1,3 млн баррелей этого объёма.
«Бразилии будет легко стать крупнейшим в мире производителем SAF», — считает
Синзато. Начиная с 2022 года бразильские компании вложили в развитие биотоплива, включая
SAF, более 4 млрд долларов.
ПРОБЛЕМЫ С ДЕНЬГАМИ
Хотя техническая база для зелёного промышленного роста в
Бразилии выглядит надёжной, экономические трудности страны создают серьёзные преграды. Дорогие кредиты ограничивают крупные инвестиции в капиталоёмкие проекты. А еще в прошлом году бразильский реал стал самой слабой валютой в мире, потеряв более 20 % своей стоимости по отношению к доллару.
Падение было вызвано паникой из-за планов по расходам, которые обнародовал
Луис Инасиу Лула да Силва, придерживающийся левых взглядов. Эксперты рынка считают, что он несерьёзно относится к балансированию бюджета, даже несмотря на то, что дефицит госказны
Бразилии достигает 10 % от ВВП, а государственный долг приближается к 90 % от ВВП. Обнародованная в прошлом году программа промышленной политики, предусматривающая выделение миллиардов на различные инициативы, лишь укрепила эти опасения. В то время как большинство центральных банков мира снижают процентные ставки,
Бразилия пошла против тренда: 28 января ключевая ставка была повышена до 13,25 %, что является одной из самых высоких в мире.
В 2025 году ситуация может и не улучшиться. Политика
Дональда Трампа, президента
США, направленная на ужесточение иммиграционного контроля и введение новых таможенных пошлин, вероятно, приведет к дальнейшему укреплению доллара. А значит курс реала будет снижаться, и инвесторы уйдут в другие страны.
Бразилия надеется сыграть важную роль в декарбонизации мира, но если она не сможет убедить инвесторов хранить деньги в стране, все ожидания пойдут прахом.
The Economist
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney