От нефти к ветру

БРАЗИЛИЯ СТРЕМИТСЯ ВОЗГЛАВИТЬ ДВИЖЕНИЕ К ЗЕЛЁНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ, НО ХВАТИТ ЛИ ЕЙ СРЕДСТВ НА ДЕКАРБОНИЗАЦИЮ?

Посетители порта Асу сразу могут и не понять, что находятся на промышленном объекте. Здесь нет ни огромных складов, ни бесконечных рядов контейнеров, которые бы загораживали величественный вид на Атлантический океан. Вдоль береговой линии вновь протянулись восстановленные человеком рестинги — особый тип местного прибрежного широколиственного леса, встречающегося вдоль атлантического побережья Бразилии (лес в рестингах уникален тем, что в нём растут устойчивые к соли и ветру деревья, кустарники и травы, приспособленные к песчаным почвам и морскому воздуху. - прим. ред.), и дом для головастых черепах. Лишь гигантские корабли, маячащие на горизонте, напоминают о том, что порт всё же имеет и другую, индустриальную, историю.

Порт Асу расположен в 320 километрах к северо-востоку от Рио-де-Жанейро. Он является крупнейшим в мире вспомогательным комплексом для морской добычи нефти. Порт был основан десять лет назад эксцентричным бразильским миллиардером Эйком Батистой и его холдингом EBX Group для удовлетворения растущего спроса Китая на сырьевые товары и сегодня входит в число крупнейших частных портов мира. Через его терминалы проходит более 30 % бразильского экспорта сырой нефти и 7 % экспорта железной руды, что подтверждает его стратегическое значение для мировой экономики.

"Зеленая" политика Бразилии

Однако в последнее время внимание руководства порта Асу постепенно переключается на другие сферы. За последние три года порт заключил контракты на сумму около 5 млрд долларов на аренду земли для заводов, производящих ветряные турбины, аммиак, экологичное авиационное топливо (SAF) и чистое металлическое железо — ключевой компонент низкоуглеродистой стали. Инвестиции в зелёную инфраструктуру порта уже превысили вложения в проекты, связанные с ископаемым топливом.


НА ПУТИ К ЧИСТОТЕ


Порт — это отражение экономических амбиций Бразилии в миниатюре. Эта страна долгое время оставалась крупным экспортером зерна и сырья. Теперь же Бразилия стремится использовать свои богатые ресурсы возобновляемой энергии для привлечения компаний, ориентированных на сокращение углеродного следа, а также для производства и экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью. Этот амбициозный план выглядит перспективным. Снижение выбросов углекислого газа в наиболее энергоемких отраслях — таких как авиация, судоходство, производство цемента, стали и химикатов — требует огромного количества дешевой и экологически чистой энергии, а также значительных объемов биомассы.

Лишь немногие страны могут похвастаться таким количеством того и другого. Более 85 % энергии в стране вырабатывается без использования ископаемого топлива, что почти в три раза превышает среднемировой показатель. Основную долю в энергобалансе Бразилии занимает гидроэнергетика, однако стремительно развиваются ветровая и, особенно, солнечная энергетика. По прогнозам, к 2040 году затраты на производство солнечной энергии снизятся на 46 %, а ветровой — на 27 %.


Это делает Бразилию одним из самых доступных мест в мире для производства зелёного водорода, получаемого с помощью возобновляемых источников энергии, разделяющих воду на водород и кислород. По словам Фелипе Диниза из консалтинговой компании Mirow в Рио-де-Жанейро, сегодня производство такого водорода в Бразилии обходится примерно в 4,50 доллара за килограмм. При этом он предполагает, что его стоимость может снизиться до 1,70 доллара за килограмм в течение следующего десятилетия, так как станут дешевле ветровая и солнечная энергия. Это поставит Бразилию в один ряд с такими странами, как Саудовская Аравия, государства Северной Африки и Чили, где себестоимость производства экологически чистого водорода также является одной из самых низких в мире.

Использование водорода — один из основных способов снижения углеродного следа в наиболее энергоемких отраслях промышленности. Например, при производстве стали сейчас в доменных печах сжигают коксующийся уголь, который не только нагревает печь, но и участвует в химической реакции, превращая оксид железа в чистое железо. Однако при этом выделяется огромное количество углекислого газа. Этого можно избежать, сжигая водород вместо угля.

Бразилия — второй по величине в мире производитель железной руды, которую она экспортирует в такие страны, как Китай, Япония и Южная Корея. Но при этом есть намерение перерабатывать больше руды в пределах страны. Ожидается, что крупнейший в мире производитель железной руды, компания Vale, запустит новый завод в порту Асу к 2028 году, что станет значимым шагом в развитии низкоуглеродной металлургии.
Бразилия, возможно, начнет экспортировать и сталь уже в ближайшие годы. По оценкам консалтинговой компании McKinsey, к 2030 году производство чистого железа в стране обойдётся в 465 долларов за тонну, тогда как в Евросоюзе этот процесс будет стоить 560 долларов за тонну.

Консалтинговая компания в области энергетики из Сан-Франциско Global Efficiency Intelligence (GEI) также отмечает, что из-за более низкой стоимости зелёного водорода производить экологически чистую сталь в Бразилии будет выгоднее, чем в Китае, Японии, США, Южной Корее, Австралии или ЕС.

Бразилия также планирует внедрять экологически чистое авиационное топливо (SAF). Каждый год в лесном и сельскохозяйственном секторах страны образуется 2 млрд тонн органических отходов, которые могут стать ценным сырьём для его производства. Тем более что Европейский Союз и Международная организация гражданской авиации (ICAO) - орган, устанавливающий глобальные стандарты, активно поощряют авиакомпании к использованию SAF. С 2025 года в топливной смеси всех рейсов, вылетающих из стран ЕС (а это примерно треть мирового авиатрафика) должно содержаться не менее 2 % SAF. К 2035 году этот показатель планируется довести до 20 %, а к 2050 году — до 70 %.

По оценкам Тьяго Синзато из норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, к 2050 году мировой спрос на экологичное авиационное топливо (SAF) может достигнуть 5 млн баррелей в день, и Бразилия способна обеспечить до 1,3 млн баррелей этого объёма.


«Бразилии будет легко стать крупнейшим в мире производителем SAF», — считает Синзато. Начиная с 2022 года бразильские компании вложили в развитие биотоплива, включая SAF, более 4 млрд долларов.


ПРОБЛЕМЫ С ДЕНЬГАМИ


Хотя техническая база для зелёного промышленного роста в Бразилии выглядит надёжной, экономические трудности страны создают серьёзные преграды. Дорогие кредиты ограничивают крупные инвестиции в капиталоёмкие проекты. А еще в прошлом году бразильский реал стал самой слабой валютой в мире, потеряв более 20 % своей стоимости по отношению к доллару.

Падение было вызвано паникой из-за планов по расходам, которые обнародовал Луис Инасиу Лула да Силва, придерживающийся левых взглядов. Эксперты рынка считают, что он несерьёзно относится к балансированию бюджета, даже несмотря на то, что дефицит госказны Бразилии достигает 10 % от ВВП, а государственный долг приближается к 90 % от ВВП. Обнародованная в прошлом году программа промышленной политики, предусматривающая выделение миллиардов на различные инициативы, лишь укрепила эти опасения. В то время как большинство центральных банков мира снижают процентные ставки, Бразилия пошла против тренда: 28 января ключевая ставка была повышена до 13,25 %, что является одной из самых высоких в мире.

В 2025 году ситуация может и не улучшиться. Политика Дональда Трампа, президента США, направленная на ужесточение иммиграционного контроля и введение новых таможенных пошлин, вероятно, приведет к дальнейшему укреплению доллара. А значит курс реала будет снижаться, и инвесторы уйдут в другие страны. Бразилия надеется сыграть важную роль в декарбонизации мира, но если она не сможет убедить инвесторов хранить деньги в стране, все ожидания пойдут прахом.
The Economist
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
25.02.2025
Важное

Правительство Португалии стремится снизить зависимость от туризма и привлекает в страну крупные IT-компании.

07.11.2025 17:00:00

Новая Зеландия перезапускает свою внешнюю политику, делая ставку на безопасность и процветание через торговлю с АСЕАН.

07.11.2025 14:00:00
Другие Статьи

Анатомия звука Трента Резнора или почему Nine Inch Nails одинаково полюбились массам и эстетам.

От строительства школ и мечетей до военных баз и ЧВК – как Турция тихо, но уверенно наращивает своё влияние в Африке, отодвигая других мировых игроков.

Выборы в Нью-Йорке завершились триумфом политика-новичка. Иммигрант, мусульманин и социалист – новый мэр города олицетворяет три «табу» американской политики и знаменует раскол в Демпартии.

Впервые за 500 лет существования Церкви Англии её духовным лидером стала женщина – епископ Лондона Сара Маллали, что вызвало раскол в глобальном англиканском сообществе.