Особенный мистер Рипли

СЕРИАЛ «РИПЛИ» СТИВЕНА ЗАИЛЛЯНА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ИЗ ДРУГИХ ЭКРАНИЗАЦИЙ РОМАНОВ ПАТРИЦИИ ХАЙСМИТ

Стивен Заиллян — один из лучших сценаристов Голливуда. Его работы считают культовыми. В этом году он получил премию «Эмми» за режиссуру сериала «Рипли». Чем примечателен мини-сериал? Как Стивен Заиллян обращался с первоисточником? В этом материале мы сравниваем все экранизации по риплиаде и объясняем особенности киноязыка Заилляна.

Американская писательница Патриция Хайсмит известна своими нуарными детективами, которые экранизировали многие именитые режиссёры Голливуда, начиная с Альфреда Хичкока. Произведения Хайсмит до сих пор являются одними из самых востребованных в киноиндустрии. В сентябре 2024 года адаптация её романа «Талантливый мистер Рипли» армяно-американским режиссёром и сценаристом Стивеном Заилляном для Netflix получила премию «Эмми». Чтобы понять примечательность работы Заилляна, нужно погрузиться в контекст и рассмотреть другие экранизации, так как его версия не повторяет ничего из того, что мы находим в фильмах Вима Вендерса или Энтони Мингелла.

hbgkb_1200-2.jpg

Кто такой Томас Рипли?

Томас Феликс Рипли — центральный персонаж цикла романов Патриции Хайсмит. Писательница посвятила ему пять произведений:

  • 1955: «Талантливый мистер Рипли»;

  • 1970: «Мистер Рипли под землёй»;

  • 1974: «Игра Рипли»;

  • 1980: «Тот, кто следовал за мистером Рипли»;

  • 1991: «Мистер Рипли под водой».

Она характеризовала своего персонажа следующим образом: «Обходительный, располагающий, аморальный и втирающийся в доверие серийный убийца с пристрастиями к искусству, который ратует за восстановление справедливости». Рипли никак не выделяется в произведениях внешне, но его взгляд на мир и сложный образ сразу захватывают читателей и привлекает режиссёров.

Этот герой руководствуется собственными этическими соображениями, но испытывает отвращение к совершённым убийствам. Каждое действие Томас Рипли обосновывает «необходимостью» перед страхом быть раскрытым полицией.

Писатель Грей Гоури считает, что созданный Хайсмит образ многограннее обычного психопата: «Он не аморален (хотя именно так его описывает жена Элоиза), так как знает, что делает ужасные вещи и обращает своё внимание на это качество в других людях. Но он лишь иногда чувствует лёгкий укол совести. Он не психопат, так как способен прочувствовать жизнь и эмоции других людей».

Экранизации

«Его версии безупречны, потому что каждый придуманный ход событий он проигрывал в своём воображении с такой максимальной точностью, что сам начинал верить в его реальность…»

— Из романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли», 1955

Первая экранизация появилась спустя пять лет после выхода книги. За роман взялся режиссёр Рене Клеман. Картина «На ярком солнце» (1960) ― отражение своего времени, поэтому довольно сильно отходит от замысла Патриции. Рипли Алена Делона ― ослепительный преступник, а не неприметный внешне аморальный убийца, описанный писательницей. Эта серость образа важна в первоисточнике, так как Хайсмит не стремилась создать привлекательного для читателя персонажа. Увлекать должен не безупречный вид, а сложный внутренний мир и необъяснимый этический кодекс Рипли.


Бернар Веоле пишет:

«На ярком солнце» — это в первую очередь фильм о страсти, которой персонажи отдаются без остатка. Алену нравился образ преступника, наделённого дьявольской красотой, которого судьба настигнет в последнем кадре картины. Он нашёл тему, которая близка ему. Социальный конфликт, столкновение богатства с нищетой. Униженность героя все время присутствует в подтексте, именно она определяет поступки Рипли, после того как папаша Гринлиф делает ему предложение».

Рене Клеман упростил интригу произведения: в финале неуловимого Томаса Рипли поймали. Такое завершение киноленты не устраивало писательницу, потому что реализация страха её героя не должна быть воплощена.

После Рене Клемана к истории Рипли подошёл Вим Вендерс. Патриция Хайсмит дала режиссёру рукопись третьего произведения из цикла о Томе Рипли «Игры Рипли». Киноязык Вендерса метафоричен. Экранизация произведения сплетается с размышлениями о жанре триллера и городскими пейзажами. Рипли сыграл Деннис Хоппер, сделав образ злодея многогранным и меланхоличным. Если сравнивать адаптации, то можно заметить, как они обращаются к абсолютно разным визуальным приёмам. Вим Вендерс создал экзистенциальный нуар, наполненный острым ощущением одиночества.

Конечно, многие зрители помнят работу Энтони Мингелла, снятую в 1999 году. «Талантливый мистер Рипли» с Мэттом Дэймоном в главной роли стал самым кассовым из всей риплиады, а также наиболее приближенным к тем смыслам, которые были заложены Патрицией Хайсмит. Фильм был номинирован на пять премий «Оскар». Долгое время эта версия воспринималась отдельным произведением, а не экранизацией.

Другие фильмы, которые затрагивают историю Тома Рипли, вышли в начале нулевых. Это «Игра Рипли» (2002) режиссёра Лилианы Кавани и «Возвращение мистера Рипли» (2005) Роджера Споттисвуда. Обе картины не смогли обойти экранизацию 1999 года, хотя некоторые критики хвалили созданные версии, но намного чаще их критиковали за поверхностный сюжет.

Долгое время никто из режиссёров не обращался к риплиаде Патриции Хайсмит. Всё изменилось, когда за работу взялся известный сценарист и режиссёр Стивен Заиллян. Его Рипли снят серийно, что позволило наиболее детально раскрыть многогранный образ аморального персонажа.

Формат мини-сериала — возможность воплотить историю в нужном темпе, раскрывая многогранность Рипли. Спокойное повестование позволило наиболее полно отразить внутренний мир героя, которого сыграл Эдрю Скотт:

«Ты наслаждаешься происходящим и погружаешься в детали повествования. Для меня это было очень важно. Есть пара эпизодов, в которых практически нет диалогов. Это было то, что я действительно хотел сделать, не только с точки зрения нарратива, чтобы перенести события в реальное время и проникнуть в сознание персонажа, но и с визуальной точки зрения».

Стивен Заиллян в работе обращался не к экранизациям риплиады. Для сценариста было важно, чтобы его версия не перекликалась с фильмами о Рипли, снятыми другими режиссёрами. В интервью Заиллян часто упоминал, что замысел Патриции Хайсмит лучше всего раскрывается через серийный формат. Это способствует постепенному знакомству зрителя со сложным героем.

«Я прочитал книгу ещё до выхода фильма 1999 года. Книги Хайсмит настолько неподвластны времени, что их можно интерпретировать снова и снова. С точки зрения сюжета, моя версия больше соответствует книге; а с точки зрения персонажа, это полностью авторская интерпретация. Когда вы пытаетесь сжать что-то до двух часов, вам приходится делать выбор, которого не было в книге. Это то, чем я занимаюсь всю свою карьеру: беру материал, сокращаю, придаю форму и стараюсь уложить в два часа. Для “Рипли” был выбран другой подход, поэтому он похож на роман. Сценарий был объёмом около 500 страниц. Я не пытался разбить написанное на эпизоды, но это произошло в процессе переложения».


Елена Арутюнян, Армянский музей Москвы и культуры наций
Иллюстрация: использованы изображения heru warsonoPaulae и gettyimages.fr
11.10.2024
Важное

Фермеры Ганы перестали продавать какао-бобы международным поставщикам, ожидая повышения закупочной цены.

05.11.2024 19:00:00

Бразильская компания Embraer намерена вложить средства в развитие аэрокосмического сектора Марокко.

05.11.2024 13:00:00

Электрический робот Atlas от Boston Dynamics смог переложить автозапчасти из одного контейнера в другой без заранее заданной программы.

05.11.2024 09:00:00
Другие Статьи

Увеличение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в США не всегда приводит к повышению производительности.

Бразильские фермеры убивают деревья химикатами, чтобы расчистить охраняемые леса под пастбища.

Нарастающий объем пластмасс на планете все больше угрожает окружающей среде и движется к критической точке.

Транскультурность должна прийти на смену мультикультурности, так как она более инклюзивна и учитывает многообразие культур.