ПОЧЕМУ ООН ПЕРЕЖИВАЕТ СЛОЖНЫЕ ВРЕМЕНА И КАК ОНА ПЫТАЕТСЯ СОХРАНИТЬ СВОЮ РОЛЬ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ
Ровно 80 лет назад появилась на свет Организация Объединённых Наций. 24 октября 1945 года Устав ООН ратифицировали большинство стран-участниц, том числе пять постоянных членов Совета Безопасности, и организация официально начала свою работу.
Организация была создана после
Второй мировой войны бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции с главной целью — спасти новые поколения от ужасов войны.
ООН по праву считалась стала самым амбициозным проектом в истории международной дипломатии. Однако спустя восемь десятилетий её способность мирить народы снова ставится под сомнение в мире, который расколот не менее чем в эпоху
холодной войны.
ПЕЧАЛЬНАЯ УЧАСТЬ ЛИГИ НАЦИЙ
Говоря об истории
ООН, нельзя не упомянуть её печально известную предшественницу -
Лигу Наций. Ужасы
Первой мировой войны заставили человечество всерьез задуматься о создании такой международной организации, которая смогла бы предотвратить новую глобальную мясорубку в будущем.
Так и появилась Лига Наций - международная организация, целью которой было обеспечение мира и международной безопасности, предотвращение войн и урегулирование споров между странами мирным путём.
Авторитет
Лиги был подорван на самом старте. По иронии судьбы, её главный архитектор и амбассадор - американский президент
Вудро Вильсон, сумевший убедить в необходимости такой организации всю Европу, напоролся на сопротивление у себя дома. Американский конгресс посчитал, что активное вмешательство в международные дела будет лишь во вред штатам. В итоге самое влиятельное государство мира, каковым
США тогда несомненно являлись, так и не вступило в
Лигу. А для самого
Вильсона этот исход обернулся личной трагедией. Он отчаянно пытался убедить сограждан, что отказ
Америки участвовать в
Лиге Наций рано или поздно подтолкнёт мир к новой войне — и, как показала история, оказался прав. Изнурённого политической борьбой
Вильсона сразил инсульт, политик оказался прикован к инвалидной коляске и вскоре умер, так и не дождавшись, когда мир дорастет до его идей.
Тем не менее в 1920 году
Лига Наций всё же худо-бедно заработала, пусть и без американской опоры. При ней действовали международные комиссии и комитеты, занимавшиеся разоружением, здравоохранением и гуманитарными вопросами. Благодаря их работе удалось вернуть домой сотни тысяч военнопленных и беженцев, ликвидировать рабство в ряде африканских стран и наладить научный обмен между государствами.
Однако главную свою задачу — предотвращение нового глобального конфликта —
Лига Наций так и не смогла решить. Так, в 1931 году
Япония вторглась в пределы
Китая и создала на его территории подконтрольное марионеточное государство
Манчьжоу-го. Согласно статье 10 устава
Лиги, все остальные члены должны были защитить
Китай от агрессии, но ровным счётом ничего сделано не было. Плевок в лицо
Лиге со стороны
Японии остался без ответа. Подобная реакция последовала и на вторжение
Муссолини в
Эфиопию в 1936-м. Агрессивная политика нацистской
Германии также не встретила особого сопротивления со стороны
Лиги, а бравурные марши вермахта по
Европе уже окончательно втоптали в грязь крохи надежды на мирное небо. В 1939 году разгорелась
Вторая мировая война, ещё более смертоносная, чем первая.
КАК РОЖДАЛАСЬ ООН
ООН рождалась в самый разгар
Второй мировой. Общий враг в лице нацистской
Германии вынудил некогда непримиримых идеологических противников —
СССР, США и Великобританию — встать плечом к плечу. Именно тогда впервые возникла идея создать после войны новую международную организацию, которая сумеет гарантировать прочный мир.
Уже в январе 1942 года представители 26 государств, воевавших против стран
Оси, подписали
Декларацию Объединённых Наций — документ, в котором впервые официально прозвучал сам термин
«Объединённые Нации», предложенный президентом
США Франклином Рузвельтом.
В последующие годы лидеры
«Большой тройки» —
Сталин, Рузвельт и Черчилль согласовали основные принципы работы будущей организации на конференциях в
Москве, Тегеране, Думбартон-Оксе и Ялте. Завершающим аккордом в этом процессе стала
Сан-Францисская конференция, проходившая весной–летом 1945 года. На ней 850 делегатов из 50 стран окончательно утвердили
Устав Организации Объединённых Наций — документ, положивший начало новому этапу мировой дипломатии.
КАК СОЗДАВАЛИ СТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ
Видение того, как должен выглядеть Устав
ООН, сложилось не сразу. На конференциях, в частности, активно обсуждалась сложная тема: как совместить принцип суверенного равенства всех государств с реальностью, в которой некоторые из них несравненно могущественнее других. Иными словами, может ли крошечный
Люксембург иметь такой же вес, как
США или
СССР?
Чтобы решить дилемму, в Уставе закрепили двухуровневую структуру ООН — одно из ключевых отличий от Лиги Наций, где все страны имели равный голос, и это часто превращало её заседания в бесконечные и бесплодные дебаты.
Так появилась
Генеральная Ассамблея — главный совещательный орган, где каждое государство-член имеет один голос, независимо от размеров и влияния.
Ассамблея обсуждает самый широкий спектр международных вопросов — от мира и безопасности до прав человека и гуманитарной помощи. Она утверждает бюджет организации, принимает резолюции и рекомендации, формирует состав различных органов
ООН.
Для самых острых вопросов, связанных с международной безопасностью, был создан
Совет Безопасности, решения которого имеют обязательную силу для всех членов
ООН. Совбез может вводить экономические и дипломатические санкции, разрешать применение военной силы для восстановления мира, направлять миротворческие контингенты, учреждать международные суды и трибуналы, а также принимать резолюции, которые имеют силу международного закона.
В его состав вошли пять постоянных членов —
США,
СССР (ныне
Россия),
Великобритания,
Франция и
Китай. Каждый из них получил право вето — возможность заблокировать любое решение
Совета, даже если остальные поддерживают его единогласно. Это право стало одновременно и гарантией стабильности, и ахиллесовой пятой организации: оно предотвращало прямое столкновение великих держав, но нередко парализовало работу
Совбеза.
Кроме
Генеральной Ассамблеи и
Совета Безопасности, Уставом были учреждены ещё четыре основных органа.
Секретариат во главе с Генеральным секретарём отвечает за повседневную работу организации.
Международный суд в Гааге рассматривает межгосударственные споры.
Экономический и
Социальный совет координирует сотрудничество в области экономики, культуры и гуманитарной помощи. Наконец, был создан
Совет по Опеке, следивший за управлением подопечными территориями. Он завершил свою миссию в 1994 году, когда все они обрели самостоятельность.
24 октября 1945 года Советский Союз стал двадцать девятым государством, ратифицировавшим Устав ООН и обеспечившим тем самым вступление документа в силу. С этого дня организация официально начала свою работу. С тех пор этот день ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наций.
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ВЕТО
Глобальная организация, «призванная стоять на защите мира и безопасности», с самого начала столкнулась с суровой реальностью
холодной войны. Победа над фашизмом быстро сменилась новым противостоянием: уже к концу 1940-х мир разбился на два лагеря и между вчерашними союзниками опустился прочный железный занавес.
ООН вскоре превратилась в клуб взаимных блокировок, где постоянные члены
Совета Безопасности использовали право вето, чтобы парализовать любые решения, невыгодные им самим. Особенно активно этим инструментом пользовался
Советский Союз: только за первые десять лет существования организации
Москва наложила более сотни вето, блокируя западные инициативы. Позже, уже в 1970-е,
США начали «догонять» своего соперника, всё чаще применяя вето, чтобы защитить собственные интересы.
Организация могла эффективно действовать только там, где интересы сверхдержав не пересекались. Но таких мест было немного. Потому планету сотрясали войны, в которых
США и
СССР воевали чужими руками:
Корейская война,
Вьетнам, многочисленные конфликты в
Африке и на
Ближнем Востоке. А самый опасный эпизод
холодной войны —
Карибский кризис 1962 года, когда мир буквально висел на волоске от ядерного уничтожения, — решался вовсе не за трибуной
ООН, а через прямые переговоры между
Кремлём и
Белым домом по закрытым каналам связи.
И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ
Пусть
ООН периодически и буксовала на политическом поле, на гуманитарном фронте она работала активно.
Так,
ЮНИСЕФ помогал миллионам детей, организуя вакцинацию, лечение и питание в послевоенной
Европе и развивающихся странах.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сосредоточилась на борьбе с инфекционными заболеваниями (малярией, полиомиелитом, холерой) и на создании международных стандартов здравоохранения.
Всемирная продовольственная программа (ВПП) обеспечивала продовольственную помощь странам, переживающим войны и природные катаклизмы.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев помогало миллионам людей, вынужденным покинуть свои дома, предоставляя им убежище, медицинскую и юридическую поддержку. ЮНЕСКО занималась восстановлением разрушенных школ, библиотек и памятников культуры, укрепляло связи мирового научного сообщества.
В годы
холодной войны родилось и одно из самых узнаваемых направлений деятельности
ООН — миротворчество. В 1948 году была создана первая миротворческая миссия
ООН. Тогда она была призвана контролировать соблюдение перемирия между
Израилем и арабскими государствами во время первой арабо-израильской войны. Она состояла из военных наблюдателей, не имевших оружия, и послужила образцом будущих операций по поддержанию мира. А уже в 1956 году родились и
вооружённые силы ООН. Их задачей стало наблюдение за отводом войск
Франции,
Великобритании и
Израиля из зоны
Суэцкого канала в
Египте. Именно тогда впервые появились знаменитые голубые береты и каски, ставшие символом ооновских миротворцев.
С тех пор под эгидой
ООН было проведено более семидесяти операций по поддержанию мира, в которых участвовали свыше миллиона военных, полицейских и гражданских специалистов. Их миссии не всегда были успешными, но именно миротворцы нередко останавливали войны.
Да,
ООН не смогла обеспечить мир на планете, но в годы
холодной войны она всё же сыграла свою роль. Во многом именно
Организация Объединённых Наций оставалась единственной площадкой, где продолжался диалог, когда весь остальной мир был разделён железным занавесом.
«Трибуна ООН — а более высокой трибуны в мире пока нет — давала государствам возможность излагать свою точку зрения на события международной жизни и тем самым ослаблять напряжённость в их отношениях. Это позволяло общественному мнению в различных странах сопоставлять позиции основных противоборствующих сторон... Так было во время войны во Вьетнаме, так было во время войны в Афганистане... И наконец, были международные конфликты, пусть не самые острые, которые удавалось решать непосредственно в ООН».
Олег Трояновский, постоянный представитель СССР при ООН в 1976–1986 годах
КРАТКИЙ РЕНЕССАНС ООН И ЧЕМ ВСЁ ЭТО КОНЧИЛОСЬ
Завершение
холодной войны стало глотком свежего воздуха для
ООН. Впервые за многие десятилетия великие державы перестали блокировать друг друга, и организация обрела второе дыхание. В начале девяностых
ООН переживала настоящий расцвет: миротворческие миссии отправлялись по всему миру, принимались решительные резолюции, укреплялись механизмы международного права.
В 1990 году, когда
Ирак вторгся в
Кувейт, все пять постоянных членов
Совета Безопасности впервые за долгое время проголосовали единодушно, осудив агрессию и одобрив санкции против
Багдада. Под флагом
ООН была проведена операция «Буря в пустыне» — первый случай, когда мировое сообщество выступило единым фронтом после десятилетий взаимных вето.
Но идиллия длилась недолго. Нередко миротворцам
ООН поручались задачи, на которые у них не было ни ресурсов, ни политической поддержки. Так, в
Руанде в 1994 году организация допустила один из самых страшных геноцидов в новейшей истории. Несмотря на предупреждения о готовящейся резне,
Совбез не смог договориться о вмешательстве. За сто дней в стране были убиты около 800 тысяч человек, а миротворцы, связанные мандатом «невмешательства», стояли в стороне. Через год, в
Сребренице, на глазах у «голубых касок» были расстреляны восемь тысяч боснийских мусульман, что стало крупнейшим массовым убийством в
Европе со времён
Второй мировой войны.
Но самый болезненный удар по авторитету
ООН был нанесён, пожалуй, в 2003 году, когда
США и
Великобритания вторглись в
Ирак без оглядки на позицию
Совбеза.
Россия,
Франция и
Китай ясно дали понять: никакого мандата на применение силы не будет. Однако
Вашингтон и
Лондон всё равно пошли на вторжение, объясняя его поиском химического оружия — которого, как вскоре выяснилось, в
Ираке не было.
Для ООН это стало политическим и дипломатическим поражением. Надежды на новый миропорядок, в котором все государства строго соблюдают международные правила и не прибегают к односторонним действиям, были грубо растоптаны.
С этого момента начался затяжной кризис доверия. Если в начале 2000-х
ООН ещё оставалась весомым игроком на мировой арене, то к нашему десятилетию многие государства начали решать вопросы в обход организации. Последним по-настоящему результативным шагом
Совета Безопасности стала резолюция № 1973 от 2011 года, которая дала
НАТО мандат на военное вмешательство в
Ливии. Все последующие крупные кризисы - в
Сирии, Йемене, Мьянме, Судане, Газе — обсуждались либо при минимальном участии
ООН, либо и вовсе вне её рамок. Нынешняя ситуация почти не отличается от времён
холодной войны: великие державы снова блокируют решения друг друга, и
Совет Безопасности всё чаще оказывается заложником их противостояния.
ЗАЧЕМ НУЖНА РЕФОРМА СОВБЕЗА И ПОЧЕМУ О НЕЙ ТОЛЬКО ГОВОРЯТ, НО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ
Сегодня главная претензия к
Совету Безопасности — его оторванность от современных реалий. Пять постоянных членов отражают баланс сил послевоенного мира, но никак не соответствуют раскладу XXI века. Отсюда и кризис доверия: десятки стран, прежде всего из
Азии,
Африки и
Латинской Америки, не чувствуют себя представленными в этой системе.
Все согласны, что реформа действительно нужна. Но на этом единство заканчивается, и десятилетиями вопрос не двигается с мёртвой точки.
Так,
Индия, Бразилия, Германия и Япония (так называемая
«Группа четырёх») требуют расширить число постоянных членов
Совбеза, считая несправедливым, что только пять стран имеют право вето. Они добиваются, чтобы в
Совете появились представители
Глобального Юга —
Азии,
Африки и
Латинской Америки.
Россия и
Китай, пусть и поддерживают идею расширения
Совбеза, но категорически против предоставления новым странам права вето, которое, по их мнению, ещё больше может парализовать работу
Совета.
Среди стран Глобального Юга набирает популярность идея перераспределения полномочий Совета Безопасности в пользу Генеральной Ассамблеи. Однако воплотить подобные предложения в жизнь невозможно без согласия решающей «пятёрки» постоянных членов Совбеза, которая, естественно, не горит желанием отказываться от своих исключительных прав и привилегий.
БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И БЮДЖЕТНЫЙ КРИЗИС
Сегодня
ООН — это огромная, неповоротливая бюрократическая машина, где работают более тридцати агентств и программ, часто дублирующих функции друг друга. Эта машина регулярно глохнет при принятии важных решений — процесс, проходя через десятки инстанций, растягивается на месяцы и даже годы.
Весной 2025 года Генеральный секретарь ООН
Антониу Гутерриш предложил масштабную реформу под названием
ООН-80, направленную на борьбу с раздробленностью и бюрократией внутри организации. План предусматривает слияние ключевых подразделений, перераспределение ресурсов и оптимизацию штата, включая перевод части сотрудников из дорогих городов типа
Женевы и
Нью-Йорка в более доступные.
Не в последнюю очередь инициатива Гутерриша связана с финансовым кризисом, который переживает организация. Основной донор ООН, США, задолжали около 1,5 миллиарда долларов по регулярному бюджету и 1,2 миллиарда — по миротворческим операциям.
Под удар попадают ключевые гуманитарные организации
ООН. Из-за дефицита средств приостанавливаются программы вакцинации, лечения и поддержки уязвимых слоёв населения.
Например,
Всемирная продовольственная программа (ВПП) — крупнейшая гуманитарная структура
ООН, отвечающая за борьбу с голодом и чрезвычайное продовольственное снабжение, — в 2025 столкнулась с резким сокращением финансирования. Она, скорее всего, получит на 40 % меньше средств, чем в прошлом году — около 6,4 млрд долларов вместо 10 млрд. По
данным ВПП, почти 14 миллионов человек рискуют оказаться на грани голода уже к концу года.
И ВСЁ ЖЕ
Несмотря на все существующие трудности и проблемы,
ООН продолжает, пусть и не без скрипа, но работать. Особенно это чувствуется в гуманитарной сфере. Так, в настоящее время под флагом
ООН действуют 11 миротворческих миссий. Около 80 миллионов человек в десятках стран регулярно получают помощь через Всемирную продовольственную программу.
Продолжает свою работу
МАГАТЭ, контролируя нераспространение ядерного оружия и помогая странам развивать «мирный атом» — от медицины до энергетики.
Под эгидой
ООН продолжается и работа по борьбе с изменением климата.
Межправительственная группа по изменению климата (IPCC) ведёт мониторинг, координирует международные усилия по снижению выбросов, даже несмотря на непостоянную климатическую политику
Соединенных Штатов.
Да,
Совет Безопасности часто оказывается бессилен перед волей крупных мировых игроков и не способен предотвратить многие конфликты. Однако в нынешних геополитических реалиях сама возможность создания
ООН, чьи правила будут неукоснительно соблюдаться всеми, выглядит весьма сомнительной.
Тем не менее, пока существует
ООН, у мирового сообщества остается общая площадка для диалога, а это шанс разрешить конфликты за столом переговоров, не прибегая к военной силе. Именно эта функция делает
Организацию незаменимой в современном мире.
Иван Шапкин
Иллюстрация: «За рубежом», Leonardo.ai