Охота за «белым золотом»

СТРАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПЛАНИРУЮТ НАРАСТИТЬ ДОБЫЧУ ЛИТИЯ, ЧТОБЫ УМЕНЬШИТЬ СВОЮ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КИТАЙСКОГО ИМПОРТА

Сможет ли Европа реализовать стратегический проект по добыче лития? Европейцы пытаются увеличить разработки собственных месторождений одного из самых востребованных металлов. Но сегодня цели Евросоюза в этой области выглядят труднодостижимыми.

Европа не так богата литием, как Австралия, Китай и Чили, здесь находится примерно 5 % мировых запасов стратегически важного металла. Тем не менее в настоящее время добыча лития, необходимого для производства аккумуляторов для электромобилей и систем сохранения энергии, в Европе практически не осуществляется. Европейцы по-прежнему полагаются на китайский импорт.

Литий

В Евросоюзе стараются изменить сложившуюся ситуацию в пользу собственной автономии. Закон о критически важном сырье, вступивший в силу в мае прошлого года, направлен на то, чтобы к 2030 году не менее 10 % лития, необходимого местной промышленности, добывалось дома, в странах Европы. В нем также указано, что не более 65 % годового потребления металла может быть закуплено у одного поставщика. И этот фактор должен положительно сказаться на развитии внутреннего производства.

На первый взгляд, цели европейцев получить независимость в этом вопросе кажутся вполне достижимыми, учитывая неиспользованные резервы. Во всяком случае, планируемые объемы производства в 10 % - это довольно скромно. Европейский литий потенциально может обеспечить примерно половину внутренних потребностей региона.


Работа по добыче лития в Европе - процесс довольно сложный. Металл в основном встречается в месторождениях твердых пород. Карьеры представляют собой огромные, шумные и грязные объекты, поэтому против разработки выступают местные жители и экологические организации.

Возьмем, к примеру, Сербию, где находятся огромные месторождения лития в долине реки Ядар, на западе страны. Горнодобывающий гигант Rio Tinto уже более 20 лет пытается реализовать там проект, но пока безуспешно. Волна протестов в 2021-2022 годах вынудила правительство отозвать лицензию Rio, которая была восстановлена только после новых исследований в июле 2024 года. Правительство намекнуло, что фирма может начать работу в 2026 году. Это неизбежно вызовет новые протесты общественности, что снова может затормозить проект.

Проекту в северном регионе Португалии Баррозу грозит та же участь. Британская горнодобывающая компания Savannah хочет открыть четыре карьера, где возможно организовать добычу лития для ежегодного производства 500 000 аккумуляторов для электромобилей. Но большая часть земли принадлежит местным общинам, и те не хотят ее продавать. Неудивительно, что инвесторы действуют осторожно не только там, но и в Чехии, Финляндии, Франции и Испании, которые тоже могут похвастаться месторождениями лития.

Литий также находится под землей в горячей соленой воде. И его добывают такие компании, как Vulcan Energy, которая получила сразу 17 лицензий на разработку ресурсов в немецкой долине Рейн. Процесс добычи выглядит так: из геотермальных источников выкачивают минеральный раствор, отфильтровывают литий, после чего отходы отправляют обратно в недра. Это наносит меньший ущерб окружающей среде, потому что потери воды минимальны, а наземные объекты меньше и чище, чем открытые карьеры.

Китай в этой ситуации выглядит как пресловутый Слон в комнате (английская идиома, которая означает проблему, о которой все знают, но предпочитают игнорировать — прим. ред.). В 2010-х годах он быстро развил огромные внутренние мощности благодаря множеству субсидий и налоговых льгот и наводнил рынки рафинированным литием. В результате цены резко упали, что устранило большую часть конкурентов.

Лишь немногие европейские проекты остаются на плаву при нынешних предельно низких ценах. Но это не должно быть оправданием для бездействия. Цены не будут оставаться низкими вечно. Проекты в Латинской Америке, Азии и Австралии сокращаются, что позволит уменьшить мировой избыток лития.


Перед Европой стоит двойная задача. Если она действительно хочет производить как можно больше дорогого, стратегически важного лития, ей нужно активнее поддерживать компании, которые этим занимаются. Государственные средства для поддержки такого рода инициатив, конечно, существуют, но все они распределены по разным направлениям и программам Евросоюза. Координацию этих средств обычно осуществляют национальные правительства, и это сильно усложняет финансирование проектов. Вторая, не менее важная проблема - обеспечение документооборота для продвижения подобных программ. И это тоже очень сложный и трудоемкий процесс.

Если Европа не решит эти проблемы, стратегические литиевые проекты, которые в настоящее время существуют лишь на стадии разработки, так и останутся недостижимой мечтой. 
The Economist
Перевод Татьяны Мурусидзе
Иллюстрация: использованы изображения Freepik , maniacvector
26.01.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.