Однажды после тарифной войны

СУМЕЕТ ЛИ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ВЕРНУТЬСЯ К ПРЕЖНИМ ПРАВИЛАМ ПОСЛЕ ТРАМПА?

В 2029 году Америка встанет перед выбором: продолжать тарифную политику Трампа или вернуться к свободной торговле. Кончено, пошлины уже подорвали доверие союзников, ударили по промышленности и создали новые группы интересов внутри страны, но полученные от них сверхдоходы делают возвращение к прежнему тарифному уровню политически трудным решением. «За рубежом» публикует перевод статьи из журнала The Economist, в которой объясняется, почему ответные меры других стран могли бы быстрее положить конец тарифной войне и при каких условиях теперь возможна смена курса.

2029 год. Дональд Трамп уже покинул Белый дом, и теперь именно его преемнику предстоит решать судьбу мировой торговой системы. Новый президент может в одно мгновение прекратить одностороннюю тарифную войну Америки, снизив средневзвешенную ставку пошлин с нынешних «подростковых» уровней до примерно 2 % (именно столько она составляла до того, как Трамп начал своё наступление). Разве выбор не очевиден?



С точки зрения The Economist – безусловно. Международная торговля выгодна всем сторонам, а пошлины лишь наносят вред собственной экономике. Тарифный всплеск последних лет – результат воли одного человека, а не массового запроса общества. Прошло всего полгода, а союзники США уже недовольны: Индия всё больше сближается с Китаем, европейцы отказываются от покупки американского вооружения. Новые торговые соглашения остаются пустыми декларациями. А в самой Америке промышленность теряет рабочие места, окончательно теряя надежду на то, что импортные барьеры помогут вернуть производство на родину.

Однако издержки могут оказаться не столь очевидными. Хотя рынки обрушились в катастрофическом стиле сразу после «Дня освобождения» господина Трампа, сегодня они обновляют рекорды: индекс S&P 500, отражающий динамику крупнейших американских компаний, с начала года вырос на 12 %. Часть общего ущерба для экономики скрыла буря инвестиций в искусственный интеллект.


Картина сильно отличается от той, что была в 1930-е, когда страну накрыло последней большой волной протекционизма. Знаменитые тарифы СмутаХоули, когда средняя ставка на более чем 20 000 наименований товаров выросла примерно с 40 до 60 %, вопреки расхожему мнению, не стали причиной Великой депрессии, но сильно усугубили её. Эта история лишь подтверждает, что замыкание на себе – путь в никуда.

Но есть некоторые факторы, которые могут остановить будущего реформатора. Компании, не сумевшие приспособиться к новой тарифной системе, разорятся. Те, кто останется на плаву, ради выживания скорее всего вложат огромные средства в перенос производств, и они явно не захотят проходить через это снова. Некоторые фирмы, ограждённые от иностранной конкуренции, получат сверхприбыль. Другим помогут лоббисты, выбивая исключения из правил. Иными словами, в американской экономике уже укоренится новый слой интересов, который будет сопротивляться переменам.

Более того, сейчас тарифы приносят доход. В августе федеральное правительство собрало 30 млрд долларов таможенных пошлин, и свыше трёх четвертей этой суммы дали именно новые тарифы Трампа. Поэтому, если снизить ставки, Конгрессу придётся судорожно искать новые источники дохода, чтобы компенсировать выпадающие средства.

Подобная ситуация уже возникала в 1994 году в рамках Уругвайского раунда торговых переговоров, когда более 120 стран собрались, чтобы обсудить снижение пошлин, открытие рынков и новые правила для сельского хозяйства, текстиля, услуг и интеллектуальной собственности. Тогда бюджет США терял куда меньшую сумму, но последующая лихорадочная попытка закрыть эту финансовую дыру едва не затормозила одобрение Конгрессом более низких тарифов.

Так что же может подтолкнуть гипотетического реформатора к либерализации? Парадоксально, но, возможно, её шансы были бы выше, если бы нынешняя торговая война выглядела более горячей. Большинство стран предпочли не отвечать Америке зеркальными тарифами. ЕС составил список товаров, удары по которым нанесли бы максимальный политический ущерб, но решил отложить введение пошлин в ходе переговоров с США. В итоге соглашение сделало эти меры ненужными.

Президент Бразилии Лула да Силва, столкнувшись с тарифами на бразильские товары, заметил, что у его страны есть и другие заинтересованные рынки.

Даже премьер-министр Канады Марк Карни, пришедший к власти на волне народного недовольства Америкой, постепенно сворачивает риторику возмездия. По сути, только Китай ответил симметрично, «огнём на огонь».


В целом отсутствие ответных мер можно считать благом. Оно ограничило краткосрочный ущерб от тарифов Трампа. Но более жёсткая торговая война сделала бы вред протекционизма куда очевиднее. Рост цен и замедление экономики по сравнению с миром свободной торговли – это реальные последствия для американцев, и они будут лишь нарастать, пока высокие тарифы сохраняются. Но даже такие издержки не так заметны, как закрытые заводы или крики политиков, чьи избиратели теряют заказы из-за сокращения международной торговли. Постепенное снижение конкурентоспособности куда проще игнорировать, чем острый кризис.

Ответные меры могли бы дать и тему для переговоров с преемником Трампа. Как отмечает Дуглас Ирвин из Дартмутского колледжа, Америка обычно шла на либерализацию торговли лишь тогда, когда ощущала себя пострадавшей. В такие моменты она снижала тарифы в обмен на более серьёзные уступки со стороны партнёров – подход, закреплённый и в законах. Так, во времена Великой депрессии Конгресс предоставил Франклину Делано Рузвельту право снижать тарифы на 50 % по закону о взаимных торговых соглашениях, но только при условии, что другие страны одновременно сокращали и свои пошлины. И президенты пользовались этой и аналогичными возможностями именно тогда, когда было широко распространено ощущение, что Америка упускает выгоду. Например, так называемый раунд Кеннеди в 1960-е годы был вызван осознанием того, что США остаются в стороне от преимуществ нового Европейского общего рынка.

Но на этот раз торговые партнёры Америки решили, что ответные меры лишь приведут к эскалации и нанесут вред самим себе. Зачем им терпеть убытки ради того, чтобы американцы образумились? Ухудшение условий мировой торговли – проблема самих Соединённых Штатов. Именно Трамп поднял тарифы, и бремя приграничных налогов в основном ложится на плечи американских потребителей.


К тому же прекратить конфликт могут только американские политики. В своей хаотичной тарифной политике Трамп опирается на полномочия, которые, по его утверждению, Конгресс передал Белому дому. Но Верховный суд вскоре может решить иначе: в ноябре он заслушает аргументы о законности многих пограничных тарифов, которые президент США ввёл, ссылаясь на две «чрезвычайные ситуации» в рамках закона о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act). Но даже если Верховный суд решит отменить принятые положения, кампанию Трампа это не остановит: его юристы просто найдут другие правовые лазейки для введения пошлин.

Так что спасение утопающих в тарифной войне американцев – дело рук самих американцев. Им достаточно в 2028 году проголосовать за президента, поддерживающего свободную торговлю, даже если тарифы приведут не к катастрофе, а лишь к постепенному упадку.
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: «За рубежом», Leonardo.ai
07.10.2025
Важное

Великобритания первой в Европе вводит лимит на владение стейблкоинами. Меры призваны снизить риски для банков, опасающихся оттока депозитов.

12.11.2025 09:00:00

Сенат одобрил соглашение о финансировании, которое положит конец самому продолжительному шатдауну в истории США.

11.11.2025 13:00:00
Другие Статьи

США начали подготовку к первому в своей истории Кубку мира по регби, который состоится в 2031 году.

Европа превращает церкви в бары, клубы и скалодромы. Но что на самом деле исчезает, когда у зданий остаётся форма, а не суть?

Европейские и латиноамериканские левые силы координируют свои действия на фоне глобальных политических сдвигов.  

Большие языковые модели несут в себе культурный код своих создателей, воспроизводя стереотипы и даже скрытые конфликты между цивилизациями.