«Сто лет одиночества»

ЭКРАНИЗАЦИЯ NETFLIX ЗНАМЕНИТОГО РОМАНА МАРКЕСА ОКАЗАЛАСЬ УСПЕШНОЙ

Netflix выпустил первый сезон сериала «Сто лет одиночества», снятого по одноименному роману колумбийского классика и лауреата Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсиа Маркеса. Для поклонников творчества Маркеса это стало событием поистине ошеломительным, ведь главный роман мастера магического реализма еще ни разу не был экранизирован. Весь литературный мир (и я в том числе) с замиранием сердца ожидал выхода экранизации, мучительно мечась от «Netflix всё испортит!» до «Должно выйти здорово, ведь за созданием следили наследники». Удалось ли в итоге создателям сериала перенести на экран магический реализм и особое настроение маркесовской прозы? Но обо всём по порядку.

 

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Позвольте мне рассказать о своем детстве и о том, как я полюбила книги. Я выросла в семье, где много читали, и у нас была большая библиотека. Когда я была подростком, мой интерес к чтению достиг своего пика. Моя бабушка, заметив это, стала давать мне свои любимые книги. Так я познакомилась со многими авторами, которые стали моими кумирами. Одним из таких авторов стал Маркес. Я часто слышала от бабушки о его творчестве, поэтому, когда на моем столе появился томик «100 лет одиночества», я с воодушевлением приступила к чтению. Эта книга стала для меня настоящим откровением. Мне было около 14 лет, и ни обилие персонажей с похожими именами, ни запутанность сюжета, ни политические или эротические упоминания не могли оторвать меня от чтения. С этого момента я могу сказать, что мои «100 лет любви к Маркесу» начались.

Netflix показал первый сезон Ста лет одиночества.webp

Это небольшое лирическое отступление было нужно лишь для того, чтобы вы поняли, насколько я пристрастный зритель. Но вернемся к роману.

В 1950 году Габриэлю Гарсиа Маркесу было 23 года. Он уже оставил учебу на юридическом факультете, опубликовал шесть рассказов, успешно избежал призыва в армию и работал в газете за скромную плату в три песо. В то время он неоднократно лечился от венерических заболеваний, регулярно выпивал и выкуривал по шестьдесят сигарет в день. По собственным словам автора, в тот период его больше интересовало будущее, чем прошлое. Однако всё изменилось, когда в Барранкилью, крупный колумбийский город, где Маркес учился, приехала его мать. Она попросила сына помочь ей продать семейный дом в Аракатаке.

Если бы не это путешествие — в жарких и душных каютах, под мерцающим светом фонаря и в окружении проституток, с томиком любимого Фолкнера в руках — у нас, вероятно, не было бы «Ста лет одиночества». В этом путешествии юный Маркес, бедный, усатый, сильно прокуренный и, как и положено колумбийцу в 1950 году, очень левый, осознал, что у него тоже есть свое место, где история настолько сгустилась, что можно сразу же приступать к написанию романа.

И только через пятнадцать лет он на полтора года уединится в комнате с запасом виски, отдалившись от жены и дочерей, и создаст роман, который станет главным произведением в жанре магического реализма.

«Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен моей жены Мерседес. Узнав об этом, она сказала: "Не хватало только, чтобы роман оказался плохим"».

Кажется, что «магический» — это синоним «сказочного». Но в романе «Сто лет одиночества» почти всё основано на реальных событиях. Например, Хосе Аркадио Буэндиа покидает родную деревню вместе с женой Урсулой, потому что его преследует призрак человека, которого он когда-то убил. Это перекликается с историей деда писателя, Николаса Маркеса, который был франтом и известным ловеласом. Полковник и ветеран Тысячедневной войны, он сражался на стороне либералов. Однажды он вызвал на дуэль майора Медардо Ромеро и убил его. После этого он пришел в полицию Барранкильи с повинной и заявил: «Это я убил Медардо Пачеко Ромеро. Если он воскреснет, я убью его снова».

Николас Маркес провел в заключении чуть больше месяца. За это время он успел изготовить золотых рыбок, которые стали его платой за свободу. Полковник Аурелиано Буэндиа, герой романа «Сто лет одиночества», тоже зарабатывал на жизнь, создавая золотых рыбок.

Чтобы избежать кровной мести, деду Маркеса пришлось вместе с семьей и старшими детьми покинуть родные края. Так они оказались в Аракатаке — городе, расположенном недалеко от моря, «на берегу прозрачной реки, которая текла по руслу из гладких камней, белых и огромных, как доисторические яйца», как описывает Маркес в своей автобиографии. Эти строки сразу же навевают воспоминания о первых главах «Ста лет одиночества».

«Макондо было тогда небольшим селением с двумя десятками хижин, выстроенных из глины и бамбука на берегу реки, которая мчала свои прозрачные воды по ложу из белых отполированных камней, огромных, как доисторические яйца. Мир был еще таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцем».

 

ЭКРАНИЗИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ!

В некотором смысле «Сто лет одиночества» можно назвать произведением, связанным с миром кино. Маркес, который какое-то время работал кинокритиком, не стеснялся называть свой главный роман «второсортным сценарием». Он всегда был открыт к идее экранизаций своих романов. Во время работы над «Ста годами одиночества» Маркес активно сотрудничал с киноиндустрией. Мексиканский режиссер Альберто Исаак снял по его рассказу «В этом городе нет воров» фильм, а Артуро Рипстейн, тогда еще начинающий режиссер, снял по сценарию Маркеса вестерн «Время умирать». Спустя три десятилетия Рипстейн также адаптировал для экрана роман «Полковнику никто не пишет».

Маркес предпочитал работать с мексиканскими и итальянскими продюсерами, избегая Голливуда. Он впервые продал права на голливудскую адаптацию только после того, как ему диагностировали рак, и ему нужно было срочно обеспечить будущее своей семьи. Это был фильм Майка Ньюэлла «Любовь во время чумы», вышедший в 2007 году.

Но в случае своего главного романа, каковым оставался «Сто лет одиночества», коса нашла на камень: писатель ни в какую не соглашался продавать его киношникам. Маркес выдвинул строгие требования, которые делали для Голливуда практически невозможной киноадаптацию: никаких сокращений, съемки только на испанском языке, только в Колумбии и с участием только колумбийских актеров.

Вездесущий продюсер Харви Вайнштейн пытался заполучить права на экранизацию, но Маркес лишь посмеялся над ним, внешне выразив вежливость, но скрывая насмешку. Он согласился на адаптацию только при одном условии: весь материал должен быть снят единовременно, но выпущен в виде сериала, где каждая серия будет длиться две минуты и выходить раз в год. Таким образом, выход на экраны занял бы как раз 100 лет!

Когда сыновья Маркеса взяли в свои руки наследие писателя, дело сдвинулось с мертвой точки. Они передали права на экранизацию Netflix, и стриминговый гигант пошел на уступки, приняв все условия уже покойного автора. Наследники также настояли на том, чтобы в сериале звучала закадровая речь как бы самого Маркеса. Это создало ощущение, будто он сам рассказывает историю, выступая в роли рассказчика. Его слова добавили глубины происходящему на экране, а чувство юмора иногда усиливало сюрреалистический эффект слегка нереальной реальности.

Сериал «Сто лет одиночества» уже вызвал положительные отклики у зрителей и критиков. На сайте «Кинопоиска» проект получил оценку 8,1, а на IMDB его рейтинг составляет 8,6. На сегодня вышло восемь эпизодов, которые охватывают примерно половину сюжета романа. Это отличный результат для неоконченной истории.

Давайте же посмотрим, как создателям удалось достичь такого успеха.

 

ХОРОШАЯ РАБОТА

Первое, что бросается в глаза в этом колумбийском вертепе жизни, так это то, что экранизация благосклонна ко всем и вряд ли способна всерьез кого-то обидеть. Это чинный и дотошный пересказ книжного первоисточника: с всамделишным бытом деревенской глубинки, семейными скитаниями и духом подступающей гражданской войны. Мы не только видим в первой серии, как полковник Аурелиано Буэндиа стоит у стены в ожидании расстрела, но и слышим закадровый голос, который зачитывает этот отрывок. Аурелиано, как по писаному, вспоминает тот день, когда отец впервые отвел его посмотреть на лед, привезенный в поселок цыганами, и мы переносимся в прошлое, к моменту знакомства его родителей.

Выбор места для съемок в родной стране автора оказался одним из ключевых факторов успеха проекта. Яркие краски тропической природы, пейзажи гор и равнин Колумбии, которые встречаются на пути героев, делают первую серию визуально привлекательной даже для тех, кто уже знаком с романом.

В своих снах Хосе Аркадио Буэндиа видит утопический образ города Макондо, который становится центром истории о веке одиночества. Город создается постепенно, и в каждой серии что-то меняется — гораздо быстрее, чем меняются его жители. Зрители с интересом наблюдают за этими изменениями.

Для съемок сериала было построено четыре версии города Макондо из разных временных периодов. Большинство сцен снимались на натуре, практически без использования компьютерной графики. Благодаря этому экономика Колумбии обогатилась на 52 млн долларов, ведь все декорации были построены силами местных рабочих.

Творения художников и декораторов настолько впечатляют, что порой забываешь о них, полностью погружаясь в мир Макондо. В кадре можно увидеть множество мелких деталей, которые невозможно было представить, читая книгу. Декораторы признавались в интервью, что провели очень много времени на местных блошиных рынках в поисках посуды, украшений, элементов одежды и многого другого.

Зрители, не знакомые с бытом Колумбии, то есть почти все зрители, будут удивлены, например, плащами из пальмовых листьев, в которые укутываются путники. Эти плащи будут перекликаться с пальмовыми крышами первых домов Макондо, где кровати укрыты вышитыми москитными сетками, а некоторые герои даже вешают посреди комнаты с изразцовым полом походный гамак.

Пару слов об актерах. Хотя большинство из них не являются профессионалами, ни к чьей игре придираться не хочется. Персонажи получились яркие, колоритные и живые, с недостатками, странностями и страстями своих героев. За ними интересно наблюдать — они как будто сошли со страниц книг. Каждый из рода Буэндиа предстает неповторимым, что однозначно можно считать успехом проекта, ведь при чтении романа образы сливаются и путаются, создавая удивительный эффект бесконечности. При сериальной адаптации такого эффекта без приступов скуки у зрителя было бы сложно добиться.

Моя главная любовь в этой экранизации — Клаудио Катаньо в роли полковника Аурелиано Буэндиа (любопытный момент: гуглила имя актера при написании статьи и долго всматриваясь в фотографии не могла поверить, что Катаньо и полковник — один и тот же человек. Вот она сила образа, грима и актерской игры!). Мне безумно нравится его перевоплощение из застенчивого и неуверенного в себе человека, сидящего днями напролет в своей мастерской, в отчаянного и сурового предводителя либералов в гражданской войне.

 

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ КНИГИ

И если к адаптации текста в сценарий вопросов нет, ведь, как я уже писала выше, сериал стал практически построчным пересказом романа, то общее ощущение картины всё же немного меняется.

В определенные моменты романа герои могли уловить ускользающую реальность только с помощью слов. Возможно, именно поэтому Маркес был против экранизации. На экране образы часто выглядят как яркие иллюстрации, но не всегда создают тот же эффект, что и книга с ее удивительными сравнениями и метафорами, которые не всегда удается передать в закадровом тексте сериала. Да и как, например, запечатлеть камерой комнату, где всегда март и всегда понедельник? Удивительная метафора для ощущения старости…

Экранизация, как и оригинал, хочет рассказывать об истории и времени, но при этом оказывается с этими измерениями в довольно сложных отношениях. Очень часто в сериях отсутствует ощутимая динамика, причем это кажется не конструктивным приемом, призванным изобразить постоянство времени, а недоработкой создателей, которые не до конца справились с могучим и своевольным материалом. События в сериале происходят в хронологическом порядке, за исключением пары кадров, тогда как в романе автор путал читателя прыжками по будущему и прошлому. Создавался такой эффект, будто всё происходит одновременно.

Если пересказывать события сериала в хронологическом порядке, то получится что-то вроде латиноамериканской мелодрамы. Урсула родит троих детей: двух сыновей и дочь. Старший сын вступит в любовную связь с местной цыганкой, которая родит ему внебрачного сына. Сам же он убежит с цыганами. Позже в семье появится еще одна девочка, которую Буэндиа удочерят. Однажды в семье произойдет любовный треугольник, когда Амаранта и Ребека, сводные сестры, полюбят одного и того же мужчину. Далее в Макондо, основанном семейством Буэндиа, появится алькальд, хотя до этого городок прекрасно существовал без государственного управления. С этого момента в истории начнутся проблемы и конфликты.

А дальше — новые внебрачные дети, свадьбы, смерти…

События сериала чередуются и сыплются, как пестрые стеклышки калейдоскопа, а от мерного ритма истории слегка укачивает. Но главное тут не бесконечная цепь смертей и рождений, законных и внебрачных, а тот самый магический реализм, который стирает границы между искусными трюками и настоящими чудесами, происходящими в мире. Для большого ребенка Хосе Аркадио, который к старости свихнется и навсегда останется сидеть в саду под каштаном, главный интерес в жизни представляют не дети и достаток, а познание мира — вот оно, его одиночество в гуще огромной семьи.

Пока Урсула будет воспитывать их детей и внуков (вот оно, ее одиночество — замужем, но всегда одна), цыган Мелькиадес покажет Хосе Аркадио удивительные вещи, такие как астролябия или устройство для создания фотографий, в котором он начнет искать Бога.

Еще одно наблюдение. Я читала, что многим не хватило в экранизации волшебства, хотя левитация, предсказания и общение с призраками там будут обычным делом. Мне же, наоборот, показалось, что его в экранизации достаточно, чтобы показать некоторую нереальность происходящего, но и не ударяться совсем уж в мистику. Мне нравится, что члены семьи Буэндиа воспринимают различные мистические явления так же спокойно и без сомнений, как и механическое пианино, купленное для бала. Это вызывает у зрителя ощущения, что ничего странного в происходящем нет, это обычные житейские моменты.

Роман, точнее, его часть, которая уместилась в первый сезон, дословно пересказан средствами кинематографа, но не переосмыслен. Пересказ сделан робко и боязливо, без каких-либо вмешательств или отступлений. В сериале есть всё, но не хватает одного — ощущения неизбежности судьбы. Маркес, наблюдая за династией Буэндиа словно из вечности, говорил о полном отчуждении и о том, что время и место призывают их.

Разорвать цепь проклятий, которые связывали род войнами, ссорами и изгнаниями, было невозможно. Режиссеры Алекс Гарсия Лопес и Лаура Мора Ортега, оставаясь в жанре мелодрамы (но при этом качественной и не пошлой), не торопятся делать обобщения и переносить историю в библейский контекст.

Впереди второй сезон, который обещают выпустить в 2025 году. В этом сезоне танец жизни и смерти проявится с еще большей силой. Но уже сейчас можно сказать, что авторы смогли сделать почти невозможное — охватить всё, не сдаться и построить мир, начав, как Хосе Аркадио, с самого начала. Очень ждем вторую часть сериала, даже зная, чем всё это должно закончиться.


Марина Левиафан, LiveLib
Иллюстрация: использованы изображения IGraphics и ProtoplasmaKid
01.02.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.