Обходной манёвр

НОВЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР НА ПЕРЕШЕЙКЕ ТЕУАНТЕПЕК ПРИЗВАН СТАТЬ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ПЕРЕГРУЖЕННОМУ ПАНАМСКОМУ КАНАЛУ

Панамский канал играл роль главного связующего звена торговли между Тихим и Атлантическим океанами с 1914 года. Однако в последнее время поток товаров из стран Азии вырос настолько, что канал физически перестал справляться с нагрузкой. Частые засухи также не добавляют маршруту надёжности. Сегодня, чтобы пройти через Панамский канал, корабли стоят в очереди неделями, а некоторые транспортные компании выбирают более длинный маршрут - вокруг всей Южной Америки.

Самой многообещающей альтернативой Панамскому каналу стал проект мексиканского транспортного коридора на перешейке Теуантепек — узкой полосе земли между Тихим и Атлантическим океанами. По амбициозным заявлениям правительства, коридор не только обеспечит более дешёвую и быструю переправу кораблям, но и превратит перешеек в центр мировой торговли. Для этого здесь уже строятся железные дороги, расширяются порты и создаются промышленные зоны.

Мексика строит новый транспортный коридо на перешейке Теуантепек.webp

Этот проект является далеко не первой попыткой создания транспортного коридора в Мексике. Перешеек был обнаружен испанскими конкистадорами в XVI веке и уже тогда рассматривался как перспективный путь, который смог бы связать торговлю по Тихому и Атлантическому океанам. Однако воплотить задуманное испанцам так и не удалось — сказались и низкое развитие инженерии того времени, и довольно слабая торговля с колониями в Азии. В XIX веке ситуация изменилась. По итогам Американо-Мексиканской войны 1846–1848 годов Соединённые Штаты получили не только обширные земли у Тихого океана, но и право использовать Теуантепек для перевозки грузов между своими побережьями (что было куда быстрее любого пути по суше). К концу столетия на перешейке была построена железная дорога, которая активно использовалась вплоть до начала гражданской войны в Мексике (1910–1917). Конфликт разрушил почти всю транспортную инфраструктуру, а в это же время на юге материка полным ходом шли работы по сооружению Панамского канала, который ещё на столетие примет на себя весь поток межокеанских грузоперевозок.

В последние десятилетия в мировой торговле произошли поистине тектонические сдвиги. Благодаря стремительному взлёту экономик стран Азии, а прежде всего Китая, Тихий океан превзошёл Атлантику по объёмам перевозимых грузов. Перемены таких масштабов неизбежно сказались на работе Панамского канала, который уже не в состоянии переварить все идущие через него грузопотоки: корабли вынуждены неделями стоять в очереди, а некоторые компании уже выбирают путь, огибающий американский континент с юга. Влияют и засухи — озеро Гатун, питающее канал пресной водой, пересыхает в последнее время всё чаще и чаще.

Затяжные панамские «пробки» вынудили искать альтернативные решения. Так, например, в 2014 году при поддержке Китая началось строительство никарагуанского канала, однако спустя четыре года проект заморозили в связи с прекращением инвестиций.

В апреле 2019 года президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор объявил о начале железнодорожного проекта «Межокеанский коридор на перешейке Теуантепек» (CIIT), призванного стать альтернативой Панамскому каналу. Планы включают строительство высокоскоростных железных дорог и автомагистралей, а также модернизацию портов Салина-Крус и Коацокоалькос. Ожидается, что к 2033 году по перешейку можно будет перевозить до 1,4 млн контейнеров в год. По заявлениям мексиканских властей, новый транспортный коридор может превратить страну в «крупный логистический центр, обслуживающий не только Северную Америку, но и мировую экономику». Цена коридора оценивается в 7,5 млрд долларов, которые страна планирует привлечь от частных компаний, в первую очередь из Китая и США. Это относительно небольшая сумма, для сравнения: строительство Никарагуанского канала обойдется в 60 млрд долларов.

Первая железнодорожная линия на Теуантепеке была открыта в августе 2023 года. Она предназначена для транспортировки как грузов, так и пассажиров, и может обеспечить до 5 % от объемов перевозок, которые обычно проходят через Панамский канал.

Мексиканский проект не единственный в Центральной Америке, однако обладает преимуществами, которые выгодно отличают его от конкурентов по региону:

- В обновленных портах погрузка и разгрузка будут занимать 15 часов. На Панамском маршруте этот процесс проходит гораздо быстрее — за 6–8 часов, но при этом придется ждать в очереди две недели, чтобы просто пересечь канал.

- География перешейка благоприятна для строительства. Горы отсутствуют полностью, что является большой редкостью для всего американского континента.

- Мексика — лидер по экономическому развитию в регионе. Страна является 12-й экономикой мира и вполне способна обеспечить проекту стабильность.

Проект не лишён недостатков. Самый значительный из них связан с сухопутной частью маршрута, ведь для транспортировки груза в одну сторону компаниям придется использовать уже не один, а два корабля. Например, если компания отправит судно из Шанхая в Нью-Йорк через Мексику, то, когда оно подплывёт к перешейку и заедет в тихоокеанский порт, все контейнеры нужно будет перегрузить на поезда, которые довезут товары до следующего порта в Атлантике. Там их примет уже следующее судно и только тогда можно будет доставить груз в Нью-Йорк.

При проходе через Панамский канал такую операцию проводить не нужно, и транзит через Мексику неизбежно повлечёт за собой дополнительные траты. Однако в нынешних условиях эти расходы компенсируются за счёт времени и средств, которые компании теряют, простаивая в долгих очередях перед проходом через Панаму.

«Проблемы, с которыми столкнулся Панамский канал в последние годы из-за роста глобальной торговли и обмеления, полностью затмевают те сложности, которые некогда делали Теуантепек труднореализуемой альтернативой. Путь через перешеек вряд ли заменит Панамский канал целиком, однако перспектива перехватить 20–30 % от его перевозок очень хорошо просматривается», — рассказал Дмитрий Елесеенко, научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН.

Помимо самого межокеанского коридора, Мексика также планирует создать в районе перешейка крупный логистический и производственный узел. План развития CIIT включает создание 10 индустриальных парков, которые будут способствовать привлечению инвестиций в различные отрасли, такие как автомобилестроение, энергетика, производство полупроводников, фармацевтика, сельское хозяйство, информационные технологии и другие промышленные сектора.

По заявлениям правительства, компании, которые разместятся в этих индустриальных парках, получат налоговые льготы: в течение первых трёх лет они будут освобождены от уплаты налога на прибыль и смогут снизить ставку по НДС до 90 % при условии создания рабочих мест в стране.

Эксперт также отметил, что, несмотря на экономическое противостояние Китая и США, в успешной реализации проекта заинтересованы обе стороны. Так, компании из Соединённых Штатов являются основными пользователями Панамского канала, и в первую очередь им выгодно сократить время транспортировки.

Кроме того, Мексика, как и США, является частью Североамериканской зоны свободной торговли (USMCA), что исключает риски введения пошлин на товары, перевозимые из США.

Для Китая же Теуантепек — это удобный трамплин на американский рынок. Китайские компании сегодня активно вкладываются в мексиканское производство, что является одним из способов обхода пошлин. «Произведённые в Китае детали поставляются в мексиканские сборочные пункты и оттуда уже под видом Made in Mexico отправляются в США. Сегодня Вашингтон пытается с этим бороться, однако маловероятно, что он закроет лазейку полностью, ибо многие американские компании и трейдеры тоже заинтересованы в этом процессе», — рассказал аналитик.


Иван Шапкин
18.02.2025
Важное

Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.

13.11.2025 13:00:00

Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.

13.11.2025 09:00:00
Другие Статьи

На Каннском фестивале состоялась премьера фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» — легкой и ностальгической истории о том, как группа молодых французских кинокритиков в конце 1950-х изменила язык мирового кино.

Почему Австралии не удаётся с помощью миграционной программы обеспечить приток квалифицированных специалистов?

Протекционистская политика Дональда Трампа пока не принесла ожидаемых результатов. Тарифы нарушили логистические цепочки, а экономический рост в большинстве штатов замедлился или вовсе перешел в спад.

Бывший генсек ШОС Рашид Алимов — о стратегии по урегулированию ситуации в Афганистане, который после почти полувековой гражданской войны по-прежнему остается зоной нестабильности.