Панамский канал играл роль главного связующего звена торговли между Тихим и Атлантическим океанами с 1914 года. Однако в последнее время поток товаров из стран Азии вырос настолько, что канал физически перестал справляться с нагрузкой. Частые засухи также не добавляют маршруту надёжности. Сегодня, чтобы пройти через Панамский канал, корабли стоят в очереди неделями, а некоторые транспортные компании выбирают более длинный маршрут - вокруг всей Южной Америки.
Самой многообещающей альтернативой Панамскому каналу стал проект мексиканского транспортного коридора на перешейке Теуантепек — узкой полосе земли между Тихим и Атлантическим океанами. По амбициозным заявлениям правительства, коридор не только обеспечит более дешёвую и быструю переправу кораблям, но и превратит перешеек в центр мировой торговли. Для этого здесь уже строятся железные дороги, расширяются порты и создаются промышленные зоны.

Этот проект является далеко не первой попыткой создания транспортного коридора в Мексике. Перешеек был обнаружен испанскими конкистадорами в XVI веке и уже тогда рассматривался как перспективный путь, который смог бы связать торговлю по Тихому и Атлантическому океанам. Однако воплотить задуманное испанцам так и не удалось — сказались и низкое развитие инженерии того времени, и довольно слабая торговля с колониями в Азии. В XIX веке ситуация изменилась. По итогам Американо-Мексиканской войны 1846–1848 годов Соединённые Штаты получили не только обширные земли у Тихого океана, но и право использовать Теуантепек для перевозки грузов между своими побережьями (что было куда быстрее любого пути по суше). К концу столетия на перешейке была построена железная дорога, которая активно использовалась вплоть до начала гражданской войны в Мексике (1910–1917). Конфликт разрушил почти всю транспортную инфраструктуру, а в это же время на юге материка полным ходом шли работы по сооружению Панамского канала, который ещё на столетие примет на себя весь поток межокеанских грузоперевозок.
Затяжные панамские «пробки» вынудили искать альтернативные решения. Так, например, в 2014 году при поддержке Китая началось строительство никарагуанского канала, однако спустя четыре года проект заморозили в связи с прекращением инвестиций.
В апреле 2019 года президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор объявил о начале железнодорожного проекта «Межокеанский коридор на перешейке Теуантепек» (CIIT), призванного стать альтернативой Панамскому каналу. Планы включают строительство высокоскоростных железных дорог и автомагистралей, а также модернизацию портов Салина-Крус и Коацокоалькос. Ожидается, что к 2033 году по перешейку можно будет перевозить до 1,4 млн контейнеров в год. По заявлениям мексиканских властей, новый транспортный коридор может превратить страну в «крупный логистический центр, обслуживающий не только Северную Америку, но и мировую экономику». Цена коридора оценивается в 7,5 млрд долларов, которые страна планирует привлечь от частных компаний, в первую очередь из Китая и США. Это относительно небольшая сумма, для сравнения: строительство Никарагуанского канала обойдется в 60 млрд долларов.
Первая железнодорожная линия на Теуантепеке была открыта в августе 2023 года. Она предназначена для транспортировки как грузов, так и пассажиров, и может обеспечить до 5 % от объемов перевозок, которые обычно проходят через Панамский канал.
Мексиканский проект не единственный в Центральной Америке, однако обладает преимуществами, которые выгодно отличают его от конкурентов по региону:
- В обновленных портах погрузка и разгрузка будут занимать 15 часов. На Панамском маршруте этот процесс проходит гораздо быстрее — за 6–8 часов, но при этом придется ждать в очереди две недели, чтобы просто пересечь канал.
- География перешейка благоприятна для строительства. Горы отсутствуют полностью, что является большой редкостью для всего американского континента.
- Мексика — лидер по экономическому развитию в регионе. Страна является 12-й экономикой мира и вполне способна обеспечить проекту стабильность.
При проходе через Панамский канал такую операцию проводить не нужно, и транзит через Мексику неизбежно повлечёт за собой дополнительные траты. Однако в нынешних условиях эти расходы компенсируются за счёт времени и средств, которые компании теряют, простаивая в долгих очередях перед проходом через Панаму.
«Проблемы, с которыми столкнулся Панамский канал в последние годы из-за роста глобальной торговли и обмеления, полностью затмевают те сложности, которые некогда делали Теуантепек труднореализуемой альтернативой. Путь через перешеек вряд ли заменит Панамский канал целиком, однако перспектива перехватить 20–30 % от его перевозок очень хорошо просматривается», — рассказал Дмитрий Елесеенко, научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН.
Помимо самого межокеанского коридора, Мексика также планирует создать в районе перешейка крупный логистический и производственный узел. План развития CIIT включает создание 10 индустриальных парков, которые будут способствовать привлечению инвестиций в различные отрасли, такие как автомобилестроение, энергетика, производство полупроводников, фармацевтика, сельское хозяйство, информационные технологии и другие промышленные сектора.
По заявлениям правительства, компании, которые разместятся в этих индустриальных парках, получат налоговые льготы: в течение первых трёх лет они будут освобождены от уплаты налога на прибыль и смогут снизить ставку по НДС до 90 % при условии создания рабочих мест в стране.
Кроме того, Мексика, как и США, является частью Североамериканской зоны свободной торговли (USMCA), что исключает риски введения пошлин на товары, перевозимые из США.
Для Китая же Теуантепек — это удобный трамплин на американский рынок. Китайские компании сегодня активно вкладываются в мексиканское производство, что является одним из способов обхода пошлин. «Произведённые в Китае детали поставляются в мексиканские сборочные пункты и оттуда уже под видом Made in Mexico отправляются в США. Сегодня Вашингтон пытается с этим бороться, однако маловероятно, что он закроет лазейку полностью, ибо многие американские компании и трейдеры тоже заинтересованы в этом процессе», — рассказал аналитик.
Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.
Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.
На Каннском фестивале состоялась премьера фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» — легкой и ностальгической истории о том, как группа молодых французских кинокритиков в конце 1950-х изменила язык мирового кино.
Почему Австралии не удаётся с помощью миграционной программы обеспечить приток квалифицированных специалистов?
Протекционистская политика Дональда Трампа пока не принесла ожидаемых результатов. Тарифы нарушили логистические цепочки, а экономический рост в большинстве штатов замедлился или вовсе перешел в спад.
Бывший генсек ШОС Рашид Алимов — о стратегии по урегулированию ситуации в Афганистане, который после почти полувековой гражданской войны по-прежнему остается зоной нестабильности.