Мировая экономика продолжает испытывать последствия мировой рецессии 2020 года, спровоцированной пандемией коронавируса, а также резких сдвигов, произошедших в системе международных отношений в 2022-ом. Сложившаяся ситуация вновь продемонстрировала странам Африки, что только совместные усилия позволят минимизировать нанесенный ущерб и способствовать восстановлению экономик.
Интеграция на Африканском континенте рассматривается политиками и учеными как актуальная стратегия, которая позволит странам добиться увеличения объемов внутрирегиональной торговли, ускорения экономического роста и включения африканских стран в глобальную экономическую систему (Gammadigbe, 2021, p. 4). Также она может быть рычагом ускорения структурной трансформации африканских стран за счет воздействия эффекта масштаба, повышения конкурентоспособности, более эффективной мобилизации ресурсов и развития региональных производственно-сбытовых цепочек. Результаты эконометрического анализа, проведенного В. Гаммадигбе (Gammadigbe, 2021, p. 21), показали, что региональная интеграция ускоряет рост доходов в Африке и способствует сокращению уровня неравенства. В то же время выгоды от региональной интеграции распределяются неравномерно в пользу относительно развитых экономик континента.
Б. Байерс и Л. Мияндази (Byiers & Miyandazi, 2021, p. 1) указывают, что Африканский союз, несмотря на рост заинтересованности африканских стран в региональном сотрудничестве, сталкивается с проблемами в продвижении интеграции, так как интересы национальной политики в отдельных случаях негативно влияют на региональные процессы. Кроме того, непоследовательность принимаемых решений, рост числа африканских субрегиональных организаций с дублирующимся членством и отсутствие координации между ними отражают нынешний уровень конкурентоспособности политико-институциональной среды.
По мнению П. Шипалана и А. О’Риордан (Shipalana & O’Riordan, 2020, p. 2), макроэкономическая устойчивость, особенно в Африке, требует от правительств африканских стран усилить меры денежно-кредитной и фискальной политики для разработки планов экономического восстановления по мере того, как пандемия будет взята под контроль.
Несомненно, на пути африканской интеграции возникает множество препятствий, среди которых прежде всего нестабильная политическая обстановка в некоторых африканских странах, военные конфликты и активность террористических группировок, нищета, голод, дефицит чистой питьевой воды, слабое развитие медицины, социальной сферы и т. п. Все эти проблемы особенно обострились во время пандемии коронавируса, которая «подкосила» экономику, обнажила все проблемы, особенно в здравоохранении и социальном обслуживании (Волков, Дейч, 2021; Фитуни, Абрамова, 2020; Hamouda, 2021). Однако стало еще более очевидно, что африканские страны смогут преодолеть ее последствия только совместными усилиями, что предполагает перенос акцента сотрудничества с субрегионального уровня интеграции на континентальный.
Африканская континентальная зона свободной торговли
Несомненно, важнейшим шагом в направлении упрочения африканского единства стал запуск 1 января 2021 г. Африканской континентальной зоны свободной торговли (АфКЗСТ, The African Continental Free Trade Area, AfCFTA). Естественно, до претворения в жизнь всех положений протоколов к соглашению о создании АфКЗСТ, многие из которых еще предстоит разработать, пройдет немало времени, однако сам факт того, что государства Африки приступили к реализации данного соглашения, говорит о широком геополитическом видении Африки. Важность данного события для Африки отмечают многие исследователи. <...> Так, например, Ф. Мтембу и Ф. Корнегай считают, что повышение роли и эффективности АС и субрегиональных экономических сообществ должно быть в большей степени увязано с двусторонними обязательствами отдельных африканских стран, особенно крупных экономик континента, которые должны взять на себя бóльшую ответственность за организацию отношений Африки на глобальном уровне. К тому же реализация АфКЗСТ как одно из приоритетных направлений «Повестки дня 2063» может придать импульс углублению африканской интеграции.
Действительно, сейчас АфКЗСТ привлекает большое внимание африканских политиков и может стать стимулом к более тесному региональному сотрудничеству и интеграции. Об этом говорится в отчете Африканского центра экономических преобразований, где отмечается, что потенциал региональной интеграции может ускорить экономические преобразования в Африке. При этом подчеркивается важность роли политических лидеров и их приверженности идеям интеграции, ради которых они должны быть готовы уступить часть своих полномочий при проведении переговоров специализированным региональным органам.
В настоящее время в Африке с разной степенью успешности действуют восемь официально признанных АС субрегиональных интеграционных объединений, внесших в сложные 2021 и особенно 2020 годы, когда в условиях коронавирусной пандемии многие страны континента объявляли локдауны и закрывали границы, существенный вклад в сохранение их прозрачности для африканских товаров при соблюдении установленных эпидемиологических требований.
Согласно африканскому индексу многомерной региональной интеграции (African Multidimensional Regional Integration Index, AMRII), общий средний балл процесса интеграции на континенте достиг, согласно отчету за 2021 г., 0,62 (по шкале от 0 до 1). Результаты интеграции превысили средний уровень в торговле, свободном передвижении людей, политической и институциональной сфере, а также в области инфраструктуры. Итоги валютной, экологической, финансовой и социальной интеграции оказались ниже среднего уровня. <...>
Что касается регионального аспекта интеграционного процесса в Африке, то здесь результат выше среднего уровня: 0,62 балла, достигнутые в Экономическом сообществе государств Центральной Африки (ЭККАС), отмечались вОбщем рынке Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточноафриканском сообществе (ВАС) и Экономическом сообществе стран Западной Африки (ЭКОВАС), а ниже среднего — в Сообществе развития Юга Африки (САДК), Сообществе сахельско-сахарских государств (СЕН-САД), Межправительственной организации по развитию (ИГАД) и Союзе арабского Магриба (САМ).
Вместе с тем в последние годы африканские страны все больше усилий прилагали к развитию не субрегиональной, а континентальной интеграции. Именно такая амбициозная цель — создание единого для континента интеграционного объединения — была поставлена десять лет назад, в январе 2012 г. в г. Аддис-Абебе (Эфиопия) на 18-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств АС. Однако первый раунд переговоров с целью выработки соответствующего соглашения состоялся лишь в феврале 2016 г., а затем в течение двух лет было проведено еще восемь встреч, на которых удалось согласовать текст соглашения о создании АфКЗСТ. В итоге 9 марта 2018 г. министры торговли стран АС одобрили проект этого документа, а 21 марта 2018 г. на 10-м внеочередном саммите АС в Кигали (Руанда) главы государств и правительств приняли решение о его создании. На тот момент 44 из 55 государств Африки подписали данное соглашение, которое вступило в силу 30 мая 2019 г. после его ратификации 22 странами континента (The African Continental Free Trade Area…, 2020, p. 11).
В настоящее время это соглашение по политическим причинам не подписано только Эритреей, еще 11 государств его пока не ратифицировали или не депонировали.
Институциональная структура АфКЗСТ включает базирующийся в г. Аккре (Гана) Секретариат, отвечающий за созыв совещаний, мониторинг и оценку процесса интеграции, технические комитеты, Комитет старших должностных лиц, занимающийся разработкой программ и планов действий, Совет министров, принимающий решения по всем вопросам деятельности объединения, а также Ассамблею глав государств и правительств, высший орган, принимающий решения в рамках АС методом консенсуса.
В целом же, по мнению экспертов, к 2035 г. реализация АфКЗСТ поможет вывести 30 млн чел. из крайней и 68 млн чел. — из относительной бедности. Прирост реальных доходов при условии полного выполнения соглашения может составить 7 %, что соответствует 450 млрд долл. США. АфКЗСТ позволит значительно увеличить объемы торговли в Африке, особенно внутрирегиональные поставки продукции обрабатывающей промышленности. К 2035 г. общий объем экспорта может увеличиться почти на 29 %. Внутриконтинентальный экспорт увеличится более чем на 81 %, а экспорт за пределы континента — на 19 %, что создаст новые возможности для африканских производителей (The African Continental Free Trade Area…, 2020, p. ix).
Все это станет возможно благодаря снижению тарифов, которые во многих африканских странах достаточно высоки, и снижению торговых издержек за счет устранения нетарифных барьеров и улучшения инфраструктуры на границах (используя меры по упрощению процедур торговли). Это позволит сократить объем бюрократических процедур, снизить затраты на соблюдение нормативных требований, упростить интеграцию предприятий Африки в глобальные цепочки поставок.
Внутриафриканская торговля станет более свободной, что будет способствовать сокращению гендерного разрыва в заработной плате, приведет к ее увеличению почти на 10 % для женщин и неквалифицированных рабочих, увеличит возможности получения достойной работы, а растущий производственный сектор предоставит новые вакансии, особенно для женщин (The African Continental Free Trade Area…, 2020, p. ix).
Вместе с тем следует иметь в виду, что по уровню развития интеграционного процесса Африканский континент существенно отстает от других регионов мира. Так, в соответствии со статистическими данными международной торговли (Trade Map), в 2020 г. доля импорта товаров из африканских стран в общеконтинентальном импорте составляла всего 11,5 %, тогда как в Америке (Северной и Южной) — 37,0 %, Азии — 62,9 %, а в Европе — 64,9 %.
Процессы панафриканской интеграции, происходившие на континенте в последние годы, не ограничивались лишь учреждением АфКЗСТ. Создание Единого африканского рынка воздушного транспорта (ЕАРВТ, Single African Air Transport Market, SAATM) также является одним из ключевых проектов «Повестки дня 2063» Африканского союза. Африка, занимающая более 20 % мировой суши, предоставляет большие возможности для развития воздушного транспорта, особенно принимая во внимание недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры: автомобильной, железнодорожной, морской и речной. Авиация в условиях Африки играет важную роль в обеспечении транспортной связанности континента, способствует его социальной, экономической и политической интеграции, стимулирует внутриафриканскую торговлю, привлекает инвестиции и туристов.
Начало созданию ЕАРВТ было положено в далеком 1988 г., когда министры гражданской авиации 40 африканских стран утвердили «Декларацию Ямусукро о новой политике в области воздушного транспорта в Африке», которая предусматривала постепенную либерализацию авиаперевозок. Принятое спустя 11 лет, в 1999 г., решение Ямусукро обязало 44 подписавших его государства либерализовать национальное регулирование воздушных перевозок и способствовать развитию трансконтинентальной конкуренции. Это решение ослабило ограничения для доступа африканских авиаперевозчиков на рынки других стран континента.
Официально ЕАРВТ был запущен в январе 2018 г. На конец 2021 г. в нем участвовали 34 страны, на которые приходилось около 89 % авиационного рынка Африки. Авторы исследования, проведенного Международной ассоциацией воздушного транспорта, приветствовавшей создание ЕАРВТ, пришли к выводу, что даже если бы только 12 ключевых африканских стран либерализовали свои рынки воздушного транспорта, то это позволило бы создать в них дополнительно 155 тыс. рабочих мест и увеличить ВВП на 1,3 млрд долл. США.
В то же время отметим, что число африканских участников этого соглашения увеличивается довольно медленно и ряд стран высказывают опасения в отношении монополизации перевозок крупными авиакомпаниями. Кроме того, до сих пор не имплементированы ключевые элементы ЕАРВТ, такие как независимая функция надзора за спорами, единые правила конкуренции и защита прав потребителей. Также не существует согласованного режима налогообложения и аэропортовых сборов.
Наряду с «открытым» небом заметным инструментом панафриканской интеграции должен был стать единый паспорт и свободное передвижение африканцев по континенту, которые также были включены в качестве ключевых проектов в «Повестку дня 2063».<...>
В среднем Африканский континент по сравнению с другими демонстрирует умеренные показатели свободного передвижения людей. При этом они существенно разнятся в отдельных субрегиональных интеграционных объединениях, что отражает различия в них в отношении этого вопроса.
Очевидно, что имплементация договоренностей о едином паспорте, создании ЕАРВТ и АфКЗСТ потребует значительного времени и усилий африканских лидеров. В то же время сама идея строительства «интегрированного континента, политически объединенного и основанного на идеалах панафриканизма», как формулирует «Повестка дня 2063» Африканского союза, разделяется ими, активно транслируется в местных СМИ и находит отражение в широком участии африканских стран в различных общих мероприятиях: форумах, выставках, ярмарках, фестивалях, конференциях, соревнованиях.
В 2019 г. главы государств и правительств АС объявили 7 июля Днем африканской интеграции, чтобы ежегодно отмечать ее достижения в масштабах всего континента, а также обсуждать возможные решения стоящих на этом пути проблем. Центральным событием в рамках празднования Дня африканской интеграции является Форум, ежегодно собирающий широкий круг участников.
Вместе с тем с укреплением позиций Африки объективно усиливается тенденция к созданию многополярного мира, которая противостоит гегемонистским попыткам коллективного Запада сохранить свое доминирование. Реализация АфКЗСТ поможет вывести 30 млн человек из крайней бедности, повысит доходы населения, значительно увеличит объемы торговли в Африке, создаст новые возможности для африканских производителей, поможет справиться с экономическими потрясениями последних лет и будет способствовать упрочению позиции континента как одного из важнейших факторов мировой экономики.
Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.
Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.
На Каннском фестивале состоялась премьера фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» — легкой и ностальгической истории о том, как группа молодых французских кинокритиков в конце 1950-х изменила язык мирового кино.
Почему Австралии не удаётся с помощью миграционной программы обеспечить приток квалифицированных специалистов?
Протекционистская политика Дональда Трампа пока не принесла ожидаемых результатов. Тарифы нарушили логистические цепочки, а экономический рост в большинстве штатов замедлился или вовсе перешел в спад.
Бывший генсек ШОС Рашид Алимов — о стратегии по урегулированию ситуации в Афганистане, который после почти полувековой гражданской войны по-прежнему остается зоной нестабильности.