ПОГРУЖЕНИЕ В КУЛЬТУРУ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ПОЭТИЧНЫХ СТРАН В МИРЕ.
Никарагуа - особенная страна: жаркого солнца, пышущих вулканов, прозрачных озер и богатых культурных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Это самое большое по площади территории государство в Центральной Америке, которое, как описывает посол Никарагуа в России Альба Асусена Торрес Мехия, занимает по-настоящему изумительное расположение. С востока его омывают ласковые волны Карибского моря, а с запада - величественный Тихий океан. О стране поэтов (так частенько называют Никарагуа в Центральной Америке) Альба Асусена Торрес Мехия рассказала в рамках Дней культуры Никарагуа в России на лекции в Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Атлантическое побережье
Никарагуа европейцы открыли в ходе четвертого путешествия
Христофора Колумба в 1502 году и только спустя 20 лет, в 1522 году, сюда нагрянули испанцы. Индейцы из племени ацтеков заключили договор с завоевателями, и, по одной из версий, страна была названа в честь их вождя
Никарао. По истечении времени испанцы основали два города:
Гранаду и Леон. Так Никарагуа стала аграрной колонией
Испании. Из
Африки сюда привозили чернокожих рабов для плантаций. Восточная часть страны оставалась не колонизированной
из-за проблем с климатом. Ее до середины XIX века контролировали англичане. Только в 1821 году
Никарагуа после многих лет освободительной борьбы обрела независимость от испанского владычества, хотя официально
Испания это признала только в 1850 году. Пройдет еще много времени, пока страна, пережив несколько военных диктатур, страшное землетрясение и множество внутренних конфликтов, придёт к сегодняшней форме правления -
президентской республике.
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ
Именно смешение рас сформировало многонациональный, многоязычный, поликультурный фон
Никарагуа, считает посол
Альба Асусена Торрес Мехия. С началом колониального периода страна стала плодородной почвой для новых форм самовыражения и культурных экспериментов, сумев при этом сохранить самобытность в условиях значительного культурного влияния
Испании и Африки.
«Культура Никарагуа полна радости и восторга нашего народа. В ней можно увидеть его фантазию, мифы, легенды, услышать различные ритмы и приобщиться к настоящему веселью», - говорит г-жа Альба.
«С помощью искусства и культуры никарагуанцы стараются сохранить свои древние корни и наследие, а также сделать жизнь проще, красивее, окружить себя искусством, ремеслами, вкусной едой. Все это наполняет нас гордостью и стремлением сохранять и продвигать дальше наше наследие», - добавила посол.
ЛИТЕРАТУРА
Один из лучших способов погрузиться в культуру
Никарагуа – это изучить литературу и фольклор народов этой страны. В республике, согласно статистике, на душу населения приходится самое большие число
поэтов. Так, никарагуанец
Рубен Дарио прославился как первый всемирно известный латиноамериканский поэт, крупнейший представитель испано-американского модернизма. В его творчестве воспеваются жизнь, Бог и человеческое бытие.
«Мы очень гордимся тем, что именно на нашей земле родился известный во всем мире поэт Рубен Дарио», - подчеркивает г-жа Альба.
Значительной фигурой был и
Альфонсо Кортес, который выбрал в качестве своего призвания философию поэзии. Он часто общался с
Рубеном Дарио и даже некоторое время проживал в его доме. Кортес исследовал глубокие вопросы существования, задавался вопросами о смысле жизни, поэтому досконально перевести то, о чем он писал, специалистам достаточно сложно.
«У нас настолько прекрасные природа и пейзажи, что очень легко стать поэтом», - заметила г-жа Альба. Недаром как-то один из лидеров
Сандинистской революции, команданте
Томас Борхе пошутил о том, что если бы можно было превратить в валюту все поэтические произведения никарагуанских авторов, то они закрыли бы полностью внешний долг страны.
ТАНЦЫ, РЕМЕСЛА, МУЗЫКА
Никарагуанский фольклор, как уже отмечалось, возник в результате
смешения культуры коренных народов с культурой завоевателей-испанцев и прибывших сюда в дальнейшем африканцев. Одним из ярких его примеров стали народные танцы. Интересно, что в каждом городе и департаменте (а их в стране 17) в это искусство привнесли
свои особенности.
Танцы
La Gigantona, El Enano Cabezón и El Toro Huaco исполняются жителями
Никарагуа в костюмах, которые представляют собой большие ростовые куклы. С помощью этих образов участвующие в них обыгрывают сцены колониального завоевания страны. В свою очередь, сюжет танца
Palo de Mayo посвящен плодородию и исполняется в честь африканской богини
Майя. Красочное действо, полное радости и веселья, является одним из самых важных в никарагуанском фольклоре. Фестиваль
Palo de Mayo начинается в первый день мая. Открывает его представление, которое разворачивается у украшенного лентами столба. Вокруг него танцоры исполняют свои номера, тем самым
призывая в регион дожди, ведь без воды хороший урожай немыслим.
Что касается традиционных ремесел, то их колыбелью считается город
Масая. Гончарное искусство, резьба по дереву и камню, изготовление изделий из кожи и ткани по-прежнему являются одной из важнейших составляющих экономики города. В течение всего года в
Масае проводятся различные выставки, целью которых является знакомство
с творческими инновациями ремесленников и мастеров. Представляют на них и музыкальные инструменты. Один из таких –
маримба, деревянный инструмент, похожий на ксилофон. Кстати, никарагуанцы настолько увлечены музыкой, что чуть ли не в любое свободное время под аккомпанемент гитары слагают новые песни. Так происходит, например, в долине реки
Рио-Коко. Ну а композиция
La Mora Limpia и вовсе выступает вторым национальным гимном страны.
МАСКАРАДЫ. ТЕАТР
День Ангела-хранителя -
Фиеста Патрональ - одно из самых ярких событий страны. Его отмечают едва ли не в каждом поселке и деревушке. Торжество неизменно сопровождают танцы и маскарад. Но особенно впечатляюще выглядят религиозные процессии, которые проходят на
Страстной неделе. Выгодно отличаются при этом своим масштабом шествия в
Леоне, бывшей столице
Никарагуа.
Отдельно стоит отметить театральную постановку
«Эль Гуегуенсе о Мачо Ратон». В 2005 году
ЮНЕСКО признало ее шедевром устного и нематериального наследия человечества.
«Эль Гуегуенсе о Мачо Ратон» рассказывает о противостоянии колонизаторов и местных жителей и олицетворяет собой протест против колониального правления. Это одновременно и сатирическая драма, и мастерски исполненная комедия. «
Эль Гуегуенсе о Мачо Ратон» ставят в театрах, отдельные ее эпизоды исполняют и на улицах.
«Никарагуа гордится своим прошлым, которое сформировало творческую идентичность народа», - отметила в заключение своей лекции Альба Асусена Торрес Мехия.
Антон Дубровский
Иллюстрация: использованы изображения kholifah, Satria Arnata, Jagal