Неолиберализм. Неоконсерватизм. Палеоконсерватизм

В ходе президентской избирательной кампании 1992 г. республиканский кандидат Дж. Буш-ст., претендовавший на второй срок, провозгласил: «Мы одержали победу в холодной войне». Но в 1992 г. Республиканской партии оказалось недостаточно успеха в холодной войне для завоевания президентского кресла в четвертый раз подряд. Избиратели не простили Бушу-ст. его клятвенного заявления в предшествующую избирательную кампанию о том, что он не допустит нового повышения налогов. В 1990 г. была одобрена программа нового существенного повышения налогов.

Выборы 1992 г. Буш-ст. проиграл, и хозяином Белого дома стал демократ Уильям Джефферсон (Билл) Клинтон, переизбранный в 1996 г. на второй срок. Демократическая партия удерживала власть в течение восьми лет вплоть до 2001 г. Неолибералы, они же «новые демократы», выступили с развернутой критикой модели социального либерализма эпохи Кеннеди–Джонсона, как и кейнсианства, воспринятого еще со времен Ф.Д. Рузвельта. Неолиберализм в ряде отношений перекликался с неоконсерватизмом. «Новые демократы» утверждали, что ими предложена стратегия «третьего пути».



Среди конкретных приоритетов экономической политики «новых демократов» 1990-х гг. явилось превращение «электронной экономики» в локомотив экономического развития. Рост производительности труда в период с 1995 по 2000 г. ежегодно составлял в среднем 3%, что более чем вдвое превышало среднегодовой показатель роста производительности труда в 1973–1995 гг. Главную роль в этом ускорении сыграло внедрение компьютеров и информационных технологий, и наиболее весомым он оказался в третичном секторе экономики. В 1990-е гг. продолжала уменьшаться инфляция, снизившаяся за десять лет с 5 до 2% в год.

В 1994 г. республиканцы в Конгрессе США смогли провести законопроект о сокращении социального вспомоществования, который в 1996 г. был одобрен президентом-демократом и в 1997 г. вступил в силу под названием «О согласовании личной ответственности и возможности трудоустройства». Предусматривалось, что глава семьи, получающей пособие по безработице, должен был в течение двух лет, воспользовавшись возможностью переподготовки рабочей силы, устроиться на работу, в противном случае семья лишалась пособия. Упор на принцип, что каждый трудоспособный человек должен найти работу, получил развитие в законе 1998 г. Эти законы в значительной мере отразили рост в обществе того представления, что социальное вспомоществование отвечает интересам паразитирующих социальных слоев.

Во внешней политике США 1990-х гг. проявилась преемственность позиций демократов и республиканцев. Огромную роль в пестовании внешнеполитической стратегии Республиканской партии после холодной войны играли неоконсерваторы. Они были влиятельны в период президентства Р. Рейгана и Дж. Буша-ст, а по завершении холодной войны их активность в формировании внешнеполитической стратегии нового мироустройства еще более возросла. Известность приобрел документ «Основы национальной военной стратегии», подготовленный в 1992 г. неоконсерватором П. Вулфовицем, который доказывал, что Соединенные Штаты должны наращивать свое военное превосходство, чтобы ни у одной страны не возникло желания и возможности «приобрести более значимую роль в региональном или мировом масштабе». Неоконсерваторы доказывали, что новый миропорядок является однополярным, что Соединенные Штаты не только единственная сверхдержава, но и империя, и этим статусом они должны гордиться. Демократ Клинтон следовал основам внешнеполитической стратегии республиканцев. Гегемонистские формулировки использовала государственный секретарь от Демократической партии М. Олбрайт. В «классику» гегемонистской риторики вошло ее определение Соединенных Штатов» как «незаменимой нации» в роли мирового лидера.

Особое значение Клинтон и демократы придавали переустройству мирового экономического порядка. Согласно Клинтону, мир вступил в «эру глобализации», и США надлежало стать ее вдохновителем и лидером. В 1994 г. демократы создали Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА, NAFTA), включившую помимо самих инициаторов – США также Канаду и Мексику. В период президентства Клинтона США наделили себя ролью мирового полицейского, что имело следствием резкое возрастание вмешательства американцев во внутренние конфликты на всех континентах. Если Т. Рузвельт в начале ХХ в. внес поправку в доктрину Монро, наделявшую США ролью полицейского в странах Латинской Америки, то Клинтон своими действиями расширил ее до права США быть полицейским всего земного шара.

В 1990-е гг. Соединенные Штаты осуществили «гуманитарные интервенции» США в бывшие республики СФРЮ. В конце 1991 г., одновременно с роспуском Советского Союза, от Югославии отделились Хорватия и Словения, а затем Босния и Герцеговина. В ее составе остались Сербия и Черногория. Руководство США во главе с Клинтоном выступило решительно на стороне мусульман: по инициативе Вашингтона в 1994 г. в Боснии была создана Мусульманско-хорватская федерация. Во второй половине 1995 г. США и НАТО, опираясь на резолюцию ООН от 4 июня 1993 г., но давая ей одностороннюю расширительную трактовку, стали наносить массированные бомбовые удары по сербам. В 1997 г. о решении отделиться от остатков Югославии объявил автономный район Косово, в котором этнически преобладали албанцы. В начале 1999 г. после отказа Сербии принять условия НАТО блок начал «гуманитарную интервенцию», не санкционированную ООН, против Сербии – Югославии. При покровительстве США и НАТО Косово было отторгнуто от Югославии.

США усилили свое присутствие в Европе и целенаправленно способствовали превращению ее в главную военную силу НАТО. Был составлен график вступления в альянс как центральноевропейских стран, так и прибалтийских, бывших советских, республик. Процесс расширения НАТО был запущен в жизнь. На его завершение понадобилось не менее 10 лет, но основная работа была проделана в период президентства Клинтона. Чтобы примирить Россию с гегемонистскими действиями США и НАТО, Клинтон и его окружение протягивали президенту Российской Федерации Б. Ельцину и его сторонникам «пряники». В мае 1997 г. Клинтон подписал в Париже договора с Россией об особых отношениях с НАТО. Почти сразу после этого, в том же 1997 г., также при содействии Клинтона Россия получила место в «Большой семерке» наиболее развитых стран мира, хотя по своему экономическому весу в мире не дотягивала до него. Клинтон закрывал глаза на крепнувший авторитарный стиль российского президента.

В Республиканской партии, вернувшей себе в 2000 г. президентскую власть и большинство в Конгрессе, господствовали неоконсерваторы. Новым явлением в консерватизме стал палеоконсерватизм. Его главным идеологом и лидером выступил Патрик Бьюкенен. В 1964 г. он поддерживал Б. Голдуотера, в последующем слыл ближайшим советником Р. Никсона, Дж. Форда, Р. Рейгана. В 1992 и 1996 гг. сам П. Бьюкенен пытался выдвинуться кандидатом в президенты от Республиканской партии, но потерпел неудачу. В 2000 г. он дистанцировался от республиканцев, организовал Реформаторскую партию, но на президентских выборах потерпел сокрушительное поражение. После этого он все чаще подвергал критике главенствующее – неоконсервативное – направление среди республиканцев, а для себя и своих сторонников использовал название палеоконсерваторы (т.е. сторонники исконного консерватизма).

Имперский гегемонизм, ведущий к перенапряжению нации, согласно Бьюкенену, был врагом США. Врагом выступала глобализация. Из-за утечки капиталов транснациональных корпораций за рубеж катастрофически сократились налоговые поступления в казну Соединенных Штатов. Соответственно возрастал государственный долг. В США конца XX – начала XXI в. произошла, по заключению Бьюкенена, деиндустриализация, утвердилось катастрофическое преобладание импорта над экспортом.

Важной причиной возможного краха США, как считал Бьюкенен, являлись мультикультурализм и иммиграционная политика власти. Сам он озаботился сохранением господства в США англосаксонского этноса. «Культурные войны», начавшиеся в 1960-е гг., разделили, согласно Бьюкенену, американцев на два главных лагеря. Первый – традиционалисты, не желающие отказываться от идеологических заветов отцов-основателей. Второй лагерь – «постмодернисты», т.е. люди, воспринявшие свободу и равенство в максималистских трактовках, одобривших полное равенство женщин в правах и социальных ролях с мужчинами, так же как полное уравнение в правах всех рас, этносов, вероисповеданий. Ценностью, которую он решительно осуждал, являлась нетрадиционная трактовка экономического равенства. Палеоконсерватор ориентировался на классическую, по его определению, трактовку равенства, закрепленную в Декларации независимости, Конституции США, как и в национальной ментальности. Она декларирует равенство возможностей, и не более того.

Дж. Буш-мл., оказавшийся хозяином Белого дома на период с 2001 г. по 2009 г., выбрал своим кредо неоконсерватизм. Оригинальным идеологическим постулатом Буша-мл. выглядела концепция «сострадательного консерватизма». Оригинальным было название, а по сути, концепция развивала подход многих американских консерваторов, например, доктрину «просвещенного индивидуализма» Г. Гувера, подобно которому Буш требовал переложить заботу о нижних слоях, бедных и сирых американцах с государства на добровольные группы и индивидуумов. Среди президентов-консерваторов Буш-мл. избрал образцом для подражания Р. Рейгана. Серьезным следствием экономической политики Буша-мл. явилось возобновление тенденции углубления социального расслоения и общественного неравенства. Количество миллиардеров в период президентства Буша-мл. почти вдвое увеличилось, но также существенно выросло число – с 33 до 40 млн человек – живущих ниже черты бедности. Свободное предпринимательство, будучи максимально освобожденным от государственных ограничений, способствовало резкому снижению этических норм бизнеса, как и контроля за его поведением со стороны гражданского общества и власти.

В банковском секторе и на фондовых рынках США стали нарастать финансово-спекулятивные махинации, которые в возникновении экономического кризиса, развившегося с 2008 г., сыграли гораздо большую роль в сравнении с 1920-ми гг. Финансово-спекулятивные «пузыри» первоначально наиболее активно возникали в сфере информационных технологий и интернет-бизнеса, а затем в строительстве. Спекулятивная ипотека привела к тому, что количество семей, владеющих собственными домами, росло. Дж. Буш-мл. и Республиканская партия имели сформулированную внешнеполитическую программу. Она пестовалась в течение десяти лет, отличалась откровенным мессианизмом и агрессивностью. Ее авторов называют вторым поколением неоконсерваторов, которое было убеждено, что двухполюсный мир сменился однополярным и американская демократическая империя, этот «новый Рим», вправе без всяких экивоков распоряжаться судьбами человечества. Пренебрежение к сложившимся международным институтам, в том числе союзническим, имело прямое отношение к доктрине Буша о «коалиции желающих». Она была открыто высказана во время интервенции США в Ирак в 2003 г., когда ведущие государства НАТО, Франция и Германия, отказались поддержать США (интервенция не имела санкции со стороны ООН).

Ставка неоконсерваторов на силовое утверждение американского миропорядка имела следствием появление в их арсенале доктрины «смены режимов». Ее провозгласили после 11 сентября 2001 г., и она стала известна как доктрина Буша. Отправным историческим моментом для практической реализации неоконсервативного мессианизма стали события 11 сентября 2001 г. В этот день четыре гражданских самолета США, выполнявших внутренние рейсы, были захвачены исламскими террористами и направлены на уничтожение важных экономических и политических объектов Соединенных Штатов. В результате взрывов были уничтожены башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью - Йорке, часть зданий Пентагона, погибли 3000 американских граждан, многие были ранены. Буш-мл. и его правительство заявили, что за терактами стояла радикальная исламистская «Аль-Каида» (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации), провозгласили целью ее уничтожение, как и объявили тотальную войну мировому терроризму.

Сразу после терактов Буш-мл. провел через Конгресс США закон о патриотизме, согласно которому было создано Министерство внутренней безопасности с широкими полномочиями по пресечению в дальнейшем террористической опасности внутри самих США. Закон ограничивал конституционные права американцев, но те были готовы на чрезвычайные меры ради искоренения терроризма. Буш-мл. стал упорно доказывать, что новое мировое зло борется с Соединенными Штатами по единственной причине – ненависти к американской демократии и свободе. Хотя первым объектом антитеррористической войны США оказался Афганистан, «неоконы» видели главную цель в уничтожении режима Саддама Хусейна в Ираке. Сразу после событий 11 сентября 2001 г. Буш-мл., модернизируя доктрину национальной безопасности, включил в нее понятие «превентивная война», предполагавшее нанесение сокрушительных ударов по стране-противнику, даже если та непосредственных агрессивных действий не совершала, но признавалась реально опасной для США.

Намерения Буша-мл. вторгнуться в Ирак были осуждены лидерами ведущих стран НАТО – канцлером ФРГ Г. Шрёдером и президентом Франции Ж. Шираком. Войну против Ирака решительно осуждала и Россия. «Неоконы» объявили о создании «коалиции желающих», в которую, помимо прочих, вошли некоторые бывшие советские республики – Грузия и Украина. Пятнадцатого апреля 2003 г. Ирак был повержен. Буш-мл. выдвинул план «демократизации Большого Ближнего Востока», в который, помимо собственно Ближнего Востока, включал и Средний Восток, т.е. Афганистан, Пакистан и Иран. Организованные американским командованием в январе 2005 г. первые за многие десятилетия свободные парламентские выборы в Ираке привели к власти шиитов, составлявших 65% населения мусульманского Ирака, и отстранили от нее суннитов, которые господствовали в государственных органах в период правления С. Хусейна.

Одобренная затем посредством референдума Конституция Ирака закрепляла ведущую роль в политике за шиитами. Сунниты и шииты начали истреблять друг друга в масштабах, многократно превосходящих потери Ирака в войне с Соединенными Штатами. Американцы были намерены реализовать проект «Продвижение демократии» на постсоветском пространстве. Сначала Вашингтон поддержал оппозиционеров Грузии, где проамериканский политик М. Саакашвили организовал «революцию роз» против президента страны Э. Шеварднадзе, который некогда, в период горбачевской перестройки, также был фаворитом Вашингтона, но утратил доверие в постсоветский период. В ноябре 2003 г. Саакашвили сумел при помощи энергичного натиска на престарелого руководителя Грузии отстранить его от власти. Он пригласил контингент американских консультантов для обучения грузинской армии, приобретал за деньги налогоплательщиков США американское вооружение, а позднее назвал одну из центральных магистралей Тбилиси именем Дж. Буша. В 2004–2005 гг. «цветная» («оранжевая») революция произошла на Украине. Она развивалась в ходе напряженных президентских выборов, продолжавшихся из-за крайне противоречивых результатов с ноября 2004 по январь 2005 г.

В итоге победителем был признан проамериканский политик В. Ющенко. США одобрили это, и Украина вместе с Грузией стали рассматриваться в качестве кандидатов для расширения НАТО. Президент Российской Федерации В. Путин отверг американское единоличное лидерство в мире в речи в Мюнхене 12 февраля 2007 г. на международной конференции по вопросам политической безопасности. Высшей точки напряженности отношений между Вашингтоном и Москвой достигли в начале августа 2008 г., когда грузинский президент М. Саакашвили, опиравшийся на поддержку США, но предупрежденный им не предпринимать авантюрных шагов, решил одним внезапным военным ударом вернуть в подчинение Тбилиси Южную Осетию, которая, как и Абхазия, сумела объявить о государственной независимости.

Однако пришедшая на помощь Южной Осетии Россия сумела «принудить к миру» грузинского авантюриста. В «осетинской войне» США, как и в целом Запад, приняли сторону Саакашвили, но не осмелились оказать ему прямую военную помощь. Президент США Буш-мл. и его единомышленники осознавали опасность политического возвышения Китая, а, принимая во внимание его экономическую мощь, рассматривали Поднебесную как мощного соперника. Вашингтоном предпринимались усилия по созданию «сдержек и противовесов» государству, в перспективе имев Серьезными осложнениями сопровождались отношения США с Латинской Америкой. Важным для укрепления независимого курса латиноамериканских стран явилось нараставшее разочарование в Вашингтонском консенсусе, который был предложен латиноамериканским странам на исходе холодной войны Соединенными Штатами, МВФ и Всемирным банком как единственный безошибочный путь экономического развития.

Он включал следующие принципы: минимальный дефицит бюджета, предельно низкие ставки налогов, либерализация финансовых рынков, свободный обменный курс национальной валюты, тотальная приватизация. Президентские выборы 2008 г. показали, что в США наблюдалось нечто подобное новому «вьетнамскому синдрому». Американцы отдали победу представителю Демократической партии Б. Обаме, пообещавшему в минимально короткие сроки вернуть домой армейские части из Ирака и Афганистана. Барак Обама, первый темнокожий американец, мулат (отец – уроженец Кении, мать – белая американка), избранный в 2008 г. президентом США, а в 2012 г. переизбранный на эту должность, воспринимался многими как «левый» либерал, противостоящий неолиберальному большинству демократов. Консерваторы представляли его как «левака», социалиста, марксиста. А некоторые предпочитали называть его фашистом и на карикатурных портретах Обамы пририсовывали темнокожему политику гитлеровские усики.

Программный клич Обамы – «Пришло время перемен!» – воспринимался как обещание глубоких реформ. Но в своей биографической книге Обама высказался критически о социальном либерализме и одобрительно об его рейгановской альтернативе: «Рейган подарил американцам ощущение общей цели, о котором либералы к тому времени основательно подзабыли. И чем больше шумели его критики, тем лучше они играли ту роль, которую он им отвел, – оторванной от жизни, приверженной правилу “облагай налогом и трать”, во всем обвиняющей Америку политкорректной элиты». Обама в конкретных мерах демонстрировал прагматизм. В 2012 г. в преддверии и во время второй президентской избирательной кампании он отчитывался о своих спасательных мерах. Особенно Обама гордился спасением автомобильной промышленности США. В 2009 г. он потребовал от трех гигантов, оказавшихся на грани банкротства, – «Дженерал Моторс», «Крайслер» и «Форд» – финансовых планов спасения автопрома. Проекты, предложенные самими корпорациями, были признаны несостоятельными. На помощь пришли аналитики государства. Эффект был достигнут. Государство инвестировало 50 млрд долл. в спасение «Дженерал Моторс» и 7 млрд долл. в спасение «Крайслер». «Форд» от государственной помощи отказался.

Несмотря на огромные расходы на «пожарные» меры спасения экономики, Обама с момента вступления в президентскую должность начал решительно продвигать радикальную реформу государственного медицинского страхования, также требовавшую колоссальных затрат. Консерваторы объявили такую реформу антиамериканской, с точки зрения ее сути, и безумием в условиях спасения тонущей экономики. Но Обама был тверд в проведении реформы, тем более, что демократы на выборах 2008 г. добились большинства в обеих палатах Конгресса США, которому предстояло выработать и принять соответствующий закон. Обаме понадобилось немногим более года для того, чтобы воплотить радикальный замысел в жизнь. В конце марта 2010 г. он скрепил своей подписью закон, принятия которого демократы тщетно добивались со времен Г. Трумэна. Если до реформы частным медицинским страхованием в США было охвачено около 67% граждан (у остальных 50 млн человек на нее не было денег), то государственное медицинское страхование, объявленное обязательным, охватывало практически все американское население. Для граждан с низкими доходами предусматривались льготы на приобретение государственных медицинских страховок. Для лиц, отказывавшихся покупать страховки, вводились штрафы в сумме 495 долл. в 2014 и 2015 гг. и в 750 долл. – в 2016 г. с последующим наращиванием штрафов с учетом инфляции.

Для снижения стоимости страховой медицины предполагалось создание страховых бирж, на которых граждане могли выбирать компанию для приобретения страховки. Государственный контроль предполагал контроль над ценами в страховой медицине. Людей, живущих ниже черты бедности в период президентства Б. Обамы, стало больше, чем при Буше-мл. Если в 2009 г. насчитывалось 43,6 млн человек, или 14,3% от численности населения, то в 2012 г. стало 46,2 млн, или 15,1%. В ноябре 2012 г. на президентских выборах Барак Обама одержал победу, получив 51% голосов избирателей. Главными, как и в прежние десятилетия, оказывались социокультурные противоречия.

США оставались разделенными на либералов, отстаивавших постмодернистские ценности, и консерваторов, приверженных ценностям традиционным. Продолжались «культурные войны» вокруг таких явлений, как женское равноправие, сексуальная свобода, нетрадиционный брак, мультикультурализм, иммиграция. Б. Обама и демократы последовательно расширяли поддержку постмодернистских ценностей на законодательном уровне. Все большее количество штатов, следуя историческому для Соединенных Штатов решению Верховного суда США начала 1970-х гг. (дело «Роу против Уэйда»), признавали право женщин на аборт. Увеличивалось количество штатов, одобрявших однополые браки. Если до 2008 г. такие союзы признавались только в Калифорнии, то в период президентства Обамы их признали более чем в 30 штатах, в том числе в штате Нью-Йорк. Успехом для сторонников нетрадиционных ценностей явилось решение Верховного суда США в июне 2013 г., приравнявшее однополые браки к традиционным. Резко возросла толерантность в отношении геев со стороны американцев. Если в 1982 г. только 31% опрошенных признавал геев равными во всех отношениях остальным гражданам, то в 2008 г. таковых было 57%.

Во внешней политике, идя к власти, Обама отклонил бушевскую доктрину «смены режимов» как способа «продвижения демократии» в мире. Самим Соединенным Штатам для поддержания и укрепления собственных международных позиций, как свидетельствовал опыт истории, следовало опираться на «мягкую силу». В предвыборной риторике Обама осудил мессианизм, как «родовой» стержень американской внешнеполитической идеологии и ментальности: «у нас в ДНК <…> отпечатано стремление к расширению – географическому, экономическому и идеологическому». Позитивное изменение отношений с Россией получило выражение в лозунге и политике «перезагрузки». Администрация Обамы заявила о готовности к компромиссам и, согласно формулировке вице-президента США Дж. Байдена, отказалась от «большой игры» за влияние на постсоветском пространстве, поступилась стратегией «продвижения» на нем демократии и сделала упор на обеспечение стабильности региона. Конфликт России и Грузии был отодвинут на второстепенную позицию. Возможность вступления Грузии и Украины в НАТО снималась с повестки практической политики США. Восьмого апреля 2010 г. в Праге президенты России и США подписали договор СНВ–3, уменьшавший ядерные запасы каждой стороны почти на одну треть. В 2011 г. в Ливии развился острый конфликт между диктатором М. Каддафи и многочисленными повстанцами.

Обама, с одной стороны, заявил, что руководство миссией защиты мирного населения Ливии должно быть возложено на руководство НАТО, а основное бремя военных операций – на Францию, Великобританию и Италию, т.е. европейцев, а с другой стороны, в пропагандистской риторике все время расширял мессианский диапазон американского участия. Из его уст прозвучали фразы, что от «мирового лидерства» Америку освободить никто не может и что «Каддафи должен уйти». Внешняя политика Обамы во время второго президентского срока была отмечена консервативным креном. В конце 2012 г. Сенат США, одобрив отмену поправки Джексона–Вэника, вместе с тем дополнил свое решение актом, накладывавшим запрет на въездные визы в США для ряда российских официальных лиц. Последние два года пребывания Обамы у власти ознаменовались резким ухудшением отношений США и России. Главной причиной явился крах в 2014 г. коррупционного украинского правительства и захват руководства людьми, избравшими радикально антироссийский и проамериканский курс. США, способствовавшие перемене, стали оказывать Киеву экономическую и военную поддержку, а в отношении России, оценившей приход к власти в Украине националистов как государственный переворот, ввели широкие экономические и политические санкции. Восьмого ноября 2016 г. в ходе американских президентских выборов за кандидата от Демократической партии проголосовало 65,8 млн избирателей, за республиканца Д. Трампа – 62,9 млн. Благодаря мажоритарной системе выборов по штатам Трамп 19 декабря при голосовании выборщиков получил 304 голоса, а его соперница Х. Клинтон – 227.

Победа Трампа стала сенсацией, она опровергла выводы социологических опросов, как и мнения подавляющего числа аналитиков, предрекавших победу демократке. Представители Демократической партии, а также поддерживавшие ее средства массовой информации, располагавшие подавляющим большинством среди американских СМИ, обратились для объяснения к конспирологической доктрине и обнаружили причину поражения во вмешательстве в ход выборов российской власти, якобы поддерживавшей Трампа. Многие республиканцы выступали против Трампа, но он победил всех, а съезд партии выдвинул его кандидатом фактически вынужденно, подчинившись воле первичных выборов.

Программа Трампа была близка палеоконсерватизму, который в партии исповедовало меньшинство. Эта идеология не завоевала большинства ни в Республиканской партии, ни, тем более, в стране, но ее влияние оказалось достаточным среди простых граждан для победы Д. Трампа на президентских выборах. Предвыборная программа Трампа ориентировалась на сторонников традиционных ценностей. Трамп обещал отменить закон Обамы о государственном обязательном медицинском страховании и вернуть традиционное страхование. Трамп провозгласил также радикальное сокращение налогов на бизнес. Одна из целей заключалась в возвращении транснациональных корпораций в США. В области иммиграции Трамп рассчитывал расследовать и выкорчевать злоупотребления визовыми программам, а самое главное, построить пограничную стену между США и Мексикой (более трех тыс. миль) и обуздать нелегальную иммиграцию. В программе внешней политики прозвучало обещание сосредоточиться на борьбе с международным терроризмом. Звучала критика в адрес НАТО. Блок объявлялся устаревшим, финансирование его Соединенными Штатами чрезмерно несправедливым. Предлагалось увеличить военные расходы европейских союзников. Таковы были основные обещания трамповской программы «Сделаем Америку вновь великой». Она вызвала гнев либеральной прессы США, Демократической партии и европейских союзников.

На съезде Республиканской партии Трамп пошел на уступки ее неоконсервативному большинству. Программа подтвердила американское мировое лидерство, нейтрализовав критику тех, кто обвинял Трампа в изоляционизме. Но внутриполитические пункты Трампа практически не претерпели изменений. Критика постмодернистских социокультурных ценностей, начертанных на знамени Демократической партии, была в программе республиканцев предельно жесткой. Придя к власти, Трамп натолкнулся на серьезное сопротивление попыткам практической реализации своей программы. Был отклонен его проект отмены государственного медицинского страхования. Затормозился и лег «под сукно» план строительства стены между США и Мексикой. Трамп повел борьбу против иммиграции.

Преодолевая сопротивление демократов и части республиканцев в Конгрессе США, он президентскими указами санкционировал строительство стены на американо-мексиканской границе, начал ограничивать выдачу виз выходцам из мусульманских стран, планировал резкое ограничение и отмену грин-карт, наметил иные меры по резкому сокращению предоставления гражданства США для «цветных» индивидов. В 2017 г. был принят закон о сокращении налогов на бизнес. Два года спустя, по данным опроса авторитетного Центра Пью, 46% респондентов считали действующую налоговую систему справедливой, 52% – несправедливой. Трампу не удалось отменить закон Б. Обамы о государственном медицинском страховании, но он гордился тем, что был ликвидирован штраф за просрочку обязательного медицинского страхования. Важнейшей своей целью Трамп объявил ликвидацию социализма в Латинской Америке и в самих США. Под социализмом он понимал любые социальные программы, зачислял в социалисты членов Демократической партии. Одной из основных своих целей Трамп избрал борьбу с КНР, выходившей на первую позицию в мировой экономике. По убеждению президента США, это произошло из-за размещения американскими транснациональными корпорациями производств в Китае и использования последним «нечестной конкуренции» с Соединенными Штатами. Трамп увеличил ввозные пошлины на китайские товары. и потребовал от американских корпораций вывода предприятий из Китая. Некоторые ТНК начали переводить производства в другие развивающиеся страны.

Придя к власти, Трамп начал доказывать, что он гораздо более жесткий, нежели Б. Обама, противник России. Он отказался от переговоров о сокращении стратегического ядерного вооружения, принял решение о выходе США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, продолжил широкое одобрение антироссийских санкций. Трамп настаивал на развитии Соединенными Штатами современной системы противоракетной обороны и требовал не жалеть средств на собственные вооруженные силы. Несмотря на обвинение Украины в поддержке оппонентов из Демократической партии, он продолжил оказание Киеву военной помощи. Как внутренняя, так и внешняя политика Трампа подверглась ожесточенной критике со стороны Демократической партии и верных ей либеральных СМИ. Некоторые российские эксперты (особенно журналисты) обрушились на Демократическую партию США как на «либерастов», а часть из них даже начали прогнозировать социалистическую революцию в результате ее победы. Это не так. Главным спонсором партии являются ТНК, и партия, выполняя их волю, следует требованию Клинтона и неолибералов – руководить мировой глобализацией. Но победить с помощью «товара», приемлемого для одного верхнего класса, невозможно. Демократы сделали ставку на мультикультурализм, который, по их расчетам, должен обеспечить поддержку большинства избирателей, с учетом того, что его одобряли много белых американцев, особенно молодежь, женщины, и все небелые этносы.

Направляющей поддержкой Демократической партии пользовались политкорректное женское движение «ми ту» («me too»), агрессивное движение чернокожих и части белых «Черные жизни имеют значение» («Black lives matter»). Либеральная политкорректность наносила сокрушительные удары по традиционной американской цивилизации, истории белых американцев, в первую очередь англосаксов. Но демократы ради победы над республиканцами были готовы встать на колени перед чернокожими, лишь бы сокрушить политических оппонентов. В прошлом в конкурентной политической борьбе демократы не раз поглощали сторонников «левых» самых разных мастей. В этот раз успех Демократической партии, по ее расчетам, должны обеспечить радикальная политкорректность и мультикультурализм. Придя к власти в 2020 г., партия продемонстрировала готовность интегрировать «левые» движения с помощью либеральных реформ. Программа 2020 г., одобренная на съезде Демократической партии, провозгласила «многообразие» высшей ценностью.

Партия обещала повысить минимальный уровень зарплаты, удешевить жилищный кредит, добиться полного равноправия для женщин, расово-этнических и гендерных меньшинств. Она объявила приоритетом интересы среднего и нижнего классов, обещая преодолеть застой в их материальном положении, распространить плоды экономического роста на все группы и слои населения. Лидер республиканского меньшинства в палате представителей Конгресса США К. Маккарти утверждал, что республиканцы не могут «позволить Соединенным Штатам идти по пути социализма с правительством, которое решает, сколько кому разрешено зарабатывать, а остальное конфискует и передает политическим соратникам и приближенным». В области внешней политики президент США Дж. Байден, как и республиканцы, главного соперника усматривал в Китае. Идеологическим нововведением Байдена и демократов, в сравнении с республиканцами, явилось разделение всех стран не на три группы – демократические, авторитарные, тоталитарные, как требовала неоконсерватор Дж. Киркпатрик, представитель США в ООН эпохи Р. Рейгана, а на две – демократические, в которые были зачислены страны Запада, и авторитарные, к которым были отнесены Китай и Россия.

Байден призвал страны Запада к сплочению вокруг США в конкуренции с авторитарными странами. В конце лета 2021 г. Байден распорядился завершить 20-летнюю провальную войну в Афганистане, где после ухода США возник хаос. Президент доказывал, что эвакуацию едва ли было возможно провести более упорядоченно. Он также напомнил, что соглашение с афганским Талибаном (террористической организацией, запрещенной на территории Российской Федерации) подписал еще Д. Трамп. Байден подчеркнул, что в течение двух десятилетий на войну в Афганистане Соединенные Штаты тратили свыше 300 млн долл. в день. Он впервые заявил, что США отказываются от доктрины «распространения демократии» в мире силой. В последующем США сделали упор на помощь украинской власти в противостоянии России. Американские избиратели, согласно социологическим опросам, разделились примерно поровну на тех, кто поддерживал меры демократов, и тех, кто выступал против. Республиканцы надеются на успех в ходе президентских выборов 2024 г. Но сохраняет актуальность пророчество американского социолога, политолога и историка-экономиста И. Валлерстайна (1930–2019): «Если принять во внимание четыре основных критерия неравного распределения – пол, раса и национальность, возраст и социальный класс, становится ясным, что те, кто получает меньше, чем полноценную долю, составят большинство голосующих…»
22.10.2024
Важное

Правительство Японии принимает меры, чтобы сбить цены на рис.

21.06.2025 13:00:00

Группа ученых исследует места захоронений радиоактивных отходов в северо-восточном районе Атлантики, чтобы выяснить, насколько они опасны для экосистем.

21.06.2025 09:00:00
Другие Статьи

Лекция филолога-испаниста Ольги Мусаевой «Маруха Мальо: душа испанского авангарда» о жизни и творчестве художницы.

Россия и Бразилия активизируют стратегическое партнёрство, преодолевая период охлаждения отношений.

Глобальная финансовая система переживает кризис легитимности МВФ, в то время как БРИКС+ активно создаёт альтернативные институты и механизмы взаиморасчётов.

В Ибероамериканском центре Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино (РФ) представили сборник рассказов мозамбикского писателя, переведённых на русский язык.