Завсегдатаи Burning Man, ежегодного недельного фестиваля в пустыне Невада, обычно изо всех сил пытаются купить билеты. В этом году они изо всех сил стараются их продать. Впервые с 2010 года не были раскуплены билеты на «Собрание хиппи и миллиардеров», которое началось 25 августа. Билеты стоимостью в 575 долларов продаются на вторичном рынке менее чем за полцены.
Возможно, некоторых людей отпугивает
дикая погода: в последние годы были и рекордная жара, и проливные дожди, в результате чего посетители фестиваля обгорели и увязли в грязи. Но
Burning Man не единственное мероприятие, переживающее тяжелый год. В апреле
Coachella, крупнейший фестиваль музыки и искусств
Америки, не смог распродать билеты. То же самое произошло с фестивалями в
Рединге и
Лидсе, которые начались в
Великобритании 21 августа. Этим летом в общей сложности было отменено
более 50 британских фестивалей.
Отчасти в этом виноваты более
высокие расходы. Карантины 2020-21 годов обанкротили компании, занимающиеся организацией концертов, сократив поставки всего: от осветительного оборудования до переносных туалетов. Когда позже возник спрос, результатом стал резкий скачок цен. Согласно подсчету
Ассоциации независимых фестивалей, в этом году в
Великобритании главной причиной отмены мероприятий являются издержки.
Суперпопулярные фестивали могут переложить эти расходы на потребителей: в этом году билеты на фестиваль в Гластонбери были быстро распроданы, несмотря на то что они стоили на 43 % дороже, чем в 2019-м. Но те, кто не входит в список топовых мероприятий, изо всех сил пытаются убедить фанатов раскошелиться. В мае Дженнифер Лопес отменила серию концертов из-за слабых продаж.
Фестивали также пострадали из-за изменений
в привычках прослушивания. Алгоритмы стриминговых платформ, таких как
Spotify, распределили поклонников по нишам, сделав рынок более фрагментированным, чем в те дни, когда все слушали одни и те же радиочарты. По мере того как слушатели делятся на сообщества, от
k-pop до хип-хопа, становится все сложнее собрать фестивальный состав, привлекающий широкую аудиторию, говорит
Уилл Пейдж, бывший главный экономист
Spotify. Мероприятия, посвященные одному музыкальному жанру, проходят лучше, чем мероприятия, представляющие общий интерес, говорит он: сегодняшние фанаты
«предпочитают вариться в своем фан-котле, а не ходить на фестивали».
Фрагментация аудитории также усложняет проведение фестивалей для
артистов мейнстрима, которые больше не могут рассчитывать на восторженный прием. В июне на фестивале
Mighty Hoopla в Лондоне (Великобритания)
Рита Ора пыталась вовлечь публику в исполнение одной из своих песен, но никто не знал слов. В апреле, когда публика
Coachella осталась равнодушной к выступлению
Blur, фронтмен группы
Дэймон Албарн отругал их:
«Вы нас больше никогда не увидите, так что можете, черт возьми, хотя бы спеть с нами сейчас». Энтузиазм по поводу фестивалей, похоже, повсюду идет на убыль.
The Economist
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения Omar Safaa и Juan Carlos Ramirez