Вьетнам – государство с быстро развивающейся экономикой. За этой сферой должна «успевать» и наука. Что сейчас происходит с научной отраслью страны? Об этом изданию «За рубежом» рассказал профессор Сколковского института науки и технологий, профессор РАН Артём Оганов.
«Наука во Вьетнаме на довольно приличном уровне, – говорит учёный, – много специалистов из этой страны получили дипломы за рубежом, но затем вернулись на родину и продолжили работу здесь, причём очень продуктивно». Молодых специалистов привлекают условия – многие университеты выплачивают сотрудникам достойную зарплату. «Что касается технического оснащения – с ним всё ещё есть некоторые проблемы. Учёным не хватает экспериментального оборудования и суперкомпьютерных мощностей. Это необходимо, чтобы заниматься наукой на передовом уровне. Тем не менее, экономика Вьетнама быстро растёт, а её благополучие всё же тесно связано с благополучием в том числе и науки, так что перспективы здесь очень хорошие», – считает Оганов.
Профессор отметил — во Вьетнаме также открываются частные университеты. У одного из них очень интересная история. Университет VinUniversity основан группой компаний Vingroup, которая начинала свою деятельность с изготовления и продажи лапши быстрого приготовления на Украине. За несколько лет предприятие разрослось настолько, что его владельцам удалось продать бизнес за 150 миллионов долларов компании Nestle. Предприниматели вернулись во Вьетнам, где решили попробовать себя в разных направлениях бизнеса: от фармацевтики до девелопмента. Одной из сфер деятельности также стала наука - был создан частный университет, а пару лет назад компания учредила научную премию VinFuture Prize.
«В жюри и оргкомитете премии, – поясняет Артём Оганов, – крупнейшие учёные мира. Сама она – своего рода конкурент Нобелевской премии, только в три раза больше – если гран-при первой составляет около миллиона долларов, то у вьетнамской премии – три миллиона».
В плане разработок Вьетнаму тоже есть, чем похвастаться. Как рассказал Артём Оганов, сейчас одна из групп ученых исследует процесс стеклообразования.
«В некоторых веществах стёкла возникают легко, а в других - с огромным трудом, – рассказывает Оганов, – например, металлическое стекло сделать гораздо сложнее, чем кварцевое. Как жидкость превращается в стекло? Что мешает ей кристаллизоваться? Во многом этот процесс загадочен, но вьетнамские коллеги разрабатывают интересные теории и вычислительные методы, помогающие их изучать».
Кстати, работа над изучением процесса стеклообразования может найти своё практическое применение в фармацевтике. «Растворимость является болевой точкой для многих лекарственных препаратов – многие из них плохо растворяются в воде. Получение же стеклообразной формы этих веществ может быть интересным ходом решения этой проблемы», – объясняет ученый.
Занимаются вьетнамские ученые и обучением подрастающего поколения: «Я видел, как серьёзно они относятся к воспитанию молодёжи, регулярно проводят для них школы. Кстати, об отношении к обучению – по его итогам всем ученикам раздают книги с материалами, которые они проходили. Во-первых, очень удобно, что вся информация остаётся с тобой. Во-вторых, это требует больших вложений и времени, я впервые видел такое. Приятно наблюдать, что вернувшиеся в страну специалисты горят желанием подготовить будущих учёных», – подводит итог Артём Оганов.
Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.
В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.
Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.
Являлся ли Зигмунд Фрейд великим писателем?
Япония разбирается с последствиями крупнейшей аварии века с помощью нового роботизированного устройства.
Почему попытки сэкономить в условиях роста цен могут привести к увеличению расходов.
В этом году американский режиссёр Стивен Заиллян получил премию «Эмми» за сериал «Рипли».