Нашествие викингов

Как скандинавские компании, такие как Lego и Novo Nordisk, завоевали мировой рынок

Из обеденного зала на первом этаже «Виллы Карла» в Копенгагене гостям открывается чарующий вид на изумительный сад, украшенный классическими статуями. Дом в стиле ар-нуво был построен в 1892 году Карлом Якобсеном, сыном основателя Carlsberg. С тех пор пивоварня, которая сегодня использует этот дом для проведения деловых встреч, стала одной из крупнейших в мире. Якоб Ааруп-Андерсен, нынешний глава Carlsberg, признаёт, что успех компании — это часть более масштабной головоломки, связанной со всеми датскими фирмами. Только вчера вечером за ужином, по его словам, кто-то спросил его, как в такой маленькой стране могло появиться такое количество крупных компаний.

И так можно сказать не только о Дании, но и о Финляндии, Норвегии и Швеции. На долю четырёх крупнейших скандинавских стран приходится всего 1 % мирового ВВП и 0,3 % населения планеты. Но при этом они породили впечатляющий список корпоративных гигантов. Lego по объёму выручки – крупнейший производитель игрушек в мире; IKEA — крупнейший производитель мебели (и благодаря шведским фрикаделькам шестая по величине сеть ресторанов). В странах Северной Европы находятся ведущие производители всего: от машин (Atlas Copco) и телекоммуникационного оборудования (Nokia и Ericsson) до ремней безопасности (Autoliv) и лифтов (KONE). В этом регионе также базируется один из самых крупных музыкальных стриминговых сервисов (Spotify) и крупнейший в мире сервис «купи сейчас, заплати потом» (Klarna). Novo Nordisk, датская компания-пионер в области препаратов для снижения веса (Novo Nordisk является производителем нашумевшего средства для похудения «Оземпик» - прим. ред.), является самой дорогой компанией в Европе, даже несмотря на то, что в декабре после провальных испытаний нового лекарства её акции упали.

Скандинавские компании завоевывают рынок

За последнее десятилетие скандинавские корпорации по показателям превзошли компании из остальной Европы. В течение последних десяти лет нефинансовые компании, зарегистрированные на биржах в четырёх скандинавских странах, обеспечили более высокую доходность для акционеров, чем средний показатель по Европе. Сегодня скандинавские фирмы составляют около 13 % индекса MSCI Europe, в который входят самые ценные компании континента, хотя еще пять лет назад их доля была 10 %. Сегодня же это примерно столько же, сколько у немецких компаний.

Скандинавские компании также показывают хорошие результаты в сравнении с мировыми производителями в тех же отраслях. The Economist сравнил 20 самых ценных зарегистрированных на бирже компаний региона с их основными зарубежными конкурентами по ряду показателей.


В среднем в 2023 году операционная прибыль скандинавских компаний была выше на семь процентных пунктов, чем у их конкурентов, а доходность инвестированного капитала - на пять процентных пунктов. Соотношение долга к операционной прибыли (без учета износа и амортизации) у 14 из 20 рассмотренных компаний по сравнению с их конкурентами было ниже. Ежегодный рост продаж оказался примерно на одном уровне.


ФАКТОРЫ УСПЕХА СКАНДИНАВСКОГО БИЗНЕСА


Конечно, не у всех скандинавских компаний столь же радужная картина. Northvolt, производящая аккумуляторы, недавно обанкротилась. Бизнес Nokia по выпуску телефонов потерпел крах с появлением iPhone. Скандинавам,  разумеется, во многом повезло. У региона есть доступ к обширным природным ресурсам, в том числе к древесине, железной руде и — особенно в Норвегии — нефти и газу. Тем не менее успех скандинавских компаний поражает. Чем он объясняется?

Один из факторов заключается в том, что скандинавские бизнесмены, как и их предки-викинги, — это иностранные авантюристы. «Наша малочисленность — это благо в том смысле, что это вынуждает бизнес смотреть за пределы национальных границ и ориентироваться на международное развитие», — говорит Ааруп-Андерсен.

Большинство наиболее успешных североевропейских компаний получают основную часть своих доходов за пределами своей родной страны. Средняя доля доходов, полученных на внутреннем рынке, для десятка самых успешных компаний составляет всего 2 %.

Аналогичные компании в остальной Европе получают 12 % своих доходов на домашнем рынке, а в Америке этот показатель и вовсе составляет 46 %.


Андерс Бойер, финансовый директор Pandora, крупнейшего в мире по объёму продаж производителя ювелирных изделий, говорит, что его компания прошла путь от единственного магазина в Копенгагене до международной корпорации за семь или восемь лет. Но при этом на саму Данию приходится всего 1 % продаж компании.

Второй фактор успеха заключается в том, что скандинавские компании уже давно с энтузиазмом внедряют современные технологии. Вскоре после Второй мировой войны основатель Lego отказался от дерева в пользу нового материала для производства игрушек после того, как поиграл с новомодной машиной для литья пластмасс (и это стоило ему годового объёма продаж). И тяга ко всему новому сохраняется по сей день. Данные статистического агентства Eurostat показывают, что 45 % компаний в Европейском союзе с численностью более десяти человек платят за услуги облачных вычислений. И возглавляют этот рейтинг четыре страны Северной Европы, там показатель составляет 73 %.

Любовь скандинавов к технологиям отлично демонстрируется на огромной и успешной стартап-сцене региона. Среди европейских городов только Лондон, Париж и Берлин привлекают больше венчурного финансирования, чем Стокгольм, в котором, между прочим, проживает куда меньше людей. Хельсинки стали базой разработчиков игр, в том числе Rovio, создателя Angry Birds, и Supercell, разработавшего Clash of the Clans. К тому же скандинавским предпринимателям не так страшно рисковать: даже в случае неудачи они получат доступ к щедрым пособиям по безработице и хорошо функционирующим государственным системам здравоохранения и образования.

Государственная политика в широком смысле является третьим фактором, лежащим в основе успеха скандинавских компаний. Хотя в странах Северной Европы действуют высокие ставки подоходного налога, за счет которых и финансируются щедрые социальные программы, налог на прибыль компаний там примерно такой же, как и в США. Каждый год консервативный аналитический центр Heritage Foundation в Вашингтоне составляет индекс экономической свободы стран, и за основу берутся такие показатели, как степень открытости рынков, то есть тарифные ставки, и уровень зарегулированности предпринимательства. Дания, Норвегия и Швеция стабильно входят в первую десятку. В частности, в Дании нанимать и увольнять работников проще, чем в других странах Европы. Благодаря цифровизации, проведённой правительством Дании, вести бизнес в этой стране тоже стало проще. Как отмечает Винсент Клерк, глава датского судоходного гиганта Maersk, «вы можете получить идентификационный номер НДС в течение дня». Во Франции на это могут уйти месяцы.

Четвёртый фактор, обеспечивающий более высокие показатели в странах Северной Европы — это терпеливые акционеры. По данным консалтинговой компании McKinsey, большая часть (80 %) крупных скандинавских компаний контролируется владельцами, которые держат акции на протяжении длительного времени. Это контрастирует с ситуацией в Европе, где доля таких компаний ниже (60 %), и особенно с Америкой, где долгосрочные владельцы составляют меньшинство (всего лишь 20 %).


АДАПТАЦИЯ КАК КЛЮЧ К УСПЕХУ


Важную роль в этом регионе играют и бизнес-династии. Maersk и Lego по-прежнему контролируются семьями-основателями Моллер и Кристиансен соответственно, хотя обеими компаниями управляют сторонние лица. В Швеции Валленберги, сколотившие состояние благодаря банковской деятельности, владеют крупными пакетами акций различных компаний, в том числе «Атлас Копко» и «Эрикссон». Другие крупные скандинавские компании, в том числе «Карлсберг» и «Ново Нордиск», контролируются некоммерческими фондами.

Такие соглашения не позволяют иностранным корпорациям скупать скандинавские компании, что даёт им больше времени для роста. Кроме того, фирмы стремятся инвестировать «вдолгую». По оценкам McKinsey, 80 % зарегистрированных на бирже скандинавских компаний тратят на исследования и разработки больше, чем их конкуренты на Западе. Ларс Фруергор Йоргенсен, глава Novo Nordisk, как-то сказал, что его главная задача — понять, как компания будет выглядеть через 10–20 лет.

Возможно, это и к лучшему, потому что в ближайшие годы бизнес-модель скандинавских компаний может оказаться под угрозой. Скандинавские компании сильно зависят от операций за рубежом, поэтому особенно уязвимы в условиях нестабильной геополитической обстановки. Некоторые уже пострадали. В 2023 году бизнес Carlsberg в России был национализирован правительством страны и передан под «временное управление». В декабре пивоваренная компания согласилась продать бизнес с большой скидкой двум местным бизнесменам. Суда и контейнерные терминалы Maersk подверглись обстрелу ракетами хуситов в Красном море, из-за чего компании пришлось обходить Суэцкий канал, что, в свою очередь, увеличило время и расходы.

Во время второго президентского срока Дональда Трампа вести бизнес за границей станет ещё сложнее. Еще во время предвыборной кампании одиозный политик пригрозил ввести 10-процентный налог на импорт из всех стран. Эта угроза может и не воплотиться в жизнь — после выборов он направил свой гнев на Мексику, Канаду и Китай, — но в ближайшие годы в американской политике наверняка будет преобладать более скептический взгляд на торговлю. Это может стать проблемой: треть продаж десяти самых крупных скандинавских компаний приходится на Америку.


Чтобы справиться со всем этим, скандинавским компаниям придется пустить в ход еще одну свою суперспособность. Нильс Кристиансен, исполнительный директор Lego, говоря о том, почему компании региона так хорошо себя чувствуют, процитировал Чарльза Дарвина: «Выживает не обязательно сильнейший», но «тот, кто адаптируется к изменениям». По мере того как мировые компании готовятся к возвращению Трампа в Белый дом, эти слова звучат мудрее, чем когда-либо.
The Economist
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения Freepik, Nik , Ben Griffiths 
14.01.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.