На обложке журнала

На обложке журнала
Внушительный архив работ художника-графика, иллюстратора и акварелиста Константина Аладжалова хранится во многих собраниях США. В первые годы творческой карьеры художник писал фрески в частных домах, оформлял русские ночные клубы на Манхэттене (например, Bi-Ba-Bo Club), писал заказные портреты, занимался сценографией, рисовал афиши для театра и кино. В 1926 году начинается сотрудничество Константина Аладжалова с журналом The New Yorker, сообщает Армянский музей Москвы и культуры наций. Постепенно приобретая популярность среди американской прессы, он стал автором иллюстраций в таких журналах, как Life, The Saturday Evening Post, Vogue, Fortune, New Masses, Vanity Fair. Графику Аладжалова можно увидеть в коллекциях Бруклинского музеяМузея современного искусства в Нью-Йорке и художественных музеях Филадельфии и Далласа.

Константин Иванович Аладжалов родился в 1900 году в армянской семье. Его родной город — Нахичевань-на-Дону, в 1929-м вошедший в состав Ростова-на-Дону, где и прошло детство будущего художника. Константин Аладжалов — старший брат Семёна и Степана Аладжаловых, известных советских художников плаката.


Константин Аладжалов по окончании гимназии самостоятельно занялся рисованием. В 1917–1918 годах учился в Петроградском университете. После революции рисовал агитплакаты и портреты вождей революции, расписывал агитпоезд. В 1918-м художник возвращается в Ростов-на-Дону, где начинает сотрудничество с журналом «Искусство» и создает графические декоративные элементы для журнала «Донская волна».


Портрет поэта

В 1920 году произошла встреча Константина Аладжалова с Сергеем Есениным. В память о ней сохранился портрет поэта, нарисованный Аладжаловым. Через девять лет он был впервые опубликован в книге Мэри Дэсти «Конец Исидоры Дункан» (Detsi M. Isadora Duncan’s end. London, 1929).



«Не сразу и подумаешь, что это портрет Сергея Есенина. Контурной линией вылеплено лицо, ничего мягкого, всё резковато: губы без улыбки, большеватый нос, глаза, зрачки которых сдвинуты к переносице, волосы, челкой густой закрывающие лоб до бровей. В волосах тяжесть чувствуешь, не пышность. На голове шапочка, напоминающая тюбетейку. Что-то от угловатого подростка в этом портрете, и угрюмость взгляда, сосредоточенность внутрь себя, какая-то обиженность сомкнутых плотно губ», — пишет о нарисованном Аладжаловым портрете Есенина Валентина Кузнецова, исследователь жизни и творчества поэта.


В 1929 году художник Давид Бурлюк в письме из Нью-Йорка сообщил Софье Толстой-Есениной, жене Есенина и внучке Льва Толстого, о портрете поэта. В другом письме годом позже Бурлюк пишет, что портрет С. А. Есенина работы Аладжалова, сделанный им в поезде, будет отправлен в Москву. Спустя время портрет был опубликован в издании «Музей С. А. Есенина» без указания имени художника.


Обложки известных американских журналов


В 1923 году Константин Аладжалов эмигрировал в США, а спустя несколько лет получил американское гражданство. Поначалу художник писал фрески в частных домах, оформлял русские ночные клубы на Манхэттене (например, Bi-Ba-Bo Club), писал заказные портреты, занимался сценографией, рисовал афиши для театра и кино. В 1924-м Аладжалова пригласили расписывать стены в новом ресторане русской графини Анны Зарнекау.


В 1926 году начинается сотрудничество Константина Аладжалова с журналом The New Yorker. Его иллюстрация на обложке журнала впервые была опубликована в номере от 25 сентября 1926 года. Постепенно приобретая популярность среди американской прессы, он стал автором иллюстраций в таких журналах, как Life, The Saturday Evening Post, Vogue, Fortune, New Masses, Vanity Fair. Большинство из его рисунков выполнены в мягкой юмористической манере. Аладжалов также иллюстрировал книги по заказам издательств: «Золушку» Элис Дюэр Миллер, «Книгу песен» Джорджа Гершвина, «Семейный альбом» Павла Чавчавадзе, «От Иеговы до джаза» Хелен Кауфман и детские книги Корнелии Скиннер.



Несмотря на то что творчество Аладжалова сочетает в себе несколько жанров, узнали и полюбили его в основном благодаря сатирическим зарисовкам, посвященным жизни современной Америки. В своих иллюстрациях он уделял большое внимание мелким деталям, изображая комичность повседневности в собирательных чертах своих персонажей. Были и те, кто относил его рисунки к жанру реализма. Многие элементы рисунка в то же время говорили о жанре карикатуры, отличающейся цветовым изяществом и продуманностью.


  

Кроме рисования, Константин Аладжалов занимался и преподавательской деятельностью. В 1940–1950-х годах он давал уроки композиции и рисунка в рисовальной школе «Феникс» в Нью-Йорке, читал лекции по композиции в художественной школе Parsons и в художественной студии Александра Архипенко, американского скульптора и художника украинского происхождения.


Персональные выставки Константина Аладжалова проходили в Нью-Йорке, Далласе, Голливуде. В 1942 году был издан альбом репродукций его рисунков под названием «Жанровые картины» (Conversation pieces), текст для которого написала известная американская журналистка Жанет Фланнер.


https://t.me/armmuseum 

В иллюстрации использовано изображение автора Chanut is Industries (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/

18.08.2023
Важное

Ведущую литературную премию мира в этом году вручили ирландскому писателю Полу Линчу.

30.11.2023 13:00:00

Бывший госсекретарь США и лауреат Нобелевской премии мира умер в возрасте 100 лет.

30.11.2023 17:00:00

Интервью с послом Эфиопии в России Чамом Угалой Урятом.

28.11.2023 13:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Родион Чемонин

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

Родион Чемонин

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.