Музыкальные тренды в большом кино и сериалах в США

Музыкальные тренды в большом кино и сериалах в США

Киномузыка так же чутко реагирует на перемены в мире, как и само кино: рефлексирует, переосмысляет их, а затем формирует свое высказывание в звуке, дополняя картинку. В данной статье журналисты портала setters.media рассматривают, как меняются отношение режиссеров к музыке и ее подбору, сам музыкальный язык в кино и сообщество композиторов.


Золотой фонд Голливуда: что мы знаем как классику


Музыку Джона Уильямса, Томаса Ньюмана или Александра Деспла легко узнать — их стиль стал визитной карточкой и практически не меняется со временем. Если режиссер приглашает Александра Деспла, фильму нужны утонченные композиции с французским шармом и эмоциональной тонкостью. Деспла и его стиль неразделимы. А песни в картинах Квентина Тарантино и Джеймса Ганна — такая же часть их кинематографического языка. Поэтому плейлист их фильмов формируется еще на стадии сценария.


В индустрии есть баланс между традицией, уникальным стилем и поисками нового, что со временем может стать классикой.


Как развивается киномузыка сегодня


Режиссерские тренды: как меняется отношение режиссеров к музыке и ее подбору


1. Меньше музыки, больше драмы


В последние годы в кино стало модным упрощать музыкальный язык. Молодые режиссеры любят использовать закадровую музыку только в особых случаях, чтобы дать зрителю больше пространства для рефлексии. Это отличается от классического подхода, когда музыка раскрывает эмоциональный подтекст, заложенный режиссером.


Например, в картине «Тар» Тодда Филда музыка используется очень аккуратно. Хотя сам фильм рассказывает историю женщины-дирижера, в нем больше внутрикадровой музыки, а закадровая почти отсутствует. Это дает зрителю свободу интерпретации, а действию и главной героине добавляет неоднозначности.


2. Новые имена

Режиссеры постоянно ищут свежие имена среди композиторов — уникальный кинематографический стиль часто формируется благодаря партнеру с особенным музыкальным языком. Многие тандемы режиссеров и композиторов существуют десятилетиями.


В поисках нового звучания режиссеры и продюсеры все чаще обращаются к музыкальной индустрии. Вот несколько композиторов, перешедших в кино из музыки:


— Трент Резнор и Аттикус Росс (группа Nine Inch Nails, написали музыку к фильмам «Социальная сеть», «Девушка с татуировкой дракона», «Душа»);

— Джони Гринвуд (гитарист группы Radiohead, композитор фильмов «Нефть», «Призрачная нить», «Власть пса»);

— Кайл Диксон и Майкл Стейн (участники группы Survive, композиторы сериала «Очень странные дела»);

— Хильдур Гуднадоуттир (выступала в составе групп Múm, Pan Sonic, Throbbing Gristle, Sunn O))), написала музыку к сериалу «Чернобыль», фильмам «Джокер», «Тар», «Говорят женщины» и другим).


3. Конструктор музыки


Сотрудничество с композиторами из музыкальной индустрии дает режиссерам больше свободы и превращает создание музыки в своего рода конструктор. Вместо готовых произведений под смонтированные сцены, режиссер получает целую палитру музыкальных текстур. Затем с помощью музыкального редактора из них создаются уникальные произведения, отражающие видение режиссера. Работа с музыкальным редактором часто становится более тесной, нежели с самим композитором.

 

Композиторские тренды: как меняется музыкальный язык


1. Звукоизобразительность


С недавних пор режиссеры и композиторы все чаще создают для кино атмосферную музыку, где на первый план выходят текстуры, а не мелодии. Например, Хильдур Гуднадоуттир, композитор саундтрека к сериалу «Чернобыль», отправилась в Литву, чтобы записать звуки ядерного реактора. Затем она превратила их в музыкальные сэмплы.


В 2023 году премии британской и американской киноакадемий за лучший саундтрек получил немецкий композитор Фолькер Бертельманн (известный как Хаушка) за музыку к фильму «На западном фронте без перемен». Его музыка становится частью звукового наполнения кадра — сложно понять, где она заканчивается и начинается саунд-дизайн. Такой подход помогает создать особую эмоциональную атмосферу и подчеркнуть драматическое действие.


Музыка к фильму «На западном фронте без перемен» включает в себя и оркестровые, и электронные элементы. Современные техники композиции позволяют сочетать акустическую музыку с электронной и возможностями цифрового преобразования звука — так традиционные инструменты звучат по-новому и появляются необычные звуки, которые раньше не существовали.  


2. Мотив вместо темы


Тема — это развернутая мелодия, которая звучит в ключевые моменты фильма, а мотив — краткий музыкальный фрагмент, иногда из нескольких нот. Одна из особенностей киномузыки последних лет — это переход от традиционных музыкальных тем к мотивам.


Например, в фильме «Джокер» (2019, режиссер Тод Филипс), который получил Оскар за лучший саундтрек, музыка основана на мотиве всего из двух нот. Хоть он и короче масштабных тем, но всё равно узнаваем. В течение фильма из него вырастают разные, не похожие друг на друга произведения.

3. Минимализм

Сейчас в киноиндустрии есть запрос на лаконичность, простоту и ясность — не только в музыке, но и в других выразительных средствах. Многие режиссеры предпочитают не сложные эмоциональные композиции, а минималистичное сочетание фортепиано и струнных.


Сейчас популярна техника «подготовленного фортепиано», когда внутри инструмента размещают гвозди, шарики для пинг-понга, кусочки ткани и другие предметы, чтобы изменить звучание. Композиторы Крис Бауэрс и Фолькер Бертельманн часто используют этот прием для необычных перкуссионных эффектов.


Также распространено использование остинато — многократного повторения одной мелодии. Режиссеры любят музыку Нилса Фрама, Макса Рихтера и Филипа Гласса, которые часто применяют эту технику.


Демографические тренды: как меняется сообщество композиторов


Не могу не упомянуть движение к большей инклюзивности в кино. В музыке особенно заметно, как увеличилось количество талантливых женщин-кинокомпозиторов, они все чаще пишут для больших проектов. Вот несколько девушек-композиторов, работающих в Голливуде, за творчеством которых стоит следить:


— Хильдур Гуднадоуттир — исландская виолончелистка, композитор музыки к кино, сериалам и видеоиграм, обладательница премий «Оскар», «Грэмми», «Эмми», «Золотой глобус», «Бафта». Известна по работе над сериалом «Чернобыль», видеоигрой Battlefield 2042, фильмами «Мария Магдалина», «Джокер», «Тар», «Говорят женщины»;

— Пинар Топрак — американский композитор турецкого происхождения, номинант на премию «Эмми», известная музыкой к фильму «Капитан Марвел» и сериалу «Старгёрл»;

— Мика Леви (также известная под псевдонимом Микачу) — английская певица, композитор, продюсер, номинант премии «Оскар» и «Бафта». Она работала над фильмами «Побудь в моей шкуре» и «Джеки»;

— Натали Холт — британская скрипачка и композитор кино и сериалов, наиболее известная работой над сериалами «Локи» и «Оби-Ван Кеноби»;

— Нами Мелумад — израильско-голландский композитор, автор музыки к сериалам «Звёздный путь: Странные новые миры», «Звёздный путь: Протозвезда», фильмам «Тор: Любовь и гром», «Американский огурчик»;

— Энн Никитин — канадский композитор, известна работой над сериалами «Опасные связи», «Белый конь», фильмами «Серое и белое», «Исчезнувшие» и другими.

Отдельно хочу выделить и композиторов российского происхождения, которые успешно работают над крупными голливудскими проектами:


— Анна Друбич. Помимо большого успеха в российском кино, Анна пишет музыку и для голливудских фильмов. В список ее проектов входят «Улица Страха», «Варвар», а в 2024 году выйдет фильм «Балерина», музыка для которого написана в соавторстве с Марко Белтрами;

— Соня Белоусова — пианистка и композитор, наиболее известна своей работой в проектах «Ведьмак» (также является автором песни «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» совместно с Джиона Остинелли), «Романовы», «Кое-что о Пэм».
Лена Гликсон

В иллюстрации использовано изображение автора Tippawan Sookruay (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/

27.12.2023
Важное

Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.

13.11.2025 13:00:00

Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.

13.11.2025 09:00:00
Другие Статьи

На Каннском фестивале состоялась премьера фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» — легкой и ностальгической истории о том, как группа молодых французских кинокритиков в конце 1950-х изменила язык мирового кино.

Почему Австралии не удаётся с помощью миграционной программы обеспечить приток квалифицированных специалистов?

Протекционистская политика Дональда Трампа пока не принесла ожидаемых результатов. Тарифы нарушили логистические цепочки, а экономический рост в большинстве штатов замедлился или вовсе перешел в спад.

Бывший генсек ШОС Рашид Алимов — о стратегии по урегулированию ситуации в Афганистане, который после почти полувековой гражданской войны по-прежнему остается зоной нестабильности.