В ЕГИПЕТСКОЙ СТОЛИЦЕ КАИРЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СООБЩЕСТВА ЗАББАЛИНОВ СОЗДАЛИ УНИКАЛЬНУЮ СИСТЕМУ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ
В тени оживлённых каирских улиц, где в воздухе сплетаются густые ароматы уличной еды и громкие голоса клаксонов, скрыт другой мир. Мир, созданный отходами, которые ежедневно оставляют после себя почти двадцать миллионов жителей.
В этих бедных кварталах, разбросанных по карте города, словно заплатки на старом ковре, живут заббалины, что в переводе с египетского арабского означает «сборщики мусора».
Заббалины придумали систему, достойную восхищения: через их натруженные руки проходит и отправляется на переработку до 80 % всех отходов
Каира. В мире, где даже самые развитые города едва ли способны переработать лишь четверть своих отходов, этот результат кажется чудом.
Заббалин — это уникальная община, состоящая преимущественно из египтян-коптов, которая на протяжении десятилетий зарабатывала на жизнь сбором, сортировкой и переработкой отходов. Это не просто работа, это настоящее искусство выживания, основанное на стойкости и удивительной изобретательности.
Община создала свою собственную, пусть и неофициальную, но невероятно эффективную систему утилизации. В мусорных развалах, где другие видят лишь грязь, разложение и беспорядок, они способны разглядеть скрытые возможности.
Семь поселений заббалинов, в каждом из которых проживает от 50 до 70 тысяч человек, разбросаны по всему
Большому Каирскому региону, словно лоскутное одеяло из перенаселённых кварталов. Каждое из этих мест — не просто жилой район, а настоящий центр сортировки и переработки отходов. Сердце уникальной общины - деревня
Мокаттам, расположенная у подножия одноимённого плато в пригороде
Маншият-
Насер.
Мокаттам, прозванный «городом мусора» из-за того, что отходами забиты все его узкие улочки, - это место, где мусор становится ресурсом. Здесь его тщательно сортируют, и ни одна вещь не пропадает зря.
Система утилизации отходов, созданная заббалинами, — это результат многовекового опыта, продиктованного как традициями, так и банальной необходимостью. Каждое утро, едва забрезжит рассвет, мужчины отправляются на улицы
Каира, чтобы собрать мусор. Они движутся по городу на самых разных транспортных средствах: от современных мусоровозов в богатых районах до простых пикапов и повозок, запряжённых ослами, в менее обеспеченных кварталах.
Их задача — собирать мусор, разбросанный по улицам
Каира. Это не просто обязанность, а важный первый шаг в сложном процессе, который обеспечивает жизнь сообщества. Когда мусор собран, за дело берутся женщины и дети. В тесных, слабо освещённых домах или прямо под открытым небом они кропотливо сортируют отходы.
Бумага, металл, стекло и пластик проходят тщательную сортировку. Каждый предмет, который можно переработать, отправляется на утилизацию. Работа кипит без остановки, даже несмотря на резкий запах гниющей органики и постоянный гул измельчителей. Эти мощные машины, установленные в тесных помещениях, превращают выброшенный пластик в сырьё, готовое к продаже и повторному использованию в производстве.
Одной из самых удивительных особенностей системы утилизации отходов у заббалинов являются... свиньи. Будучи одной из немногих групп в
Египте, которым разрешено разводить этих животных, заббалины, преимущественно христиане, используют свиней как важный винтик своего механизма переработки. В стране, где большинство населения — мусульмане и где свиньи запрещены из-за религиозных и культурных норм, эти животные становятся символом изобретательности и эффективности.
Свиньи поедают пищевые отходы, превращая органику в ценный ресурс, а не в лишний груз. Их навоз используется как удобрение, создавая тем самым замкнутую экосистему, которая максимально эффективно использует ресурсы и сводит к минимуму отходы, отправляемые на свалки.
«Жизнь здесь у нас очень трудная», — произносит
Ханаа, мать пятерых детей, живущая в одном из поселений заббалинов. Её квартира словно отражает саму суть их бытия: это микрокосм, где жизнь переплетается с работой, а домашний уют соседствует с функциональностью. Один этаж служит жилым пространством для её семьи, другие отведены под сортировку и переработку мусора. На крыше, среди хаотичных нагромождений вещей, в самодельных загонах рядом с козами ютятся свиньи, создавая уникальную экосистему, где любая железка или деревяшка идут в дело.
«Свиньи помогают нам жить, — объясняет
Ханаа, и её голос звучит уверенно, несмотря на усталость. —
Они для нас источник и еды, и денег». Однако разведение свиней сопряжено с определёнными трудностями. Для многих египтян близость этих животных к жилым домам остаётся неоднозначной ситуацией - сказываются культурные и религиозные различия. Особенно острым конфликт между разными сообществами стал во время вспышки свиного гриппа в 2009 году, когда правительство
Египта приняло решение о массовом уничтожении свиней по всей стране. Хотя эта мера была объявлена необходимой для защиты общественного здоровья, она непропорционально сильно ударила по сообществу заббалинов. Свиньи были не просто животными — они являлись краеугольным камнем системы утилизации отходов и средством к существованию для многих семей. Но несмотря на это, постепенно, шаг за шагом, заббалины восстановили свои хозяйства, вернув и свиней.
Деревня
Мокаттам - это не только ключевое место сортировки отходов, но и центр общественной жизни. Здесь, среди шума и запахов отходов, возвышается монастырь
Святого Симона Кожевника — удивительное святилище, высеченное в скалистых утёсах горы Мокаттам. Это одна из крупнейших церквей на
Ближнем Востоке, способная вместить тысячи верующих. Её просторный интерьер, наполненный светом и тишиной, контрастирует с окружающим миром. В безупречно чистой и ухоженной обители можно забыть о хаосе снаружи.
Всего же в пещерах
Мокаттам находятся семь отдельных пещерных церквей, каждая из которых украшена тонкой резьбой, богатой религиозной иконографией и библейскими текстами, которые словно оживают в полумраке подземных сводов. Церкви служат не просто местами молитвы, но и маяками, указывающими на неразрывную связь общины заббалинов с их коптской идентичностью. Здесь, среди суровых скалистых пейзажей, вера становится неотъемлемой частью ландшафта, вплетённой в саму ткань жизни. Она дарит утешение, силу и надежду тем, кто каждый день сталкивается с трудностями.
А их в жизни заббалинов немало. Сообщество постоянно испытывает давление со стороны правительства
Египта, стремящегося модернизировать и формализовать сектор утилизации отходов. В 2003 году власти начали сотрудничество с частными компаниями, чтобы передать им сбор и переработку мусора, что поставило под угрозу существование многих семей заббалинов. Корпорации пришли с современными технологиями и обещаниями эффективности, но их попытки вытеснить сообщество оказались сложнее, чем предполагалось.
Корпоративные методы, при которых, как правило, используется крупноразмерное оборудование и стандартизированные процессы, не смогли конкурировать с разветвлённой сетью заббалинов. Их система, основанная на знаниях, передаваемых из поколения в поколение, и удивительно экономичных подходах, оказалась более гибкой и адаптивной. Заббалины победили, сохранив свою роль в экосистеме Каира.
Их система не имеет аналогов по своей способности перерабатывать огромные объёмы отходов, несмотря на почти полное отсутствие формальной инфраструктуры. В городе, где мусор зачастую просто вываливают на улицу, заббалинская модель работает благодаря не высокотехнологичному оборудованию, а человеческой изобретательности, коллективному опыту и тяжкому труду.
Будущее заббалинов туманно. По мере того как
Каир продолжает расти, поглощая окраины и обновляя свою инфраструктуру, их некогда важная роль как основных сборщиков мусора может уйти в прошлое.
Однако в
Мокаттаме влияние общины все еще велико. К тому же их опыт дает пищу для дискуссии не только о том, как обращаться с отходами, но и о том, как строить более устойчивое будущее.
В то время как мировые лидеры собираются на глобальных саммитах, таких как COP 29, чтобы обсудить вопросы изменения климата и управления отходами, подход заббалинов служит напоминанием о том, что лучшие решения часто зарождаются на уровне сообществ.
Эти мужчины, женщины и дети, хотя и остаются в тени, своими ежедневными усилиями показывают, на что способно сообщество, когда оно берёт на себя ответственность за окружающую среду. Их труд доказывает, что даже мусор — это не конец, а начало нового цикла.
В то время как весь мир пытается справиться с мусорным кризисом, заббалины превращают хаос в порядок, а отходы — в возможности. Для них не существует понятия «мусор». Каждый предмет, каждый фрагмент отходов рассматривается как потенциальное сырьё, которое можно использовать повторно.
Geographical
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения Lora , Sherif9282