Мумии тоже люди

АВСТРАЛИЙСКИЙ МУЗЕЙ СНЯЛ С ЭКСПОЗИЦИИ МУМИИ ИЗ-ЗА ЭТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

В австралийском музее задумались об уважительном отношении к людям, чьи мумифицированные останки входят в коллекцию египетских древностей. Открытые останки убрали из экспозиции, а от слова «мумия» отказались из-за его ассоциаций с поп-культурой.

Стремясь сориентироваться в меняющихся этических принципах музеологии, сиднейский Музей Чау Чак Винга снял с экспозиции ряд древнеегипетских человеческих останков, в том числе незабинтованную мумифицированную ступню в старой металлической коробке из-под печенья. Кроме того, по рекомендации старшего куратора отдела древностей и археологии Мелани Питкин из экспозиционного зала при Сиднейском университете убрали мумифицированную голову. Также музей переименует свой Зал мумий, чтобы избавиться от ассоциаций с популярной культурой, не имеющей ничего общего с серьезной наукой о Древнем Египте. Питкин рассказала The Art Newspaper, что, по ее мнению, более подходящим названием было бы что-нибудь вроде «Дома вечности», точнее отражающее культурные мотивы мумификации в Древнем Египте. Однако переименование состоится только после консультаций с египетским сообществом в Австралии и в самом Египте.

мумия-1_ст+ copy.jpg

По словам Питкин, ее музей входит в число мировых лидеров в сфере разработки и внедрения новых протоколов, регулирующих экспонирование египетских мумифицированных человеческих останков. «Это злободневный вопрос. В академической среде он обсуждается уже, наверное, десятилетие, но внедрение изменений в музеях идет очень медленно», — рассказывает она.

Мелани Питкин работает в Музее Чау Чак Винга с февраля 2022 года. До этого она была младшим научным сотрудником отдела египетских древностей в Музее Фиц­уильяма при Кембриджском университете, а еще раньше более десятилетия трудилась в сиднейском Музее прикладного искусства и науки. Она рассказывает, что, когда только пришла на свое нынешнее место работы, ее удивило обилие мумифицированных частей тел в экспозиции египетского отдела. Впрочем, ей известно, что музеи мира пока не достигли консенсуса относительно того, как следует демонстрировать и описывать подобные экспонаты. «Никаких четких рекомендаций не существует ни на международном, ни на местном институциональном уровне», — объясняет Питкин.

Тем не менее в сиднейском музее приняли решение (вошедшее в недавно опубликованные на его сайте директивы) не экспонировать открытые человеческие останки. «Будет рассматриваться включение в экспозицию только полностью обернутых или закрытых останков, — говорится в директивах. — Мы будем использовать формулировки, отражающие тот факт, что эти останки, сколько бы тысяч лет им ни было, представляют собой тела когда-то живших людей».

Музей отказывается от употребления слова «мумия» в пользу таких словосочетаний, как «древнеегипетские мумифицированные человеческие останки» и «египетские мумифицированные останки».

Мелани Питкин рассказывает, что музеи, в сферу специализации которых входит египтология, в вопросах, связанных с экспонированием спорных и потенциально оскорбительных материалов, ориентируются в основном на этический кодекс Международного совета музеев. По ее словам, формулировки кодекса весьма расплывчаты. Он призывает к уважительному экспонированию мумифицированных человеческих останков, но не уточняет, что это означает на практике.

За полтора года исследовательской работы и консультаций Музей Чау Чак Винга провел ряд опросов, посвященных реакции посетителей на экспонирование мумифицированных останков. Их результаты повлияли на решение музея убрать «отделенные» части тела, в том числе упомянутую ступню, как оскорбительные и пропитанные духом колониализма. Хотя опрос показал, что 79 % респондентов не считают проблемой демонстрацию человеческих останков в музейных экспозициях, этот ответ связан со значительными оговорками. В их числе — условие, что выставленные останки должны принадлежать людям, жившим по меньшей мере на два поколения раньше посетителей музея.

Сейчас в экспозиции Музея Чау Чак Винга оставили только полностью обернутые мумифицированные останки неустановленного взрослого человека в саркофаге, подписанном именем «Меруа», и останки юноши по имени Хорус (около 100 года н. э.). Вдобавок экспонируются трехмерные визуализации, созданные на основе сканограмм этих объектов.

По словам Мелани Питкин, главная проблема заключается в отсутствии единой международной практики в отношении экспонирования человеческих останков.

Она добавляет, что стопа в металлической коробке из-под печенья была передана в дар музею еще до 1960-х годов. В Египте туристы покупали такие весьма шокирующие предметы в качестве сувениров.


Элизабет Фортескью, The Art Newspaper Russia
Иллюстрация: использованы изображения Annisa и Nataliia Blazhko.
05.06.2024
Важное

Дональд Трамп объявил о введении 25-процентных пошлин на импорт автомобилей.

28.03.2025 13:00:00

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00
Другие Статьи

Онлайн-выставка «Двери, ключи, пороги, лестницы, коридоры...» раскрывает глубинные значения этих древних архетипов.

Дебютный проект студии Майка Лейдлоу Yellow Brick Games Eternal Strands не может похвастаться интересным геймплеем.

Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.

Код Фриппа: как один человек изменил язык рок-музыки.